Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

В.Ахунов: CONTEMPORARY ART - ИСКУССТВО ВЫБОРА или "МЕЖДУ СИНИМ КОНЕМ И ЖЕЛТЫМ ПАВЛИНОМ"

24.10.2003 00:00 msk, Андрей Кудряшов (Ташкент)

История
В.Ахунов: CONTEMPORARY ART - ИСКУССТВО ВЫБОРА или "МЕЖДУ СИНИМ КОНЕМ И ЖЕЛТЫМ ПАВЛИНОМ"

Вячеслав Ахунов, уроженец киргизского города Ош в Ферганской долине. С 1980 г. живет и работает в Ташкенте. Живописец, писатель, поэт, киносценарист. Участник более 250 художественных выставок различных рангов. Почетный член "Ротари" клуба города Кивани, штат Иллинойс. Известность в постмодернистских кругах получил в 1987 г. как автор пророческого перформанса на горных склонах Ферганского хребта, вблизи Исфары, где установил и поджег 15 деревянных "Лестниц в небо"... К тому времени он уже успел побывать членом правления Союза художников Узбекистана, но в 1989 г. добровольно покинул эту организацию, основав собственную творческую мастерскую и заложив основы Contemporary Art в Узбекистане. А в 2003 г. он организовал в Ташкенте неправительственную организацию, общественное объединение Центр Нового Искусства (ЦНИ) "Визуально-Пластическая Антропология" с целью поддержки отечественного эстетического авангарда.

В настоящее время Вячеслав Ахунов активно работает над проектом нового литературно-художественного и философского альманаха "ПРОТОТИП". Еще в 1996 г. им был написан авангардный роман "Восточный транзит", в 1999 - роман "Пум", опубликованный в альманахе "Поэзия и Фергана", а в сентябре 2003 года вышел в свет альманах "ARK" с его новым постмодернистским романом "Подкидыш". Будущий "ПРОТОТИП", №1 которого выйдет в свет к концу этого года, должен вобрать в себя самые новые, ранее не нигде не публиковавшиеся произведения писателей постмодернистов Центральной Азии.

Вопрос: - Что изменилось в искусстве страны за минувшее десятилетие?

А: - Вполне правдиво ситуацию прошедших 14 лет может характеризовать цитата из статьи главного идеолога официального искусствоведения, директора института искусствознания Узбекистана, академика А.Хакимова "Синие кони - желтый павлин: идиоматика живописи 90-х годов (опубликованной в журнале SANAT 1/99. Стр. 15.): "Живописцы Узбекистана в 90-е годы не предприняли никаких решительных акций - авангарда в искусстве не было. В масштабах центрально-азиатского региона на фоне динамичных и раскованных казахских художников, демонстрировавших концептуальные инсталляции и авангардные живописные решения, узбекские живописцы-нигилисты выглядели скорее консерваторами..." Приблизительно то же самое происходит и сейчас. Опыт соседей меня воодушевляет. Они успешно, на свой манер, продолжают осваивать синтетические устремления современного художественного мышления. Но жизнь искусства в Узбекистане по-прежнему остается в рамках устойчивости, которую можно назвать постсоветской реликтовой окостенелостью. Даже малая часть художественной интеллигенции, получившей свободный доступ к информации по глобальным интеллектуальным коммуникациям Интернета, оказалась психологически не подготовлена к восприятию новых идей, соединяющих мировые культурные достижения и собственные этнокультурные и исторические корни. За стремлением к самолюбованию через поверхностно изученный пласт наследия национальных традиций скрываются неудачные попытки отождествить себя с некой "восточной ментальностью" - в картинах лишь появились новые персонажи в национальных одеждах, словно взятых напрокат из старинных фолиантов с восточными миниатюрами, формы же выражения - с "душком" тоталитаризма, стиль и манера осталась прежними. Это не ново. Подобная волна "национально-исторического реализма" некогда захлестнула Восточную Европу. Тем не менее, художники Узбекистана с особой радостью подчеркивают свои усилия по сбережению постсоветских эстетических ценностей, не совершая даже попыток интегрироваться в мировое пространство актуального искусства, что послужило бы действительно важным этапом развития национального изобразительного искусства. Чему тут удивляться, если на экранах государственного ТV нередко можно было увидеть, как чиновник совершенно серьезно указывает скульптору что и как лепить, или советует о чем писать прозаику и поэту?.. Показательным итогом подобного "соавторства" стал знаменитый монумент на центральной площади Ташкента, который должен был отожествляться с Независимостью Республики - бронзовый глобус невероятного размера с картой страны, - ни морей и океанов, ни материков и других стран, только четко обозначенные границы государства на тщательно отполированной металлической поверхности. Раньше на этом шикарном имперском постаменте, возвышался памятник Ленину, а потом в народе "глобус" прозвали "Яйцом Ильича". Архитектура тоже не осталась в стороне: здания парламента, мэрии, консерватории и другие общественные постройки насыщены самыми характерными чертами ампира. Сейчас политический климат в стране ощутимо теплеет. Однако изменения в сознании творческой интеллигенции, на мой взгляд, отстают даже от скорости социальных процессов. А ведь каждый творец - дитя своего времени. Время заботливо нянчится с ним. Но попытка обмануть время, обычно оборачивается катастрофой "творческого бесплодия". В сознании творца не может существовать никаких "слишком далеко" или "преждевременно" - отсюда не может быть страха. "Ответственность" на художника стараются возложить люди далекие от целей искусства, ибо пространство искусства само по себе более гуманно чем предполагается идеологам, оно изнутри "контролируется", предавая моментальному забвению все лишенное здравой, естественной логики выживания...

