Как вести себя Москве, претендующей на лидерство в Центральной Азии?
ВЕДУЩИЙ: Сегодня президенты России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Армении и Белоруссии договорились о создании нового, квазивоенного блока. Договора о коллективной безопасности. Характерно, что на встрече в Душанбе отсутствовал глава всех туркмен Сапармурат Ниязов, который недавно встречался с Путиным в Москве.
Ничего встреча не помогла. Не успела еще Москва ратифицировать протокол с соглашению о двойном гражданстве, как 22 апреля Ниязов подписал указ, по которому лица с двойным гражданством в течение двух месяцев должны выбрать, какое гражданство им оставить: российское или туркменское. Однако уже на следующий день российских граждан с двойным гражданством стали снимать в Туркмении с самолетов.
А 25 апреля толпа в центре столицы сожгла портрет президента Путина и растоптала российский флаг.
Трудно представить себе, чтобы толпа собралась без попустительства властей. Туркмения находится под абсолютным контролем своего лидера - политическим и экономическим. В ней по-прежнему государственные газ и государственный хлопок. Правда, когда господин Оразов, ныне лидер оппозиции, а тогда глава Центрального Банка, поинтересовался у руководства республики, где 3 млрд. дол. за хлопок, то ему предъявили документы, что весь хлопок отдали посредникам, в основном туркам, которые обещали чего-то построить, да не построили. Представьте себе Сталинскую Россию, где так же грабят крестьян и такие же нищенские зарплаты, но только деньги уходят не на индустриализацию, а за границу. За время правления Туркменбаши в Туркмении закрылись сотни районных школ и больниц. Зато открывались исламские школы, благо одним из немногих режимов, с которым Туркмения сотрудничала, были талибы.
Но как только американцы взяли Кабул, Ниязов арестовал главу туркменского комитета Национальной Безопасности Назарова. Думаете, ему предъявили покушение на Ниязова? Ошибаетесь: его обвинили в том, что он торговал наркотиками в масштабах, сопоставимых с бюджетом страны: покупал героин у талибов и переправлял через всю Туркмению. Этим процессом вождь всех туркмен совершенно очистил себя от подозрения в личном участии в наркотрафике, хотя до сих пор осталось неясным, в обмен на что же Туркмения поставляла нищим талибам товары и горючку.
В Туркмении произошло то же, что в Конго или Нигерии: когда из них ушли колонизаторы, оказалось, что местные режимы неспособны ни к чему, кроме арестов, культа вождей, воровства и, разумеется, обличения бывших завоевателей.
Но есть и разница между Туркменией и Конго. Туркмения до сих пор зависит от России, главный источник ее доходов, газ, идет через российские газопроводы. Всякая мысль, что Туркмения может построить газпровод в обход России - иллюзия. Никакая западная компания не будет строить газпровода в стране, которая дружила с талибами, и где за одно позволение строить могут попросить взятку этак в миллиард долларов.
Еще раз: Турмения - экономически зависит от России. И если в ней жгут портрет президента Путина, то ответ на это может быть только один. Если мы претендуем на лидерство в регионе.