Узбекистан создал благоприятные финансовые условия для инвесторов, но сум может обесцениться
На прошлой неделе в Узбекистане завершен очередной этап проведения экономической реформы. Отныне не существует ограничений на ведение внешнеэкономической деятельности, резиденты и нерезиденты могут свободно конвертировать национальную валюту в иностранную.
Правительство направило в Международный валютный фонд (МВФ) уведомление о том, что страна подписала 8-ю статью устава этой международной организации и приняла обязательства по обеспечению конвертации национальной валюты - сума. Как отмечают эксперты, данная статья требует от присоединившихся к организации стран "не устанавливать без согласования с Фондом ограничения на проведение платежей и денежных переводов по текущим международным сделкам".
Президент Ислам Каримов пояснил, что с 1999 года для страны сложилась "чрезвычайно неблагоприятная внешнеторговая конъюнктура". В частности, из-за обвала мировых цен на золото, хлопок и другую продукцию страна недополучала около 2 млрд. долл. в год.
Но жесткая кредитная политика позволила Узбекистану добиться конвертации национальной валюты, причем не запрашивая у международных финансовых организаций средств для создания стабилизационного фонда. Правительство смогло обеспечить валютную реформу за счет заблаговременного накопления золотовалютных резервов, которые к этому моменту достигли оптимального объема для начала конвертации.
За последние полгода узбекскому Центробанку удалось унифицировать обменные операции. Сегодня обменный курс в Узбекистане составляет 975 сумов за 1 доллар США. По словам вице-премьера, министра экономики Рустама Азимова, "МВФ убедил нас, что в наших же интересах существенно умерить аппетиты правительства при заимствовании у Центрального банка". В прошлом году был сокращен объем таких заимствований, а начиная с этого года правительство в Центробанке не взяло ни одного сума. "В 2004 году мы также не предполагаем делать заимствования в Центробанке, - сказал вице-премьер, - а с 8 октября все ограничения, связанные с конвертацией по текущим счетам, отменены".
К текущим счетам относятся расчеты по экспорту-импорту товаров, купле-продаже валютных ценностей, переводы за границу и в Узбекистан процентов, дивидендов и иных доходов по банковским вкладам, кредитам, инвестициям и прочим финансовым операциям. Сюда же входят переводы неторгового характера - на обучение, лечение, страхование, наследство и другие доходы.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что внутренняя конвертация обернется для народа большими проблемами, поскольку будет сопровождаться девальвацией сума. И национальная валюта обесценится с 975 до 2000 сумов за 1 доллар. Тем более что в последнее время в стране наблюдался дефицит наличности, который привел к забастовкам из-за невыплат зарплат на нерентабельных предприятиях.
Кстати, для последних настал час "Х". По сообщению "Немецкой волны", правительство намерено расстаться с нерадивыми предприятиями, которые более чем за 10 лет так и не смогли приспособиться к новым реалиям жизни. "Мы собираемся приватизировать наши предприятия. Программа приватизации предусматривает продажу государственных активов в 2410 предприятиях, - отметил вице-премьер Рустам Азимов. - Если предприятия не имеют перспектив, мы созрели для того, чтобы их закрыть или продать даже за 1 доллар".
Такая политика властей страны может показаться привлекательной для инвестора. К тому же Узбекистан располагает не только природными богатствами, но и перерабатывающими их производствами, что означает возможный приток в страну твердой валюты. И одно из условий притока иностранного капитала - свобода перемещения инвестиций внутри страны и за ее пределами. Поэтому конвертация национальной валюты крайне важна для Узбекистана. Как заявил президент Ислам Каримов, "мы запаздываем с конвертацией и уже ощущаем это на своей экономике".
Конвертируемость национальной валюты должна быть не на словах и даже не на бумаге, отмечают западные эксперты. Зарубежным предпринимателям нужны гарантии того, что заработанные в Узбекистане средства можно свободно перевести за границу. Будет вывозиться весь заработанный капитал или нет, но такая возможность должна быть принципиально заложена в законодательстве. Инвестор должен быть уверен, что он сможет выплатить дивиденды своим акционерам.
Поэтому правительство и Центробанк разработали проект новой редакции Закона "О валютном регулировании", который будет полностью соответствовать обязательствам Узбекистана перед МВФ. Таким образом, пояснил зампредседателя правления ЦБ Узбекистана Шухрат Ташмурадов, деловая жизнь страны получит новые импульсы, ускорятся процессы интеграции Узбекистана в мировое экономическое сообщество.
Сегодня в Узбекистане уже сформирована нормативно-правовая база, позволяющая инвесторам беспрепятственно вывозить свои дивиденды. Кроме того, она предоставляет зарубежным партнерам большое количество льгот. Так, в последнее время в области иностранных инвестиций приняты три закона: "Об иностранных инвестициях", "О гарантиях и защите прав иностранных инвесторов" и "Об инвестиционной деятельности". Эти законы предусматривают различные аспекты деятельности инвесторов, в том числе в случае неблагоприятных для них условий. Например, 3-я статья Закона "О гарантиях и защите прав иностранных инвесторов" гласит: "В случае если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования".
Как бы то ни было, глава делегации МВФ Эрик де Вайер, посетивший в эти дни Ташкент, отметил, что между миссией МВФ и властями Узбекистана состоялся "конструктивный и полезный обмен мнениями" по программе правительства на 2004 год, которая направлена на углубление макроэкономических и структурных реформ.