Ташкентский ботанический сад превратился в непролазные тугаи
Его не сразу узнаешь - настоящие дебри тугайного леса почти в самом центре столицы. Стволы экзотических для Ташкента деревьев - пихт, лиственниц, берез, кипарисов до вершин густо опутали стебли лиан, накрыв тяжелыми шапками садовые аллеи. В их тени разрослись колючие кусты ежевики. Паразитическая лиана ломонос, по праву занимавшая свое место в экспозиции «Лесная флора Центральной Азии», как типичный представитель пойменных лесов Узбекистана, за последние годы распространилась на всю территорию сада, унифицировав ее облик. Где тут теперь «Северная Америка», «Дальний Восток», «Европа», «Крым и Кавказ»?.. Можно догадаться только по прежним указателям. Семена лиан разносятся птицами, климат для них подходит идеально, а бороться с их безудержной экспансией сил и средств до сих пор не было практически никаких.
По словам руководства, до недавнего времени в саду на 66 гектаров работали всего пять рабочих. Тогда как на обустройство 1 гектара обычного городского парка требуется регулярный труд 5-7 человек. То есть Ботаническому саду для «поддержания формы» нужен был штат человек в 300, не меньше. А здесь их пока всего 80, включая научных сотрудников, которых за зарплату в 35000 сумов (около 30 долларов) не заставишь корчевать лианы и прореживать кусты.
В конце прошлого, 2003 года, в связи с 60-летием Академии наук Узбекистана, власти, наконец, обратили внимание на Ботанический сад. Вышло постановление Кабинета Министров о создании специальной комиссии, по результатам работы которой из госбюджета начали выделять средства.
Пока же сад продолжает очаровывать первозданной дикостью. Идешь по его тропинкам, а вокруг сплошная стена непролазной чащи, словно где-нибудь в дельте Амударьи. И это сейчас, когда на растениях еще нет листвы. Впрочем, влюбленным парочкам тут теперь cамое раздолье - романтическая тишина, безлюдье, легко укрыться от случайных глаз. Еще через пару недель, когда все начнет цвести, через щели в ограде сюда полезут и многочисленные охотники за фиалками, тюльпанами, ветками верб. Снести весенние цветы этих заповедных тропинок прямиком на Алайский базар - «бизнес» без затрат и почти без риска. Ведь нет пока в саду и сторожей.
Посреди сада возвышается одинокий холм, некогда предназначенный для панорамного обозрения. На его вершине растут невысокие деревца. Согласно древнему обычаю отмечать «священные места», веточки этих деревьев сплошь покрыты привязанными к ним лоскутами материи. И кто-то находчивый догадался подвесить среди них свое дилерское объявление от компании Oriflame. Во всем и повсюду - приметы времени...