Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Зам. министра иностранных дел России - о поддержке соотечественников за рубежом

25.11.2003 00:00 msk, Галина Белоус

Миграция 

Элеонору Митрофанову сравнивают с Александрой Коллонтай: в МИД России она - первая женщина-руководитель столь высокого ранга. Уже один этот факт вызывает помимо уважения вполне понятное любопытство: как ей работается в стенах министерства, какие проблемы приходится решать? На эти и другие вопросы Элеонора Валентиновна отвечает корреспонденту "Парламентской газеты".

- Хотелось бы начать с вопроса о гражданстве в России, который в последнее время стоит очень остро. На днях Президент России подписал поправки к закону о гражданстве. Как вы лично оцениваете новые изменения, внесенные в закон? Все ли учтено? Смогут ли эти поправки решить все проблемы, возникающие перед нашими соотечественниками?

- Напомню, что справедливо критиковавшийся за излишнюю жесткость Закон "О гражданстве РФ" в качестве своей основной задачи предусматривал борьбу с незаконной миграцией и соответствовал в целом международным стандартам и обязательствам России. Однако если на Западе похожие законы закрывают двери "чужим", то у нас этот закон поставил заслон к приобретению гражданства "своим" - бывшим гражданам некогда единой страны, соотечественникам. Можно только приветствовать внесенные Президентом России и принятые Федеральным Собранием поправки, которые призваны учесть интересы большинства соотечественников. Если говорить о содержании этих поправок, то предусматриваемые ими льготы коснутся в основном граждан бывшего СССР, проживающих на территории России. Кроме того, право получить российское гражданство по упрощенной схеме появится у молодых людей, имеющих гражданство иностранного государства в случае, если они окончили российские средние специальные или высшие учебные заведения после 1 июля 2002 года либо отслужили по контракту в силовых структурах Российской Федерации.

Что касается оценок, то, как правило, "тонкие места" выявляются практикой. Посмотрим, как эти поправки будут работать, и поговорим об этом где-то через год.

- Как вы считаете, отразятся ли поправки к закону о гражданстве на реализации концепции поддержки Россией соотечественников за рубежом?

- Как известно, российская концепция работы с соотечественниками строится не на гражданской принадлежности людей, а на принципе их этнокультурной и духовной самоидентификации. Наш Президент Владимир Путин отметил, что "соотечественник - категория далеко не юридическая. И уж тем более не вопрос статуса или каких бы там ни было льгот. Это в первую очередь вопрос личного выбора. Вопрос самоопределения". Я считаю, что любой человек, причисляющий себя к российским соотечественникам и реализующий свой выбор в поисках живых и постоянных контактов с российским культурным наследием, может претендовать на участие в соответствующих программах поддержки соотечественников за рубежом.

Замечу, что ни в одной стране мира не ведется работа с такой неопределенной правовой категорией, как соотечественники. Однако наши законодатели исходили из уникальности ситуации, сложившейся в результате развала единого государства. Поэтому ограничивать нашу деятельность лишь теми, кто имеет гражданство или русские этнические корни, было бы неправильно. Для нашей работы с соотечественниками поправки к закону важны скорее как психологический фактор, как лишнее доказательство небезразличия России к судьбам соотечественников.

- Работой с соотечественниками за рубежом МИД России стал заниматься .сравнительно недавно, с 2001 года. С чего вы начали, когда вам предложили такой необычный участок деятельности - новый не только лично для вас, но и вообще для России?

- Я начала с ревизии того, что уже было сделано. Сейчас этот процесс инвентаризации - кто работает, с кем работает, как работает - уже заканчивается, и появились определенное структурирование, и переориентация денежных средств. Что касается новизны, необычности работы, то это вполне понятно и преодолимо. Прежняя моя административная работа в ЮНЕСКО дала очень много: и в плане понимания многих вопросов, и в плане контактов, связей. Весь этот опыт теперь помогает в работе с соотечественниками.

- Мы все хорошо помним о серии громких политических процессов по обвинению наших ветеранов Великой Отечественной войны в военных преступлениях в Латвии и Эстонии. Какую помощь оказывает в подобных случаях Российская Федерация?

- МИД предоставляет им всю возможную консультационную и документальную поддержку, а также юридическую помощь. Защита прав этих людей осуществляется в международных инстанциях, таких, как Европейский суд по правам человека, И уже есть результаты. Но все это проходит на фоне огромного пласта очень непростых проблем, которые приходится решать при отсутствии отработанных механизмов и недостаточности средств. Порой мы сталкиваемся со сложными взаимоотношениями внутри самих организаций соотечественников, где часто личные амбиции руководителей преобладают над интересами большинства его членов. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Мы ищем новые формы сотрудничества, чтобы вести конструктивный диалог с соотечественниками.

- Как распределяются финансовые ресурсы?

