Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Корейская община Узбекистана - наиболее крупная в странах СНГ

08.04.2003 00:00 msk, В.Шин

Миграция 

КОРЕЙЦЫ УЗБЕКИСТАНА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

I. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ УЗБЕКИСТАНА

Создание тоталитарного государства сопровождалось массовыми репрессиями против собственного народа. Миллионы людей прошли через тюрьмы и лагеря. На основании любого доноса, любого подозрения людей могли бросить в тюремные застенки. Одна из самых позорных страниц советской истории является депортация народов.

Корейцы, в подавляющем большинстве проживавшие на территории Приморского и Хабаровского краев СССР, стали первым, но далеко не единственным этносом, подвергшимся насильственному переселению. Позже массовому выселению подверглись десятки других народов - кабардинцы, балкарцы, чеченцы, калмыки, крымские татары, немцы, чехи, жители прибалтийских республик, Западной Украины и Западной Белоруссии и другие.

Официальная версия депортации корейцев изложена в постановлении Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) - (Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической партии большевиков) «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края» от 21 августа 1937 года за подписью В. Молотова и И. Сталина.

«В целях пресечения проникновения японского шпионажа в Дальнвосточный край, - говорится в постановлении, - провести следующие мероприятия:

1. Предложить Дальневосточному крайкому ВКП (б), крайисполкому и УНКВД (Управление Народного комиссариата внутренних дел) Дальневосточного края выселить все корейское население пограничных районов ДВК (Дальневосточный край). и переселить в Южно-Казахстанскую область, в районы Аральского моря и Балхаша и Узбекскую ССР.

2. К выселению приступить немедленно и закончить к 1 января 1938 года».

Основную часть корейских переселенцев приняли Казахстан (95 тысяч человек) и Узбекистан (75 тысяч человек). Незначительные группы были направлены в Киргизию и Таджикистан. На 15 ноября 1937 года в Узбекистане переселенцы были размещены в основном в районах: Среднечирчикском (11932 чел.), Нижнечирчикском (8669), Верхнечирчикском (1814), Мирзачульском (6975), Бекабадском (4438), Чиназском (2746), Кунградском (10620), Гурленском (5799); городах: Самарканде (1798), Бухаре (399), Фергане (1104), Коканде (1700), Намангане (1269), Андижане (1928). Эти данные приведены в книге профессора П. Г. Кима «Корейцы Республики Узбекистан» (Ташкент, «Узбекистан», 1993) со ссылкой на центральный государственный архив РУз.

Корейцев поселяли главным образом на неосвоенных землях – тугаях (камышовых зарослях) чирчикского левобережья, Голодной степи, Приаралья. На месте корейских поселений было создано 50 новых колхозов. Многие из них сохранили свои дальневосточные названия: «Полярная звезда», «Северный маяк» и другие. Кроме того, корейцы были расселены по 222 существующим колхозам.

Первая зима была чрезвычайно трудной для переселенцев. Несмотря на предпринятые местными властями меры, жилых помещений для переселенцев не хватило Из-за нехватки жилых помещений людей поселяли в школах, сараях и даже конюшнях, а многим пришлось зимовать в землянках. Большинство семей недосчитались к весне кого-нибудь из родных. Резкая перемена условий жизни, непривычный климат, болезни, недоедание унесли жизни тысяч переселенцев. Особенно пострадали старики и дети. Режим спецпереселенцев, ограничивавший свободу передвижения, проживания в больших городах. Он попирал самые элементарные права и по существу ставил всех корейцев в положение ссыльных.

К тому же НКВД продолжало репрессии. До и после переселения были арестованы многие работники партийно-советских органов, хозяйственные руководители, военные, преподаватели школ и вузов. Большинство их так и не вернулось домой... Позднее почти все они были реабилитированы посмертно. Но факт остается фактом: с самого начала корейская община была лишена своих наиболее активных, образованных членов.

