Переселенцы из Сурхандарьинской области Узбекистана умирают в соленой степи
Горцы, насильно переселенные из Сариасийского и Узунского районов Сурхандарьинской области Узбекистана в 2000 году, умирают сегодня от голода и болезней в соленой степи, где определили им жить узбекские власти
"11 августа этого года, в течение одного дня у нас умерли четыре человека", - эту трагическую статистику смертей среди жителей кишлака "Зарбдор" Шерабадского района Сурхандарьинской области с дрожью в голосе подводит Абдурахман Ишанкулов, один из жителей кишлака.
Страшная тенденция смертей среди жителей кишлака "Зарбдор", куда переселили горцев, по данным Абдурахмана Ишанкулова, особенно четко наметилась за последний весенне-летний период, когда каждый месяц в кишлаке начали умирать по 10-14 человек.
Возраст и причины смерти у всех умерших различны, но по мнению руководителя отделения Общества по правам человека Узбекистана (ОПЧУ) в Сурхандарье Холиды Шоимовой, есть несколько основных причин, из-за которых умирают люди, именно сегодня.
"Они умирают от нехватки продовольствия и медикаментов. Практически все жители этого кишлака больны заболеваниями, которые являются следствием недоедания, нищеты - это анемия, туберкулез".
По мнению Холиды Шоимовой, увеличение смертных случаев именно в это время объясняется тем, что у людей кончился запас сил и здоровья, которые они имели, живя в горах, почти три года нищеты, безработицы, тяжелых экологических условий, стресс, дают о себе знать и организм людей просто не выдерживает.
Мнение Холиды Шоимовой разделяют жители кишлака "Зарбдор", так 52-летняя Одинабиби Солиева в интервью IWPR сказала, что количество смертей одинаково, как среди детей, так среди людей старшего возраста и причина им всем одна - голод.
"Люди начинают болеть из-за скудного питания, а затем не могут найти средства, чтобы лечиться, нас убивает нищета", - говорит со слезами на глазах Одинабиби Солиева.
Другой веской причиной заболеваемости среди жителей кишлака "Зарбдор", по их словам, является отсутствие питьевой воды, люди вынуждены использовать соленую воду из открытых источников.
"Посмотрите на наши руки, - попросили женщины корреспондента IWPR, и протянули ему покрытые, как коркой, мелкой красной сыпью руки, - это из-за воды, и мы вынуждены пить эту воду и давать ее нашим детям".
Насильственное переселение жителей 5 горных кишлаков Сариасийского и Узунского районов Сурхандарьи произошло в августе-сентябре 2000 года, когда в этих горах были обнаружены, скрывавшиеся боевики Исламского движения Узбекистана, обвиняемые официальным Ташкентом в посягательстве на конституционный строй, терроризме, религиозном экстремизме.
В ходе военных действий, по уничтожению боевиков, были полностью стерты с лица земли горные кишлаки, а люди - 360 семей, около 6 000 человек были переселены в пустынный Шерабадский район Сурхандарьи за более чем 120 км от родных краев.
Военные, производившие переселение, не позволили людям взять ничего из домашнего имущества, накопленного десятками годами. Люди оставили все, что у них было - одежду, мебель, cкот, а взамен получили лишь голый, соленый клочок земли, на котором им пришлось жить первые месяцы под открытом небом, пока им не построили дома.
Более того, узбекские власти обвинили жителей горных кишлаков в сотрудничестве с боевиками ИДУ, около 100 мужчин были арестованы, из них более 70 были осуждены на длительные сроки заключения за пособничество боевикам.
Переселяя жителей горных кишлаков в глубь Сурхандарьинской области, представители властей обещали выплатить каждой семье компенсацию в размере 700 тысяч сумов ($700), но люди не увидели обещанных денег.
Дома построенные для переселенцев, которые в народе называют президентскими, по прошествии всего трех лет уже начали разрушаться и на 50% пришли в негодность, а обещанные водопровод и газопровод, так и не протянули, говорится в мониторинге Международного общества по правам человека (МОПЧ).
Обеспечив людей ветхими домами, власти не позаботились о том, как эти люди будут зарабатывать себе на хлеб, где смогут работать и кормить свои семьи мужчины. Так по данным представителя МОПЧ Зокиржона Гаипова, переселенцы в основном вынуждены занимаются поденной работой, в поисках которой они проходят около 7 км ежедневно, так как общественный транспорт не обслуживает поселок "Зарбдор".
"Мы наблюдали, как переселенцы идут в поисках хлеба в соседние районы, нанимаются на любую сдельную работу за мизерные деньги, они думают лишь о том, как прокормиться еще один день", - говорит Зокиржон Гаипов.
Однако мнение представителей местных властей на проблему переселенцев из кишлака "Зарбдор" расходится с мнением правозащитников.
"Люди умирают везде, - говорит помощник хокима Шерабадского района Абдурахим Джураев, - и совсем не обязательно из-за болезни или голода".
По данным Абдурахима Джураева, местные власти в Шерабадском районе создали для переселенцев все условия на жизни: 34 фермерских хозяйства, строится школа.
"Что им ещё надо? Они просто под любым предлогом хотят вернутся в свои горы. Не хотят работать, им лишь дай поесть, так же не может бесконечно продолжаться", - задается вопросом Абдурахим Джураев.
По мнению медиков, причина смертей среди переселенных горцев в том, что они поздно обращаются за медицинской помощью, "когда уже смерть стоит на пороге". Кроме того, по данным терапевта из поликлиники Шерабадского района, среди горцев начинает распространяться туберкулез.
По словам же, заместителя главного врача районной больницы Суюна Соатмурадова, жители кишлака "Забдор" болеют из-за своей несообразительности: "Они ведь привыкли пить чистую воду из горных рек и родников и не понимая, что попали совсем другие условия, пьют воду прямо из коллектора".
В тоже время, по данным Суюна Соатмурадова, количество смертей в кишлаке "Забдор" ничем не отличается от ситуации в других кишлаках района, по его данным, с начала года в кишлаке "Забдор" умерли всего 6 человек.
Однако, когда корреспондент IWPR перечислил фамилии четырех человек, умерших за один день 11 августа, врач Суюн Соатмурадов ответил, что не изучал пока статистику за август месяц.
Тем не менее, критическая ситуация в кишлаке "Зарбдор", описанная журналистами в ряде публикаций, привлекла внимание Министерства здравоохранения Узбекистана и 11 августа кишлак посетила высокая комиссия из министерства и сама стала свидетелем 4-х новых смертных случаев.
Однако, какие выводы сделала комиссия, придет ли гуманитарная помощь жителям "Забдора" неизвестно. Но уже сегодня они почувствовали на себе какие меры в отношении их может принять другой государственный орган Узбекистана - Служба национальной безопасности (СНБ).
Так, по словам Абдурахамана Ишанкулова, давшего интервью и IWPR, после появления ряда сообщений в сети Интернет, где называлось его имя, ему начали угрожать сотрудники Сурхандарьинского Областного управления (СНБ), которые заявили, что намерены возбудить против него уголовное дело по обвинению - распространение ложной информации в СМИ.
"Они сказали, что я буду наказан, что ложью является сообщение о том, что в среднем в нашем кишлаке умирают по 12-14 человек в месяц. Я бы очень хотел, чтобы это было не так, но к сожалению это правда. И мы нуждаемся в срочной помощи, а угрозы делу не помогут. Мы умираем", - сказал Абдурахман Ишанкулов.