- Половина денег используется в Центре на какие-то крупные мероприятия. Половина распределяется по посольствам, при которых постоянно работают гуманитарные комиссии. Через эти комиссии оказывается кому-то из наших соотечественников материальная помощь, кого-то отправляют в санатории. Сейчас, к примеру, налаживается работа, связанная с отправкой и определением пожилых людей в дома престарелых в Россию.

Вообще в рамках Основных направлений поддержки соотечественников за рубежом на 2002-2005 годы, утвержденных распоряжением правительства РФ, успешно реализуется целый комплекс программ в культурной, гуманитарной и образовательной областях. В их числе организация лечения и реабилитации ветеранов Великой Отечественной войны, предоставление гуманитарной помощи социально незащищенным категориям русскоязычного населения, проведение мероприятий, посвященных памятным датам российской истории. Организуются подписка общественных организаций соотечественников на российские СМИ и трансляция российских теле- и радиопрограмм в местах компактного проживания соотечественников. Всего в 2003 году на перечисленные программы в странах СНГ и Балтии в федеральном бюджете было выделено 210 миллионов рублей.

- Защита прав русскоязычного населения за рубежом, решение их социальных проблем - это, понятно, насущные дела сегодняшнего дня. А что планируется, скажем, в сфере экономической? Готовятся ли совместные экономические проекты России и диаспор?

- Полагаю, что совместные экономические проекты - дело ближайшего будущего. Мы рассчитываем на взаимовыгодное сотрудничество с диаспорами. Но для этого требуется провести серьезную подготовку, выработать механизмы сотрудничества с российскими государственными органами, повысить доверие со стороны диаспоры к государству в целом. Пока же успешно развивается сотрудничество в области культуры и образования. В качестве примера приведу созданные на совместной основе и уже функционирующие филиалы российских вузов в некоторых государствах СНГ и Балтии. Эти филиалы дают возможность русскоязычной молодежи получить высшее образование на родном языке, а по окончании учебы - российский диплом государственного образца. Работают также многочисленные курсы подготовки абитуриентов к поступлению в российские вузы. Они создаются при непосредственном участии самих вузов и помогают будущим абитуриентам "подтянуть" свои знания прежде всего по русскому языку, ликвидируя тем самым пробел в их образовании, возникающий из-за различия учебных программ.

Отдельно хочу сказать о московском правительстве, которое выделяет немалые средства для помощи соотечественникам. Благодаря этому строятся и оснащаются школы, открываются московские культурные центры.

- Все это, безусловно, способствует тому, чтобы наши соотечественники не забывали, что они - русские, не забывали свой родной язык. Однако проблемы защиты и развития русского языка, культуры, литературы, самобытных традиций все-таки существуют, и подтверждением тому - недавний международный форум российских соотечественников, состоявшийся в Москве под девизом "Зарубежная диаспора - интеллектуальный ресурс России". Он собрал 300 представителей из 58 стран мира!

- Не ошибусь, если причислю нашу деятельность по поддержке русского языка и образования к числу наиболее актуальных. Мы финансируем профессиональную переподготовку и повышение квалификации учителей русского языка и начальных классов в ведущих педагогических центрах России, совместно с национальными ассоциациями учителей русского языка и литературы проводим конкурсы на лучшего учителя словесности, принимаем участие в организации республиканских и международных олимпиад по русскому языку и литературе, выделяем средства на проведение учебно-образовательных маршрутов для школьников и организацию летнего отдыха детей соотечественников из малообеспеченных и неблагополучных семей. Кроме того, закупаем и поставляем учебники, методическую, справочную и художественную литературу для нужд школ с русским языком обучения в странах СНГ и Балтии: в этом году на это израсходовано более 50 миллионов рублей. Мы поддерживаем общественно значимые мероприятия: Дни русского образования, тематические фестивали и многое другое. Сотрудничаем с ведущими научными организациями, занимающимися исследованиями в области русского языка и литературы. Оказываем содействие русскоязычным СМИ.

Тем не менее хочу особо подчеркнуть, что для России вопрос обеспечения позиций русского языка на постсоветском пространстве носит принципиальный характер. Тот факт, что преобладающая часть населения в странах СНГ и Балтии знают и используют русский язык, - это наше общее преимущество. Русский язык - это де-факто язык межнационального общения на постсоветском пространстве. Некоторые из стран СНГ очень хорошо понимают это преимущество. В Белоруссии, например, русский язык является вторым государственным. В Киргизии по конституции он имеет статус официального языка, в Казахстане официально употребляется наравне с казахским в государственных организациях и органах самоуправления. Мы сейчас активно работаем в этом ключе с другими странами СНГ. Мы не переводим вопрос статуса русского языка в политическое русло и не собираемся насаждать русский язык в уважаемых нами независимых государствах. Но если в странах Балтии и СНГ решат закрепить официально русский язык в качестве языка межнационального общения, как официальный язык в местах компактного проживания русскоговорящего населения для обеспечения повседневной жизни этих людей, мы будем только приветствовать такой подход, который полностью соответствует европейским нормам.