Но корейцы смогли не просто выжить в этих экстремальных условиях, но и встать на ноги, добиться в дальнейшем впечатляющих успехов в экономическом и культурном развитии. Это стало возможным благодаря не только трудолюбию, самоотверженности, неиссякаемому оптимизму старших поколений, но и прежде всего доброжелательности, гостеприимству узбекского народа, который, несмотря на собственные трудности, а их хватало в те нелегкие годы, всем сердцем принял самое живое участие в судьбе переселенцев. оказывая им всяческую помощь, делясь последним куском хлеба.

Многие старики до сих пор со слезами на глазах вспоминают первые дни своего пребывания на земле Узбекистана, когда местные жители приносили им в землянки лепешки, сушеный урюк, другую еду. С высоты сегодняшних дней особенно явственно понимаешь, насколько великой и щедрой была тогда душа узбекского народа. И мы всегда будем помнить об этом.

- В год переселения мне было девять лет, - вспоминает Сергей Александрович Юн, - но я хорошо помню, как нас выгрузили из товарного вагона и на арбах привезли в колхоз «Кызыл май» Среднечирчикского района. Поселили переселенцев в бывшей овчарне. Все не поместились, поэтому мои родители нарезали серпом камыш и соорудили шалаш, где мы и жили в первое время. После того, как обустроились, дети пошли в школу. Там узбекские дети угощали нас пшеничными лепешками. Жили мы впроголодь, питались преимущественно жидкой кашей, и лепешки нам казались такими вкусными..

- Наша семья попала в Казахстан, - рассказывает Константин Алексеевич Ким. - Мой дед занимался там рисосеянием, но из-за нехватки воды, урожаи не получались, и мы страшно бедствовали, и в 1940 году мы переехали в Янгиюльский район Узбекистан. Здесь наши дела заметно улучшились.

Надо сказать, что узбеки по своей природе очень добрый народ, трудолюбивый, дисциплинированный. И этими качествами они очень близки нам, корейцам. Я думаю, если бы не доброжелательность, щедрость души этого народа, переселенцы вымерли бы.

Мне многие годы приходилось жить и работать среди узбеков. В течение 11 лет я был вторым секретарем Аккурганского райкома партии. Там я еще ближе узнал узбеков и с еще большим уважением стал относиться к ним. Они отвечали мне тем же. Наверное, поэтому и работалось легко. Не случайно многие годы этот район был в числе передовых районов Ташкентской области.

Адаптация переселенцев облегчалась еще и тем, что менталитет, обычаи, традиции корейцев и узбеков во многом схожи. В особенности их объединяла неистребимая привязанность к земле, к земледельческому труду, что уже с первых дней породило взаимную симпатию и уважение.

То была суровая и жестокая борьба за выживание. И в этой борьбе проявились лучшие качества наших отцов и дедов. В экстремальных условиях они смогли сконцентрировать всю свою энергию, весь свой талант на обустройство новой жизни на новой земле. И вечным памятником им стали выросшие на пустынных и заболоченных землях благоустроенные поселки, цветущие сады, хлопковые и рисовые плантации. Их трудовой подвиг был отмечен по достоинству. В 1948-1954 годах свыше 130 корейцев Узбекистана были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда, тысячи награждены орденами и медалями. А председатель “Полярной звезды” Ким Пен Хва, прославленный колхозный вожак, был удостоен этого звания дважды. В знак заслуг Ким Пен Хва руководством республики его имя было присвоено колхозу “Полярная звезда” (ныне ширкатное хозяйство имени Ким Пен Хва) Среднечирчикского района Ташкентской области, которым он руководил более трех десятилетий, а также одной из улиц Ташкента.

