Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Дустум: сохранение мира важнее поста в правительстве

26.04.2002 00:00 msk, Камелия Энтехаби-Фард

Дустум: сохранение мира важнее поста в правительстве

Интервью Абдула Рашида Дустума

Когда 18 апреля бывший король Захир Шах прибыл в Кабул, внимание многих наблюдателей оказалось приковано к заместителю министра обороны генералу Дустуму. Было замечено, что на церемонии встречи в аэропорте генерал Дустум не отходил от обожаемого пуштуна. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight]. После церемонии Дустум, в гражданском платье, заменившем привычный мундир, встречался с губернатором Кандагара Гул Агой Ширзаем, председателем временного правительства Хамидом Карзаем и специальным представителем США Залмаем Халилзадом. Он поведал, что на встречах речь шла о предстоящей Лойя джирге, или верховном законодательном совете, который сформирует и назначит афганское правительство. Узбек Дустум заявил, что на встречах обсуждался также вопрос о центральной роли Севера в процессе реконструкции. Два дня спустя Дустум дал интервью корреспонденту EurasiaNet Камелии Энтехаби-Фард.

Не дожидаясь, пока я включу магнитофон, генерал Дустум повернулся ко мне и сердито сказал: «Что это за слово, вождь, которым вы, журналисты, меня называете?» Пока я раздумывала над ответом, его секретарь, г-н Заки, очень похожий на самого генерала, посмотрел на часы и сказал: «20 минут. У вас только 20 минут для интервью». После этого Дустум сразу же начал говорить о том, что он считает роль Севера и Мазари-Шарифа, своей вотчины, решающей в будущем Афганистана. Когда он умолк, я повернулась к г-ну Заки и сказала: «Теперь моя очередь, у меня 20 минут».

EurasiaNet. Что Вы ожидаете от Лойя джирги?

Дустум. Мы дали направление вооруженной борьбе против терроризма. Армии – это армии, и они делают свое дело. Теперь же никто не будет совершать ошибок. Лойя джиргой занимается специальная комиссия по ее организации. Это гражданские лица, а мы военные. Нам не позволено вмешиваться в ее работу. Наша задача в том, чтобы ее работа проходила гладко и не была сорвана.

EurasiaNet. Какие конкретные шаги можно предпринять, чтобы работа проходила гладко?

Дустум. Наконец-то, после 23 лет войны и разрушений, у нас появилась возможность провести выборы и направить своих представителей в Лойя джиргу. Я говорил с Лахдаром Брахими и комиссией по выборам в Лойя джиргу, и мы поработали вместе. Наши граждане на Севере поддерживают Лойя джиргу и центральное правительство. Они больше не хотят раздоров и войны. Мы делаем все возможное, чтобы помочь работе комиссии по созыву Лойя джирги.

EurasiaNet. Вы провели несколько встреч за последние два дня. Можете ли Вы сказать, с кем Вы встречались и что обсуждалось на этих встречах?

Дустум. В кабульском офисе партии «Вахдат» мы встречались с большинством руководителей провинций и старейшинами всех этнических групп, которые прибыли для того, чтобы поприветствовать вернувшегося на родину короля. Мы говорили о необходимости большего единства и о том, как мы будем работать вместе, о более тесных отношениях. В частности, мы обсуждали судьбу заключенных. В Мазари-Шарифе в тюрьме находится более 2900 заключенных-талибов. За последние несколько месяцев мы выпустили на свободу около 800 заключенных, и теперь наши братья из других провинций спрашивают нас, нет ли среди заключенных людей, которые примкнули к «Талибану» случайно или были завербованы силой. Среди этих заключенных – афганцы, пакистанцы и представители других национальностей. По нашему плану, группа представителей ООН прибудет в Мазари-Шариф, посмотрит на заключенных и скажет нам, кого, с их точки зрения, можно отпустить. Конечно, мы должны будем также спросить разрешения Карзая.

EurasiaNet. Многие люди придают значение тому, что во время встречи короля в аэропорту Вы находились совсем рядом с ним.

Дустум. Дустум всегда остается самим собой. Я никогда не переходил на другую сторону за все время конфликта. В прошлом я поддерживал [Мохаммеда] Наджибуллу, [советского ставленника в Афганистане с 1986 по 1992 год]. Это было тогда, когда его поддерживал наш народ. Мы всегда находимся на стороне народа. В последние девять лет, в период правления злодейски убитого [командующего силами Северного альянса Ахмеда Шаха] Масуда и [шиитского лидера Абдул Али] Мазари, я не терял контакта с королем. Девять лет назад во время нашей встречи мы пришли к соглашению, названному Римским соглашением. Мы договорились о роли короля в миротворческих усилиях в Афганистане. С тех пор мы поддерживали постоянный контакт с королем. Я звонил ему по телефону, сообщая и плохие, и хорошие новости. Он старейший отец Афганистана, и все, от правительства до племенных вождей, почитают и уважают короля.

EurasiaNet. Отсутствие в аэропорту вашего начальства, [министра обороны] генерала Мохаммеда Фахима, было замечено. Имеются ли для этого какие-то особые причины?

Дустум. Фахима не было на церемонии в аэропорту. Конечно, было бы лучше, если бы он пришел. Люди дают свои собственные объяснения этому. Но он должен был поехать в Париж. Французский министр обороны давно пригласил его, и он не мог изменить своего графика. На церемонии присутствовал я – заместитель министра обороны, и я являюсь представителем министра. Я являюсь также представителем Севера.

EurasiaNet. Говорили, что Вы были очень близки к назначению министром обороны на Боннской конференции [в декабре 2001 года, принявшей решение о формировании временного правительства]. Хотели бы Вы занять этот пост в будущем?

Дустум. Прежде всего, я должен сказать, что должность для меня не имеет значения. Некоторые наши ученики сегодня занимают посты во временном правительстве. Фахим – министр, а я заместитель министра. Я согласился занять этот пост, чтобы объединить всех моджахеддинов. Я занял его, чтобы не были совершены ошибки. Занимаем мы пост замминистра или нет, народ все равно поддерживает и уважает нас. Никто не забудет роли Дустума в войне с «Талибаном» и «Аль-Каидой». Я надеюсь, что мирный процесс продолжится. Надеюсь, что не потеряем поддержки со стороны всего мира. После 23 лет у нас появилась уникальная возможность. У нас был шанс, когда Наджиб потерял власть. Если теперь мы вновь упустим возможность, вновь начнется война, и тогда мир перестанет обращать на нас внимание. Поэтому достижение мира сейчас очень важно. Сохранение мира важнее поста в правительстве.

EurasiaNet. Вы поддерживаете контакты с американской армией?

Дустум. Когда все начиналось, первая группа американских солдат прибыла к нам. В настоящее время на Севере американцев нет, но мы поддерживаем контакты с ними. Мы очень многим обязаны американским силам. Без их воздушной мощи мы не смогли бы победить терроризм так [быстро], как это произошло. Я поддерживаю контакты с Халилзадом и другими американцами по телефону.

От редакции. Камелия Энтехаби-Фард – журналист, специализируется на освещении событий в Афганистане и Иране. В настоящее время по заданию EurasiaNet находится в Афганистане.