Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Гастарбайтеров из Таджикистана убивают скинхеды и обворовывают работодатели

17.10.2003 00:00 msk, Никита Капустин

Миграция 

Москва буквально наводнена иммигрантами-нелегалами. Одни занимаются криминалом, другие приезжают в поисках заработка, не имея его на родине. Проблему нелегалов надо решать ("Родная газета" не раз писала об этом - см. N 23, "Даешь народный патруль!"), но, конечно, не таким образом, как это делают с таджикскими мигрантами-рабочими.

Вот только некоторые факты. В мае этого года в подмосковной Сходне были зверски убиты скинхедами двое таджиков - Суриев и Назарбеков, оба двадцати с небольшим лет от роду. В справке о смерти первого в графе "причина смерти" сказано: "Механическая асфиксия от закрытия просвета бронхов отломками зубов и костей лицевого скелета. Открытая черепно-лицевая травма". Обыкновенный фашизм? Информационно-правовой центр "Миграция и право" регистрирует увеличение количества случаев избиения таджиков и нанесения им при этом тяжких увечий.

У нас повелось все такие дела списывать на милиционеров, хотя в действительности виновниками гибели и увечий, наносимых бесправным гастарбайтерам, часто оказываются хулиганствующие элементы, а то и сами работодатели. Не так давно начальник Управления по делам миграции ГУВД Москвы полковник милиции Анатолий Батуркин рассказал о случае, когда во время инспектирования одного из строительных объектов убегавший от ОМОНа таджик-строитель упал с лесов и получил серьезную травму. Работодатели же беззастенчиво стали утверждать, что рабочего якобы избили омоновцы.

Количество случаев, когда работодатели кидают целые бригады строителей из Таджикистана, исчисляется, возможно, уже сотнями или тысячами. Дело тут прежде всего в том, что таджики - наиболее многочисленная бесправная категория трудовых мигрантов. Берут таджиков на работу в подавляющем большинстве случаев неофициально и выгнать могут в любой момент, ничего не заплатив (об оказании необходимой медпомощи или каких-то компенсациях речи даже не идет).

За те последние месяцы, что в рекламных справочниках Москвы можно было обнаружить объявления типа "Миграционные карты. Регистрация", по словам президента фонда "Таджикистан" Гавхар Джураевой, жертвами этих "официальных удостоверений" стал не один таджик: подделка документов. По словам юриста информационно-правового центра "Миграция и право" Озода Раджабекова, на этих "миграционных картах" даже штамп о пересечении границы фальшивый. "Казалось бы, ведь очень легко заглянуть в рекламный справочник и арестовать жуликов", - говорит Джураева. Когда таджика с такими документами останавливают, ему, по ее словам, "бесплатно" уже не уйти: включается многоступенчатая система. Если таджик не отдаст пятьсот рублей на улице, ему придется в отделении или спецприемнике расстаться с суммой до пятисот баксов, а если человек не выкупится (или его не выкупят) на этой стадии, на него, весьма вероятно, будет заведено уголовное дело за грабеж, хулиганство, хранение патронов или наркотиков. Тогда "цена" повысится...

Многие таджики чуть ли не месяцами находятся в спецприемниках, и их не выдворяют на родину, потому что нет денег. Трудности возникают, даже если диаспора сама собирает деньги на билет. "Совершенно не понятно, - говорит юрист "Миграции и права", - куда расходуются деньги, выделяемые из бюджета на выдворение нелегалов! На подарки кому-то?"

Таджики не имеют статуса беженца. "Когда в Таджикистане началась гражданская война, - говорит Гавхар Джураева, - этот статус дали 15-20 журналистам и политикам, которые тогда оказались в Москве. А абсолютное большинство остальных таджиков-беженцев в нарушение международных прав и российского законодательства его так и не получили.

- Можно ли, - спрашиваю я Джураеву, - сказать, что подавляющее большинство таджикских мигрантов - законопослушные люди?

- Я помню дело Синавбарова, когда невиновному человеку дали срок. Сейчас у нас дело трудового мигранта Шосафоева, которому в карман подсыпали горсть патронов. И я боюсь, мы не сможем защитить его. Что же касается тех, кто, допустим, торгует наркотиками (а таджикская диаспора знает их), так, уверяю вас, они-то как раз редко попадают в тюрьму, почти всегда откупаются. Таджиков часто путают с люли - таджикскими цыганами, которых можно видеть попрошайничающими в Москве. Таджик будет питаться чаем и хлебом, работать по 12 часов за гроши, но никогда не станет сидеть на улице с протянутой рукой... И еще, работодатель один раз кинул бригаду, второй, а потом мы удивляемся, что кто-то из этих - редкий случай - рабочих провозит в животе контейнер с наркотиком. Хотя они все равно терпят, 90 процентов рабочих-таджиков в криминал ни при каких поворотах судьбы и неприятностях не идут.

- Получить официальный статус для приехавшего в Россию из Таджикистана - проблема?

- Миграционное право дает возможность за три дня найти человека, который зарегистрирует приезжего, отправится в ОВИР и пройдет там с ним всю процедуру. Но это почти невозможно сделать в реальности, и армия нелегалов не сокращается, а, наоборот, растет.

- Неофициальное положение таджикских мигрантов - хорошая возможность для многих погреть на этом руки?

- Загляните на любую московскую стройку - увидите, что самую черную работу выполняют таджики! Такой строитель или грузчик получает самую маленькую зарплату. Хотя по бумагам часто как раз наоборот: некоторые турецкие фирмы оформляют таджика как турка, официально, на хорошую зарплату, а в реальности платят таджику копейки. Другой пример. С каждого из сорока уборщиков одной крупной фирмы "окучивающий" их милиционер имеет по пятьсот рублей в месяц. Хорошая прибавка к зарплате, согласитесь. Обидно, когда даже государственная строительная организация не платит рабочим за их труд. Я имею в виду в частности фирму "Инженер", которая находится на Сухаревке. Нескольким десяткам рабочих за три месяца не заплатили.

- На Черкизовском рынке таджикские рабочие живут в ужасающих условиях: ночью спят там, где днем складывается мусор...

- Рабский труд, рабское существование. Однако парадокс в том, что я все-таки благодарна тем, кто, несмотря на ужасающие условия, позволяет грузчикам-таджикам заработать себе на жизнь.

- Вам приходится сталкиваться с ксенофобией?

- Как ни странно, ею больше заражены представители различных госструктур и СМИ, а не простые люди. Огромное спасибо Светлане Алексеевне Ганнушкиной и комитету "Гражданское содействие", который в день принимал до ста таджиков и давал им надежду на защиту. Был случай, избили двух таджиков и бросили их зимой в лесу. Так вот, когда они добрались до ближайшего села, там их местные жители обогрели, одели, нашли им машину... В принципе и в милиции много хороших людей работает. Хочу, в частности, поблагодарить бригадира ППС Таганского ОВД Смирнова В.А., который собрал всех своих подчиненных, после того как мы пожаловались, что были избиты рабочие-таджики. Если бы таких случаев было больше!

- А если у таджиков будет официальный статус?

- Как только раб получит бумажку, что не раб, он будет себя защищать. Мы же не даем им права себя защищать вообще. Любой таджик в Москве понимает, что, если он раскроет рот, его выгонят с работы, семья останется без средств к существованию.

Несмотря на все противоречия, о ситуации с таджикскими трудовыми мигрантами можно совершенно определенно сказать как минимум одно. Отсутствие эффективного механизма легализации рабочих из Таджикистана приводит к тому, что огромные деньги, получаемые в результате использования рабского труда гастарбайтеров, идут мимо госказны.