За невиданно короткие сроки корейские колхозы осуществили прорыв, подлинную революцию в рисоводстве и лубоводстве. Вот что сообщается в сводном отчете Наркомзема УзССР за 1941 год:

“В специализированных корейских колхозах Ташобласти, где ирригационная сеть более обустроена, основные работы на рисовых полях механизированы, посевы проводят в ранние сроки, применяют удобрения и 2-3-кратные прополки, урожайность риса превышает среднюю урожайность в 1,5-2 раза”. Это был всего лишь четвертый сельскохозяйственный сезон. Нужно также учесть, что эти хозяйства были созданы в тугаях, освоение которых требовало огромных материальных и особенно трудовых затрат.

Еще более впечатляющими были достижения лубоводов, которые не просто освоили эту новую для корейцев культуру, но и за несколько лет смогли на порядок увеличить ее урожайность. В 20-30-е годы урожайность кенафа составляла 10-15 центнеров с каждого гектара. К началу 50-х корейские колхозы, которые по существу монополизировали производство кенафа, добивались 70-80-центнеровой урожайности, а вскоре и этот рубеж был превзойден в два-три раза.

Благодаря этим поистине выдающимся достижениям многие корейские колхозы не только прочно встали на ноги, укрепили свое экономическое положение, но и смогли резко повысить материальное благосостояние людей. Мощное развитие получили социальная сфера, культура, образование, спорт. В колхозе «Политотдел» (ныне ширкатное хозяйство «Дустлик»), например, еще в 60-е годы был выстроен дворец культуры, который по своей архитектуре, функциональным возможностям и сегодня можно отнести к числу лучших не только в области, но и в республике.

II. ЧИСЛЕННОСТЬ КОРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, ГЕОГРАФИЯ РАССЕЛЕНИЯ

В последующие годы корейское население Узбекистана значительно пополнилось за счет мигрантов из Казахстана. По сведениям алматинского корееведа Германа Кима, уже за первые после переселенческие годы из Казахстана в Узбекистан мигрировало более 10 тысяч корейцев. По его мнению, Узбекистан с его развитым орошаемым земледелием представлялся корейцам более привлекательным для их традиционной хозяйственной деятельности. А в те годы подавляющее большинство их было обречено властями заниматься лишь сельским хозяйством.

Поэтому к 60-м годам прошедшего века численность корейского населения Узбекистана почти удвоилась, в то время как в Казахстане, наоборот, уменьшилось. Этому способствовали не только миграционные процессы, но и высокий естественный прирост. Вот динамика роста его численности: 1938 год - 74,5 тысячи, 1959 - 138 тысяч, 1979 год - 163 тысячи. Перепись 1989 года зафиксировала в Узбекистане 183 тысячи корейцев.

С 80-х годов численность корейского населения в республике стала несколько сокращаться. Заметно уменьшился естественный прирост корейского населения. Эта тенденция прослеживается примерно с конца семидесятых годов. В корейских семьях стало едва ли не правилом заводить двух, а то и одного ребенка. Связано это было с улучшением жизненных условий, повышением культурного и образовательного уровня, урбанизацией корейского населения.

На сегодня в республике проживает предположительно 175 - 180 тысяч корейцев. Корейская община Узбекистана - наиболее крупная в странах СНГ (в России насчитывается 140 тысяч, Казахстане - 100 тысяч, Киргизии - 20 тысяч, Украине - 15 тысяч).

Корейцы проживают практически во всех регионах Узбекистана. Наиболее крупные корейские общины сосредоточены в Ташкенте и Ташкентской области. В Ташкенте проживают около 60 тысяч корейцев, Ташкентской области - 70 тысяч, Сырдарьинской - 11 тысяч, Ферганской - 9 тысяч, Самаркандской - 6 тысяч, Хорезмской - 5 тысяч, Джизакской - 3 тысячи, Наманганской - 3 тысячи, Андижанской 2,8 тысячи, Каракалпакстане - 8 тысяч. В Бухарской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской - примерно по полторы тысячи, чуть меньше - в Наваийской области.

