Уходя, уходи: заметки уезжающего из Туркменистана
«Это сладкое слово "свобода"», - подумалось, когда самолет «Туркменских авиалиний» взмыл в воздушное пространство. На земле такие мысли в голову не приходят, потому что с рейса могут снять в любой момент. «Неужели получилось?» - уверен, мысленно восклицают все выезжающие из страны карикатурного «золотого века».
Чтобы уехать в июне, еще в марте мы подали документы в туристическую фирму на получение выездной визы. Такие услуги обходятся дорого, но те, кто могут, - платят, потому что это наиболее реальный способ уехать из страны. Служебная виза дешевле, но для нее необходимо разрешение руководителя по месту работы, но они, как правило, анкету МИД (именно туда предоставляются документы) не подписывают, что означает: сиди дома.
Частную визу могут получить лишь те, у кого есть приглашение - а, значит, нередко - и выславшие приглашение родственники за границей. В этом случае, однако, государственная комиссия, учрежденная президентом, может заподозрить «неладное» и, как это часто бывает, - отказать. Так, одной моей знакомой не дали выездную визу в Узбекистан, мотивировав это тем, что у нее в России живет брат.
Когда мне отказали по всем трем направлениям, пришлось использовать испытанный вариант - взятку. Порой кажется: хорошо, что в моей стране все покупается и продается. Члены госкомиссии - нормальные люди, и они тоже хотят есть. Надежный человек сообщил: 200 баксов - и никаких проблем. Ставки выросли: в минувшем году начальнику консульской службы МИД достаточно было дать $50.
Официально выездная туристическая виза стоит $18, но это только начало затрат. В «туристическом» варианте авиабилет приобретает сама фирма. Поскольку летом дефицит свободных мест, то за каждый билет необходимо доплатить $100. Кроме того, турфирма не выпускает без путевки, которая стоит $25 (половина месячного оклада среднестатистического туркменистанца). Плюс $70 за российскую визу. Турфирмы, конечно, зарабатывают, но и сами страшно рискуют - если сделать документы «не тому человеку», руководители компании могут сесть в тюрьму.
Для выезжающего, впрочем, на этом мытарства не заканчиваются - есть еще один рубеж: паспортный контроль на выезде. И преодолеть его удается не всем. Например, юношам призывного возраста за границу путь заказан. Так постановил Туркменбаши в Положении о порядке выдачи виз иностранцам и гражданам Туркменистана. Слава всевышнему, наш сын проскочил - ему еще год до армии. Но учитывая это обстоятельство, на родину ему в ближайшие 5-6 лет придется не возвращаться.
Пограничники внимательно следят, чтоб не просочились бывшие государственные чиновники. Они тоже в списке невыездных. Так, знакомый отставной высокопоставленный руководитель, вылетая в Германию, был остановлен и теперь сидит в «золотом веке» без работы. Кстати, именно в момент прохождения контроля он и узнал, что является невыездным.
В аэропорту «Домодедово» нас встречает друг семьи, высококвалифицированный врач. Год назад он выехал в Россию по приглашению - в длительную командировку. В Туркменистане тогда был безвизовый режим. Сейчас он в растерянности. В нормальных странах в подобных случаях продлевают служебную визу без проблем. Иное дело у Туркменбаши. Если наш доктор вернется на родину, его уже не выпустят и на государственную службу не допустят, поскольку связи с Россией здесь, мягко говоря, не приветствуются. А частная медицинская практика в стране вообще не разрешена.
Наш друг в полном замешательстве, как и многие его коллеги за границей: «В Туркменистан не вернусь, - решил доктор. - Это будет крест на профессиональной карьере».
«Уходя, уходи», - желают туркменистанцы, провожая в дальний путь родственников и друзей.