После заседания ЕБРР в Ташкенте Узбекистан возвращается в реальную жизнь
Государственное телевидение Узбекистана уволило главного режиссера отдела политики за показ в прямом эфире спящих людей во время выступления президента Ислама Каримова на открытии заседания Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития, состоявшегося 4 мая в Ташкенте.
«Я сидел на режиссерском пульте, было очень шумно и я не заметил, что камера была направлена на спящих людей, а в этот момент выступал президент Каримов. Это моя ошибка и ошибка операторов», - сказал IWPR уволенный Ахматжон Ибрагимов, режиссер, отдавший 37 лет своей жизни узбекскому телевидению.
По словам Ахматжона Ибрагимова, руководству телевидения также не понравилось, что режиссер прямой трансляции показал на всю страну удрученного Ислама Каримова, который сидел, обхватив руками голову, опустив в пол глаза, во время выступления президента ЕБРР Jean Lemierre и председателя Совета управляющих ЕБРР Clair Short.
Руководители ЕБРР в этот момент говорили о нарушениях прав человека в Узбекистане, о слабом экономическом прогрессе.
«То, что я показал Каримова в таком положении, тоже не понравилось, но я должен был менять кадры для перебивок», - сказал Ахматжон Ибрагимов.
Сразу же после окончания трансляции 64-летний Ахматжон Ибрагимов, а также два телеоператора были вызваны к директору 1-го канала узбекского телевидения Ахмат Азаму, который заставил их написать объяснительные, а затем объявил, что режиссер лишается работы, а операторы получают по строгому выговору.
Кроме того, строгий выговор получил заместитель председателя государственного телевидения Фархад Рузиев, за то, что он назначил Ахматжона Ибрагимова руководить прямой теле трансляцией открытия заседания ЕБРР.
Камера настигла Ислама Каримова, сидевшего схватившись за голову, в то время, когда президент ЕБРР Жан Лемьер говорил о своем разочаровании, так как согласно условиям банка Каримов в своем выступлении должен был осудить пытки: «некоторые из нас, вероятно, ожидали упоминания о правах человека и экономическом прогрессе», - сказал Жан Лемьер.
Клэр Шорт была более прямолинейной и обращаясь к Каримову сказала:
«Особая озабоченность в отношении Узбекистана связана с недостатком уважения к свободе религии, широким применением пыток и неспособностью судебной системы защитить права человека», - сказала Клэр Шорт.
Согласно выводу специального докладчика ООН по пыткам Theo van Boven, пытки в Узбекистане являются «систематическими», Клэр Шорт призвала президента Каримова серьезно отнестись к докладу Тео ван Бовена и выполнить его рекомендации.
Прямая критика в адрес Ислама Каримова, прозвучавшая на всю страну, стала настоящим шоком для граждан Узбекистана. Люди впервые услышали с экранов телевизоров признание того, что в Узбекистане нет политических свобод, систематически используются пытки, не проводится экономическая реформа, и увидели подавленного президента Каримова, сидящего с опущенной головой.
Увольнение главного режиссера трансляции в день, когда руководство ЕБРР призывало президента Ислама Каримова уважать права человека, по мнению представителя Human Rights Watch в Узбекистане Matilda Bogner, еще более ставит под сомнение способность правительства Узбекистана выполнить требования ЕБРР в области прав человека.
«Очень мало надежд на улучшение в области прав человека, если бы государство хотело бы показать свою волю к изменениям оно бы сократили свой контроль над СМИ. А увольнение режиссера яркий пример контроля государства над журналистами», - сказала Матильда Богнер.
По убеждению Human Rights Watch, ЕБРР должен был требовать улучшения ситуации в области прав человека и политических свобод до начала заседания банка в Ташкенте, «узбекские власти не чувствуют себя обязанными сейчас после завершения заседания выполнять требования ЕБРР», - продолжила Матильда Богнер.
Возвращение от красивых слов к реальности почувствовали многие граждане Узбекистана после завершения заседания ЕБРР в Ташкенте.
Поднялись цены на продукты питания на рынках Ташкента, так как начал расти курс доллара по отношению к узбекскому суму. В дни заседания ЕБРР разница между государственным и курсом на черном рынке составляла 10%, о чем с гордостью говорили узбекские власти, но после отъезда участников заседания ЕБРР разница в курсах уже составила 15-20%. По прогнозу экспертов разрыв между курсами продолжит расширяться.
