Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Международные организации считают процесс над Русланом Шариповым политическим

14.08.2003 00:00 msk, Галима Бухарбаева

Права человека

Узбекский суд за закрытыми дверями приговорил в среду независимого журналиста Руслана Шарипова к 5 с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима по обвинению в гомосексуализме, являющегося в Узбекистане уголовным преступлением.

Основой для судебного приговора над 25-летним журналистом, по словам его адвокатов, послужило неожиданное признание Русланом Шариповым своей вины, готовность просить прощения у президента Ислама Каримова за все опубликованные статьи.

Хотя в ходе судебного разбирательства была доказана полная несостоятельность выдвинутых против него обвинений: мужеложство, растление малолетних.

Самооговор, отказ от защиты, от участия матери на процессе в самый важный момент судебного разбирательства, по мнению адвокатов, стало следствием морального и физического давления, оказанного на Руслана Шарипова во время суда, и доказывает политическую мотивацию ареста и осуждения журналиста.

«Мы уже были готовы праздновать победу, обвинение расклеивалось на глазах, судья и прокурор выглядели растерянными, и вдруг Руслан признает свою вину, отказывается от защиты», - рассказывает IWPR защитник Сурат Икрамов.

После неожиданного заявления Руслана Шарипова, по словам Сурата Икрамова, ему удалось с ним побеседовать. Однако Руслан не смог быть откровенным в присутствии 3-х милиционеров и лишь сказал, что сделал это в страхе за свою безопасность, безопасность матери, братьев, адвокатов.

«Судебная система Узбекистана выполнила очередной заказ МВД и вынесла приговор по принципу – «сам признался», - написала в своем пресс-релизе Инициативная группа независимых правозащитников Узбекистана, после оглашения приговора над Русланом Шариповым.

Руслан Шарипов, уроженец Бухары, был арестован 26 мая в центре Ташкента и обвинен в гомосексуализме, в вступление в половую связь с тремя 15-летними юношами из Коканда.

Однако, результаты судебно-медицинской экспертизы, проведенной во время следствия, показали, что Руслан Шарипов имел когда-то половые связи с мужчинами, но не подтвердили его связь с «потерпевшими ребятами» из Коканда.

Позже, на суде, начавшем работать в закрытом режиме 23 июля, было доказано, что «потерпевшие» активно занимались гомосексуализмом до знакомства с Русланом Шариповым, предлагали свои услуги мужчинам за 5 долларов США. На суде кокандские ребята давали противоречивые показания и сами окончательно запутались, как и где познакомились с Русланом.

«На судебном процессе с каждым из трех ребят начиналась истерика, папа одного из них начался биться головой об стену, когда было доказано, что они занимались проституцией, и все являются геями, кроме Руслана Шарипова», - рассказывает Сурат Икрамов.

Сильная защита адвокатов, полный разгром всех обвинений, выдвинутых против Руслана Шарипова, по словам Сурата Икрамова и стали причиной того, что милицейская верхушка Узбекистана решила изменить ход судебного разбирательства, они надавили на подсудимого, заставили его признать свою вину и отказаться от защитников.

Это помогло ускорить судебный процесс, на котором практически не осталось ни одного представителя обвиняемого или независимого наблюдателя.

«Я рассчитывал, что в среду продолжится допрос свидетелей, ведь были допрошены лишь 5 свидетелей из 11, еще не состоялись прения, и вдруг – приговор», - говорит Сурат Икрамов.

Руслан Шарипов начал активно заниматься независимой журналистикой в Узбекистане с 2000 года, является корреспондентом российского информационного агентства «Прима», создателем и руководителем Союза независимых журналистов Узбекистана, правозащитной организации «Гражданское содействие».

За годы профессиональной журналисткой деятельности Руслан Шарипов написал и распространил по Интернету огромное количество материалов о коррупции в правоохранительных органах Узбекистана, о вопиющих нарушениях прав человека в стране, о преследованиях и вымогательстве денег сотрудниками милиции у представителей сексуальных меньшинств.

Уголовное наказание за занятие гомосексуализмом в Узбекистане сохраняется еще со сталинских времен СССР, в большинстве республик бывшего Советского Союза эта статья отменена, но продолжает действовать в Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.

Защита прав гомосексуалистов, разоблачение конкретных сотрудников милиции стали причиной многочисленных угроз в адрес Руслана Шарипова. По его словам, ему не раз открыто говорили и предупреждали, что скоро с ним рассчитаются.

Его знакомство в мае этого года с тремя ребятами из Коканда, по словам Руслана Шарипова, и стало хорошо спланированной акцией узбекской милиции.

В своем письме, написанном Русланом в заключение, он пишет: «Всем было известно, что я занимаюсь защитой прав сексуальных меньшинств, и при знакомстве с подростками из Коканда мне сказали, что их используют, заставляют заниматься проституцией, им негде жить и нет денег уехать домой. Я лишь помог им с временным жильем».

Также согласно письму Руслана Шарипова, в день ареста сотрудники милиции не скрывали радости и при этом повторяли, что министр МВД Узбекистана Закиржон Алматов очень рад его аресту, что он арестован с ведома и приказа самого «папы», так в Узбекистане в некоторых кругах называют президента Ислама Каримова.

Сотрудники МВД Узбекистана в день ареста Руслана Шарипова провели беспрецедентную акцию – сами пригласили правозащитников, журналистов в отделение милиции, где задерживался Руслан Шарипов, позволили его фотографировать, несмотря на протесты Руслана, комментировали причины задержания, выдвинутые обвинения, забыв о тайне следствия.

По словам заместителя начальника управления по борьбе с терроризмом МВД Узбекистана Ильи Пягая, после ареста Руслана Шарипова они предвидели, что поднимется шум вокруг этого дела и только поэтому пригласили в отделение милиции прессу и правозащитников.

«Да, статья "мужеложство" – плохая, но она есть в уголовном кодексе, и если на Руслана Шарипова поступило заявление, мы должны реагировать, и не смотреть на то, что он журналист», - сказал IWPR Илья Пягай.

По словам начальника отдела по борьбе с терроризмом Городского управления внутренних дел (ГУВД) Ташкента Олега Биченова, во время следствия и суда морального или физического давления на Руслана Шарипова никто не оказывал.

«Он сам, добровольно признавал себя виновным по всем статьям. Руслан Шарипов не та фигура, не опасный преступник или террорист, чтобы использовать против него силу», - сказал Олег Биченов.

Осуждение Руслана Шарипова вызвало протесты среди журналистов Узбекистана, международных правозащитных и журналистских организаций, которые призывают власти Узбекистана освободить несправедливо осужденного журналиста.

«Мы настоятельно призываем правительство Узбекистана снять обвинение с Руслана Шарипова и освободить из под стражи», - говорится в письме Human Rights Watch на имя Ислама Каримова.

Международные организации призывают писать письма руководителям Узбекистана с требованием освободить Руслана Шарипова, принесут ли эти акции пользу в стране, где позволили состояться нечестному суду, который осуждает человека без единого доказательства его вины.

* * *

Галима Бухарбаева – директор проекта IWPR в Узбекистане.

IWPR.Net - Институт по освещению войны и мира, Лондон