В Узбекистане все еще сохранились места компактного проживания корейцев. К ним относятся прежде всего так называемые корейские колхозы, расположенные в пойме реки Чирчик в трех районах Ташкентской области. В прежние годы именно эти колхозы составляли костяк корейской общины республики. Они являлись очагами корейского национального языка, культуры, обычаев и традиций.

III. РОДНОЙ ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ

Унификация языка, культуры в бывшем СССР привела к тому, что многие национальные меньшинства попросту перестали существовать как этнические группы, потеряли свою национальную самобытность. Корейцам также грозила эта участь. К 90-м годах ХХ века на родном языке могли изъясняться лишь представители старшего поколения, да и то лишь те, кто проживал в местах компактного проживания корейцев.

В независимом Узбекистане сохранение самобытного языка, культуры нацменьшинств, наоборот, стало государственной политикой. В книге «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса» Президент Ислам Каримов отмечает: «Любая нация, будь она самая малая, - есть богатство человечества, и исчезновение любой национальной общности с ее языково-культурными и другими особенностями приводит к обеднению культурного и генетического фонда Земли, возможностей личности. Поэтому сохранение каждой этнической общности должно быть важнейшей целью входящих в нее людей. И в первую очередь - это задача каждого отдельного государства, в состав которого входят эти этнические группы».

В год депортации Казахстан рассматривался властями как основной регион проживания депортированных корейцев, поэтому туда была переселена большая часть корейцев. Однако корейцы, как земледельческий народ, отдавали большее предпочтение Узбекистану, стране с традиционной земледельческой культурой. И, как уже говорилось выше, в результате миграции численность корейского населения республики к 90-м годам была почти вдвое выше, чем в Казахстане. Именно в Казахстан и были передислоцированы из Приморья корейские учреждения: пединститут, театр, газета.

Поэтому в прежние времена очагами национальной культуры корейцев Узбекистана были преимущественно самодеятельные художественные коллективы, которые создавались в корейских колхозах. Единственный профессиональный ансамбль - «Каягым» - был создан в 1969 году, который регулярно выезжал на гастроли по местам компактного проживания корейцев республики и за ее пределами. Других корейских учреждений культуры не было. Не отмечались и традиционные корейские праздники.

События последних десятилетий - перестройка, начавшаяся в середине 80-х годов, последовавший вскоре развал СССР и образование новых суверенных государств вызвали всплеск у людей национального самосознания. Не обошел этот процесс и корейскую общину Узбекистана.

В бывшем СССР, хотя и декларировалось свободное развитие родного языка национальных меньшинств, их культуры, обычаев и традиций, по существу шел процесс нивелирования, унификации культур под так называемый «советский образ жизни». Впрочем, в тоталитарном государстве иначе и не могло быть.

Уже в 1939 году все корейские школы, которые были созданы в местах поселения корейцев, были переведены на русский язык обучения. Объективно это способствовало тому, чтобы корейцы смогли адаптироваться к условиям жизни в многонациональной среде, получать образование в средних специальных и высших учебных заведениях, работать в различных сферах. Однако это привело к тому, что через два поколения среди корейцев Узбекистана родным языком владели лишь представители старших поколений. Характерный пример. В конце 80-х годов на Московский всемирный фестиваль молодежи и студентов понадобились переводчики с корейского языка. Оргкомитет обратился за помощью в Узбекистан. Здесь с трудом набрали пятерых переводчиков, причем корейским они владели лишь на бытовом уровне. К тому времени лишь в десяти школах Ташкентской области преподавали корейский язык, и то в качестве факультатива. Учащиеся пользовались учебниками, изданными лет двадцать назад, да и этих учебников не было. То есть родной язык корейцев Узбекистана по существу был обречен на вымирание.

С началом перестроечных процессов начались попытки возрождения корейского языка. В пединституте имени Низами было воссоздано отделение корейского языка, закрытое в 1964 году. В местах компактного проживания корейцев стали возникать кружки корейского языка. Но без учебников, без методических пособий, а главное, без квалифицированных кадров эти попытки были обречены на провал.