По рассказам очевидцев, в дни заседания ЕБРР на нескольких рынках был устроен настоящий маскарад.
Торговцы переоделись в национальную узбекскую одежду и установили нереально низкие цены на товары. Так картофель стал стоить 30 сумов за килограмм, хотя обычная цена 400 сумов (около 40 центов США), цена за килограмм мяса с 2500 сумов упала до 250 сумов.
«Мы повесили ценник на картофель «30 сумов», так как в этот момент на рынок приехали гости с европейского банка, но это был лишь один час, пока гости не уехали», - рассказал один из продавцов картофеля.
«Мы написали, что килограмм мяса стоит 250 сумов, но это было лишь для комиссии. Конечно я никому не продавал мясо по такой цене, я не сумасшедший», - рассказал продавец из мясного отдела.
У большинства участников заседания ЕБРР эта акция вызвала лишь усмешки и иронию, так как они хорошо были информированы о реальных ценах на узбекских рынках.
«Ложь является сегодня одной из составляющей политики Узбекистана, и это - главная угроза. Политика основанная на лжи, политика двойных стандартов привела к развалу СССР», - сказал в интервью IWPR сказал политолог Баходыр Мусаев.
По мнению Баходыра Мусаева, возможно президент Каримов не знал о том маскараде, который был устроен на базарах, но этот эпизод говорит об уровне подготовке государственных кадров.
Сегодня Узбекистан, по мнению Баходыра Мусаева, находится в глубочайшем экономическом и политическом кризисе, нищета привела к деградации людей.
«Обществу нужна правда, нужда дискуссия, нужна прозрачность во всем, а происходит обратное. И поэтому у меня мало надежд на то, что условия ЕБРР в области политической либерализации будут выполнены», - сказал Баходыр Мусаев.
С грубым отношением в Главном управление исполнения наказания (ГУИН) при МВД Узбекистана столкнулись после завершения заседания ЕБРР женщины из семей осужденных за членство в нелегальных исламских организациях.
Около 40 женщин собрались 7 мая у здания ГУИН, так как месяц до этого им обещали рассмотреть их просьбы об освобождении религиозных заключенных, об облегчении режима содержания. Но заместитель начальника ГУИН Абдукарим Шодиев, выйдя к ним, грубо отругал их, и посоветовал покинуть территорию управления.
По словам одной из женщин Нилуфар Зуфаровой, чей муж Сабит Зуфаров осужден в 2000 году на 8 лет за членство в исламской организации «Хизб-ут-Тахрир», руководство ГУИНа обещало принять их 7 мая, а до этого времени рассмотреть их требования.
«Они нас обманули, пообещав решить наши проблемы и принять нас 7 мая, они просто хотели, чтобы заседание ЕБРР прошло спокойно, и мы не устраивали акции протеста перед зданием заседания ЕБРР, поэтому дали нам пустые обещания, о которых уже сегодня забыли», - сказала Нилуфар Зуфарова.
По данным посольства Казахстана в Узбекистане, после завершения заседания ЕБРР вновь была закрыта узбекской стороной граница с Казахстаном, которая оставалась открытой несколько дней во время работы ЕБРР.
По достоверным данным, полученным из надежного источника, Узбекистан израсходовал 40 млн. долларов США на подготовку и проведение заседания Совета управляющих ЕБРР в Ташкенте.
В столице появились 4 новых фешенебельных гостиниц, построенных турецкими фирмами на деньги, полученными в кредит на 5 лет у Узбекистана, куплены около 30 новых автомобилей марки Мерседес для обслуживания гостей. Были отремонтированы многие центральные дороги, украшены улицы, в огромные суммы обходились дорогие приемы, устроенные в честь участников заседания, концерты с участием известных музыкантов.
Но огромные затраты, по мнению экспертов, не возымели действия, так как весь мир сегодня смотрит не на красивые гирлянды, развешанные на деревьях, а на реальные шаги, предпринимаемые правительством в области прав человека, в реформировании экономики.
А увольнение режиссера теле трансляции, по общему мнению, независимых экспертов, скорее шаг назад, скрыть который не помогли ни развешанные на деревьях цветные лампочки ни шикарные номера новых отелей.
Галима Бухарбаева – директор проекта IWPR в Узбекистане
IWPR - Институт по освещению войны и мира, http://www.iwpr.net