Вряд ли и сегодня можно предложить власти полемику о предназначении, сути искусства, но поводом для плодотворных дискуссий в художественно-эстетических кругах могли бы стать прорывы к неформальному творческому поиску, просматривающиеся в пока еще редких, но достаточно ярких работах отдельных художников, скульпторов, литераторов, музыкантов, кинематографистов, которые допускают сопоставления с достижениями современного мирового искусства, тем самым формируя среду, где могут органически совместиться различные, порой парадоксальные формы самовыражения, средствами экспериментальной и авангардной техники отображающие всю сложность процессов мышления современного человека и бесконечность возможностей творчества, как средства познания и преображения реальности. "Культура не есть осуществление новой жизни, нового бытия, она есть - осуществление новых ценностей..." сказал в свое время Бердяев.

Вопрос: - Как вы относитесь к тому, что все чаще художники фиксируют свои идеи и переживания в виде литературных текстов?* Что это - потребность времени или неспособность целиком "вместиться" в формы изобразительного искусства?

А: - Если "чистая живопись" в тебе умерла, и ты похоронил ее в непосредственной близости от своего сердца... (Шутка.) Вам приходилось писать заявки на гранты? (Средства ведь нужны, чтобы успешно конкурировать в области современного искусства, создавать инсталляции, дорогостоящие композиции...) Начинаешь с резюме, излагаешь смысл и цели проекта. Бац! Готово. Можно ничего дальше не делать - идея уже выплеснулась на бумагу. (Вторая шутка.) Если серьезно, литературные тексты, как способ творить независимо от обстоятельств, более подвижны, мобильны. И какое наслаждение - оказаться среди толпящихся слов, вывернуться, чтобы вновь оказаться окружённым, в плену интонаций, ритмов, пауз. Вить из песка веревку - занятие упоительное...

Вопрос: - В массовой культуре, обыденном сознании существует устойчивый миф о "драматичной и захватывающей жизни художников", их исключительной роли, призвании, миссии. Сейчас мы являемся свидетелями любопытного процесса, когда одни мифы приходят на смену другим и даже, можно сказать, мифотворчество вокруг искусства часто оттесняет на задний план сами произведения. Насколько это касается лично вас, вашего окружения?

А: - Мифы вокруг искусства, культовость - все это действительно отражает уровень массового бытия и сознания. Какой уровень, такие и мифы. "Случайно открыли", "выявили", "вовремя раскрутили". "Он был настойчив и талантлив", "здесь бы его никогда не оценили", "а там он сразу попал в рейтинг ста лучших..." То есть всегда с тайной надеждой спроецировать чужой успех на себя: "я бы тоже...", "если бы не...", "чуть, чуть и я бы также...". Тайная или явная зависть - мотор современных мифов о творчестве. Мифы 60-х были добрее: саги о отверженных: Ван-Гоге, Гогене, Модельяни - о Великих Неудачниках. Теперь не их время. Мифы теперь создаются усилиями множества заинтересованных людей шоу-бизнеса. Это солидные доходы, а раскрутка - особый элемент в искусстве делать деньги. В материале же нет недостатка, - по малейшему зову, потенциальные "золушки" стремительно слетаются, готовые принять любые муки, "ради искусства". Искренни, надо заметить... С другой стороны, безвестность, неустроенность и безденежье смолоду вносят неизгладимую лепту, от которой с возрастом и пониманием, как от застарелой болезни, стараешься избавиться, уразумев наконец, что многое в жизни не решается наличием денег, особенно, когда это касается процесса постижения. Теперь ты стараешься избегать явного и навязчивого, понимая, что лучше создавать свое в милой тиши, далекой от людских страстей, где понятен любой намек в не оглушающей провинциальной безмятежности, с надлежащим достоинством и тактом.

Вопрос: - Но так ли приятно в зрелости жить и работать в среде, мягко говоря, не особо потворствующей творческим поискам, самоутверждению?

А: - Сидишь где-нибудь на Чиланзаре с молодыми поэтами, актерами, поэтами, да и просто любителями богемных тусовок, фаршируя ташкентский пышный патыр слоистым сулугуни, кинзой и сельдереем. Ломтики поджариваешь на тостере, лакомясь забытым вкусом Портвейна №53 с килькой в томате. И, как в молодые годы, балагуришь, смеёшься, рассказывая разные странности, чувствуя, что твоя белоснежная борода не в тягость молодым. Это заряжает неистощимо.

* * *

*одним из примеров тому - замечательная, самобытная поэзия и проза ферганских художников в библиотеке http://library.fergana.ru