Ситуация резко изменилась после обретения Узбекистаном государственной независимости. Конституция нового суверенного государства гарантирует право свободного и равноправного развития родного языка, культуры, обычаев и традиций всех народов, проживающих в республике. И это право успешно реализуется.

В Законе «О государственном языке», новая редакция которого была принята уже после обретения Узбекистаном независимости, записано: «Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития» (статья 4).

Независимость дала возможность Узбекистану самостоятельно выходить на международную арену, устанавливать прямые связи со всеми странами мира.

Наша страна наладила дипломатические, торгово-экономические и культурные связи также с КНДР и Республикой Корея. И это сыграло огромную роль в ускорении процессов возрождения родного языка, культуры узбекистанских корейцев. Уже в мае 1992 году в Ташкенте был создан Центр образования РК. Таких центров в мире насчитывается свыше тридцати - в Китае, России, Японии, США, Казахстане и других странах. Ташкентский относится к числу крупнейших. За 11 лет существования здесь прошло обучение корейскому языку 7 тысяч человек, подготовлены или прошли переподготовку сотни преподавателей. Интересно, что около 30 процентов слушателей Центра - представители других национальностей - узбеки, русские, татары и т. д. По линии Центра сотни преподавателей и слушателей прошли языковую стажировку в Корее.

Многие сотни человек прошли обучение в Сечжонской школе корейского языка (создана в Ташкенте просветительскими учреждениями г. Кванчжу, Республика Корея).

Сегодня преподавание ведется более чем в ста школах республики. Корейские отделения созданы в Ташкентском государственном институте востоковедения, Узбекском государственном университете мировых языков, ряде других вузов. Слушатели Центра образования, выпускники вузов работают не только в школах, но и в многочисленных совместных предприятиях, южнокорейских представительствах.

С обретением независимости у корейцев появилась и возможность создавать свои средства массовой информации. На сегодня здесь выходят две газеты: «Тхониль» («Единство») и «Корё синмун» («Корейская газета»).

Кроме того, на государственном телевидении создана корейская телепрограмма «Чинсон», которая регулярно выходит уже больше десяти лет.

Повсеместно стали также возникать фольклорные ансамбли, профессиональные артистические коллективы. Неоценимую помощь оказывает в этом плане родина предков. И в КНДР, и в Республике Корея корейские артисты Узбекистана повышают свое мастерство, участвуют в различных фестивалях, получают оттуда музыкальные инструменты, артистические костюмы.

В новом Узбекистане корейцы получили возможность возродить свои традиционные праздники. Сегодня во многих местах компактного проживания корейцев регулярно проводятся мероприятия по празднованию нового года по лунному календарю, праздников Тано и Чусок. В 2002 году, например, праздник Тано проводился в колхозе «Дустлик» Юкоричирчикского района Ташкентской области. В программу праздника входили соревнования по футболу, армлестлингу, перетягиванию каната, корейской национальной борьбе сирым, настольному теннису. Шахматистка, международный мастер Ольга Ким давала сеансы одновременной игры на десяти досках. Были также обширная концертная программа и массовые гуляния.

IV. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Независимость впервые дала возможность объединяться людям в различные политические и общественные организации.

Наиболее крупным корейским общественным объединением является Ассоциация корейских культурных центров Узбекистана (АККЦ), которая была создана в 1991 году. В 2001 году, в год празднования своего 10-летия, У АККЦ появился свой офис - двухэтажное благоустроенное здание, где размещаются помимо аппарата ассоциации редакция газеты «Корё симун», гильдия творческих работников, курсы корейского языка, совет старейшин, Ташкентский областной и городской ККЦ, общество дружбы «Узбекистан - Корея», научно-техническое общество «Тинбо».

