Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Британия прогнозирует священные войны в XXI столетии

22.12.2003 00:00 msk, Ольга Дмитриева

Сдается, что Усама бен Ладен в объявленной им священной войне против неверных в Америке, составной частью которой явилось нападение на Нью-Йорк и Вашингтон, одерживает победу.

Он потерял свою базу в Афганистане, лишился многих из своих приверженцев и бойцов, пострадали его коммуникации и финансы, возможно, наконец, что и сам он погребен под руинами бомбежек в Афганистане или же, как склонны полагать в Лондоне и Вашингтоне, скрывается где-то в племенных районах Пакистана. А между тем от Кандагара до Багдада, от Стамбула до Риада льется кровь. Льется кровь во имя объявленной бен Ладеном священной войны против неверных - во имя джихада.

Бомба "Талибана", взорванная на Кандагарском базаре, метила в американских солдат, но вместо этого ранила двадцать мирных афганских жителей. В тот же самый день самолет США атаковал "известного террориста" в афганском Газни, убив при этом девять детей. Гибель детей не поспособствует американцам в попытке завоевать симпатии в Афганистане или где-либо еще: нет сомнений, что это лишь усилит враждебный настрой мусульман по всему миру.

На Западе имеет место тенденция преуменьшать - или же и вовсе игнорировать - размах бенладеновского успеха. И правительство США, и правительство Соединенного Королевства расценивают подобное признание как нелояльное или же еретическое. Но давайте вернемся к тем заявлениям, которые делал бен Ладен в 90-х, чтобы понять, чего он достиг сегодня.

Итак, провозглашенными им целями были: вывод американских солдат с территории Саудовской Аравии; свержение саудовского правительства; выдворение евреев из Израиля; наконец, общемировое противостояние между Западом и мусульманским миром.

Его успех в достижении цели номер один - очевиден. Враждебность бен Ладена по отношению к Соединенным Штатам началась с прибытием десятков тысяч американских солдат в его родную страну, в Саудовскую Аравию, использованную в качестве плацдарма для войны с Ираком в 1991 году. Бен Ладен воспротивился их присутствию на земле, на которой расположены две святыни ислама - Мекка и Медина. После 11 сентября США сделали в точности то, чего желал бен Ладен, - они вывели практически все свои войска из Саудовской Аравии и передислоцировали свою региональную штаб- квартиру в Катар.

Отношения между Вашингтоном и Риадом остались со времен 11 сентября подпорченными, что и неудивительно с учетом того, что большинство террористов, совершивших атаку на США, происходили из Саудовской Аравии.

Усама бен Ладен не преуспел в выполнении своей второй задачи - свержении саудовского правительства. Однако позиция оного нынче намного более рискованна, нежели в ту пору, когда Усама наметил его свержение. Двойственное отношение американского правительства к Риаду вызвало изрядные потрясения в королевстве.

Власти страны после десятилетия замалчивания и отрицания сегодня оказывают противостояние "Аль-Каиде" и подавляют слишком "горячих" проповедников. Саудовская Аравия, невзирая на свои нефтяные богатства, испытывает серьезнейшие экономические и социальные проблемы, в числе которых и огромное число молодых безработных. Сообщения о стычках между саудовскими властями и группировками, связанными с "Аль-Каидой", сегодня стали носить регулярный характер.

Бен Ладен не выполнил и своей задачи номер три: разрушения Израиля. Несмотря на страдания израильтян от террористов-камикадзе, Израиль находится в ситуации превосходства, держа под строжайшим контролем жизнедеятельность палестинцев, осуществляя ликвидацию подозреваемых в терроризме боевиков и продолжая захват земель на Западном берегу. Однако односторонний характер этого конфликта и то возмущение, которое он вызывает далеко за пределами его границ, помогли бен Ладену достигнуть четвертой и самой главной из поставленных им задач: поляризации.

Он предсказал эту поляризацию еще в феврале 1997 года, в то время, когда подобное казалось весьма маловероятным: "Война будет идти не только между народом двух священных мечетей (Саудовская Аравия) и американцами, но между исламским миром в целом и американцами со всеми их союзниками, ибо эта война является новым крестовым походом, который возглавила Америка против мусульманских народов". Бен Ладен, если считать его все еще живым, здравым и имеющим выход в Интернет, с наслаждением прочел бы субботнюю "Таймс", которая посвятила большую часть своей полосы публикации, провозглашающей наличие "врага в тылу", - потенциальную угрозу взрыва бомбы в Британии неким британским гражданином мусульманского происхождения. Сам факт, что подобная перспектива не рассматривается больше как малоправдоподобная, демонстрирует, до какой степени изменился мир.

Тони Блэр и министр иностранных дел Джек Стро неоднократно повторяли, что "война с терроризмом" нацелена на маленькие группки исламских террористов и на те непреуспевшие государства, которые укрывают их. Они стали бы со всей справедливостью отрицать, что сие есть крестовый поход против мусульман. Впервые опубликовав на минувшей неделе перечень политических целей, министерство иностранных дел (Британии. - О.Д.) обозначило в качестве первоочередной задачи войну с терроризмом и признало опасность поляризации. Рассматривая предстоящее десятилетие, МИД заявил, что борьба идеологий между рыночными экономиками и марксизмом, являвшаяся доминантной в Европе XX столетия, судя по всему, уступает место схваткам на религиозной основе: "Возможная конфронтация идей, весьма вероятно, затронет Соединенное Королевство и другие западные демократии в начале XXI века, проистекая из религии и культуры", - говорится в стратегическом документе МИД "Международные приоритеты Соединенного Королевства". - Религиозные вероисповедания вновь выдвигаются в качестве движущей силы в международных отношениях...

Этот вопрос будет поднят, наиболее очевидно, во взаимоотношениях между западными демократиями и некоторыми исламскими странами или группами".

Нападение на США 11 сентября, предпринятое Усамой бен Ладеном, является самой главной причиной этой поляризации. Однако ответ Джорджа Буша - две затеянные им войны и неспособность уладить израильско-палестинский конфликт обострили эту поляризацию. Два года спустя после оккупации Афганистана США контролируют страну лишь отдельными "пятнами". За пределами городов любые передвижения опасны, как, впрочем, опасна жизнь и в самих этих городах, - бомбы, сброшенные на Кандагар, подтвердили это.

"Талибан" перегруппировался и ныне наращивает мощь. Возможно, война в Афганистане была необходимостью, но война в Ираке таковой не была. Между Саддамом Хусейном и Усамой бен Ладеном связи не существовало. Сегодня США воюют на двух фронтах, не имея между тем контроля ни над одним из этих фронтов.

Вместо того чтобы идти войной на Ирак, Бушу следовало бы, как настоятельно советовал ему Блэр, сначала разобраться с Израилем и Палестиной. Несмотря на то, что на прошлой неделе госсекретарь США Колин Пауэлл выказал интерес к Женевскому соглашению, работе израильско-палестинского лагеря мира, Буш не оставил никаких сомнений в том, что США не являются независимым арбитром в этом конфликте. Он поставил себя рядом с Шароном. Он заявил, что поддерживает создание Палестинского государства, однако не выразил никакого стремления употребить политическую и финансовую мощь Соединенных Штатов над Израилем, чтобы попытаться осуществить это.

Между тем разрешение израильско-палестинского конфликта является единственной ближайшей мерой предотвращения опасной поляризации мира - той поляризации, которую задумал Усама бен Ладен.