Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Спецслужбы Средней Азии повсюду ищут исламистов-радикалов

21.10.2003 00:00 msk, Игорь Ротарь

Ферганская долина

Несколько дней назад весь личный состав силовых структур Ошской области на юге Киргизии был срочно переброшен в горы на границу с Китаем. Две девочки-пастушки сообщили, что они видели здесь группу вооруженных бородатых мужчин в камуфляжной форме, разговаривавших между собой на неизвестном языке. Это сообщение не на шутку встревожило военных потому, что в Средней Азии сейчас, пожалуй, как никогда сильны исламистские террористические организации, расползшиеся по региону после начала войны в Афганистане.

Киргизские военные предположили, что загадочные незнакомцы - боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Члены этой организации дважды (в 1999 и 2000 гг.) захватывали заложников в Киргизии, поэтому хорошо знакомы местным правоохранительным органам.

На этот раз силовики готовились к затяжным боевым действиям, как это уже бывало. Очевидцы рассказывают, что они уезжали в горы, взяв запас провианта на несколько недель. В самом Оше практически не осталось ни одного военного или милиционера. Однако обнаружить диверсантов им так и не удалось. Тем не менее сомнений в том, что девочки-пастушки видели именно узбекских террористов, у военных по-прежнему нет. "Может быть, пастушкам и померещилось, а может, боевики затаились и не хотят пока вступать с нами в бой", - поделился с "Новыми Известиями" своими соображениями один из киргизских военачальников.

В силовых структурах Киргизии уверены, что бойцы Исламского движения отнюдь не разбиты и еще не раз заявят о себе. Оснований для таких опасений у Бишкека предостаточно. "Утверждения, что американцам удалось уничтожить силы ИДУ в Афганистане, - глупость. Единственное, что действительно верно, это то, что во время бомбежки погиб мой дядя, лидер движения, Джума Намангани. Я похоронил его в ноябре 2001 года. Но само объединение остается хорошо организованной структурой. Американцы контролируют только Кабул, в остальных регионах Афганистана по-прежнему хаос. Численность боевиков ИДУ там около двух тысяч человек. После ввода войск союзников они отошли на территорию северных племен в Пакистане. А теперь стали перемещаться в афганский Памир и Таджикистан", - рассказал корреспонденту "НИ" амнистированный племянник Намангани Бахтиер Узаков.

В мае этого года узбекскими спецслужбами были арестованы террористы, совершившие взрывы на рынке в Бишкеке и в банке в Оше. Один из задержанных - Азизбек Каримов, возглавлявший в ИДУ службу безопасности, рассказал, что задания и деньги на их осуществление он получил от своего руководства. Группа Каримова состояла более чем из десяти человек, однако арестовать удалось лишь троих из них.

Помимо Афганистана Исламское движение имеет обширные связи и с "коллегами" в других странах. Как признался следствию Каримов, в 1998-1999 гг. он проходил обучение в диверсионных лагерях в Чечне. По его утверждению вместе с ним там "стажировались" около 60 граждан Узбекистана. Посланцев Средней Азии лично курировал Хаттаб. После терактов в Ташкенте, в феврале 1999-го, он приказал всем узбекам вернуться домой, так как на их родине "начались большие дела".

Достаточно тесные контакты у Исламского движения и с уйгурскими сепаратистами Китая. В группу Каримова входили трое граждан КНР, отвечавших за поставку оружия. По данным УВД Ошской области, сегодня здесь проживают около двух тысяч китайских уйгуров. Официально большинство из них работает в сфере питания (уйгурская пища славится по всей Средней Азии). Однако, по мнению киргизских оперативников, для многих из них этот бизнес является лишь прикрытием.

Вообще у азиатских исламистов между собой налажено тесное и плодотворное сотрудничество. Они обмениваются не только оружием, но и опытом. "В Афганистане все иностранцы были объединены в единое военное формирование, разбитое на отряды: узбекский, таджикский, уйгурский, арабский. Чеченцы приезжали в диверсионные лагеря группами по 20 человек. Но жили они обособленно и практически не общались с другими бойцами. Пройдя подготовку, через несколько месяцев они вновь уезжали в Чечню", - рассказал "НИ" Бахтиер Узаков.