Сегодня АККЦ объединяет в своих рядах около 30 областных, городских, районных и поселковых ККЦ, а также НТО «Тинбо», танцевальный ансамбль «Корё», редакцию газеты «Корё синмун», ритуальное общество «Бектемир».

При Ассоциации создана гильдия творческих работников, в которую входят артисты, художники, литераторы. Ассоциация регулярно проводит художественные выставки, концерты, в том числе выездные. В течение 2002 года выездные концерты с участием популярных артистов были организованы в Бекабаде, Алмалыке, Самарканде. В середине марта такие концерты, посвященные празднику «Навруз», прошли в Андижане, Намангане, Фергане, Ангрене. Изданы книги стихов Марты Ким, Геннадия Кима, Вячеслава Ли. Выпущена также книга «10 лет спустя», посвященная 10-летию создания АККЦ РУз. Сейчас готовятся к выпуску книги об известных узбекистанских корейцах, в частности о Ким Пен Хва и Хван Ман Гыме.

Ассоциацией, местными ККЦ проводятся празднования как общегосударственных, так и корейских национальных праздников, а также различные конкурсы, фестивали, творческие вечера. Были проведены творческие вечера популярной танцовщицы Маргариты Хан (художественный руководитель ансамбля «Корё») и певицы Свиры Ким, выставки работ молодых художников. В 2002 году, например, молодежным центром АККЦ проводился конкурс самой красивой кореянки Узбекистана «Миин-2002».

В прошлом году АККЦ совместно с молодежным комитетом Общества южнокорейских бизнесменов провела в Ташкенте благотворительную акцию - концерт мастеров искусств Узбекистана и Южной Кореи, - средства от которой пошли на отправку и лечение в Сеуле 10-летней ташкентки Дильнозы Толиповой, страдавшей заболеванием сердечно-сосудистой системы. Операция прошла успешно, девочка вернулась в Ташкент уже выздоровевшей. Такая же акция проведена недавно и в этом году.

Говоря об АККЦ, следует отметить, что в своей деятельности она постоянно ощущает поддержку высших и местных органов власти, республиканского Интерцентра, активно взаимодействует с ними, и именно в этом, безусловно, залог ее достижений.

За прошедшие 65 лет корейцы стали неотъемлемой частью народа Узбекистана. Свыше 90 процентов нынешних узбекистанских корейцев составляют те, кто родился уже после “великого” переселения и с полным правом называет Узбекистан своей родиной. Да и старшие поколения уже не мыслят себя без Узбекистана. На этой земле прошла вся их сознательная жизнь, на этой земле нашли свой последний приют их родители, их родные и близкие.

Сегодня корейцы трудятся в самых различных областях человеческой жизнедеятельности и вносят заметную лепту в строительство нового, суверенного Узбекистана. Достаточно назвать имена Виталия Фена - Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Узбекистан в Республике Корея, Сергея Кима - депутата Олий Мажлиса, Аркадия Кима - первого заместителя председателя правления банка «Асака», Валерия Тяна - генерального директора национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари», Веру Пак - директора дома милосердия, первого среди корейцев Героя Узбекистана, Сергея Хана - профессора Академии МВД, доктора физико-математических наук Льва Югая, президента группы компаний «Нурон» Анатолия Кима, Иннокентия Ли - председателя ширкатного хозяйства имени Ким Пен Хва, Александра Кима - председателя ширкатного хозяйства «Ташаул», капитана футбольной команды «Нефтчи» Сергея Ни, первого среди женщин Узбекистана международного мастера по шахматам Ольги Ким и многих других.

Эти имена являются символами не только корейской общины, но и всей нашей многонациональной страны. Их деятельность, их достижения вселяют в нас оптимизм, придают уверенность в завтрашнем дне, в грядущем процветании независимого Узбекистана.

В.Н.Шин

Председатель Ассоциации корейских культурных центров Узбекистана