Новые узбекские учебники по истории имеют антироссийскую направленность
В столице Узбекистана прошла международная конференция, посвященная проблеме объективности в истории.
"Беспрецедентная антироссийская направленность" - так охарактеризовал учебники по истории для школ Узбекистана посол России в республике Дмитрий Рюриков. Посол выступил на прошедшей во вторник в Ташкенте Международной научной конференции, посвященной проблемам объективности в истории. Учебник истории для узбекских школьников, как говорилось на конференции, затмевает реальную действительность. В нем много говорится о том, как русские обворовывали местных жителей, убивали женщин, детей. Термин "русские шпионы", например, приводится в учебнике для детей 292 раза.
По словам российского посла, недавно в связи с этим был сделан запрос в министерство народного образования Узбекистана, но пока школьники по-прежнему учатся по этому учебнику. Против новой интерпретации национальной истории выступили на конференции и узбекские ученые.
Профессор Ташкентского университета по мировой экономике и дипломатии Гога Хидоятов не согласен с превращением участников басмаческого движения 20-30 годов прошлого века в борцов за независимость Узбекистана. Как утверждает профессор, в Центральной Азии в то время было до 180 отрядов басмачей, но целью их была вовсе не независимость, а свобода торговли. Профессор Хидоятов также опровергает содержащуюся в учебнике информацию о том, что Россия проводила границы национальных образований с единственной целью – поссорить народы. В частности, считает профессор, когда Иран в 19-м веке претендовал на территорию до Амударьи, именно Россия установила нынешнюю границу, в пределах которой лежит, между прочим, нынешняя Туркмения.
Примечания ИА "Фергана.Ру"
Сообщения об антироссийских тенденциях в узбекистанском образовании появились не вчера. Еще в июле прошлого года портал "Русь Единая" писал:
"В Ташкенте состоялось "историческое" совещание директоров школ, на котором собравшиеся получили несколько шокирующих указаний. А именно: изъять и уничтожить в школьных библиотеках учебники, изданные в свое время в Москве издательством "Просвещение", строго следить и не допускать, чтобы эти учебники из дома приносились учениками и уж тем более – учителями. А в случае нарушения этого приказа непокорные педагоги должны быть немедленно уволены.
Поясним, что речь идет не об учебниках по истории, обществоведению и литературе – те в списки запрещенных попали еще в начале 90-х годов, – а об учебных пособиях по естественным и точным наукам, к политике и политическим изменениям последнего десятилетия не имеющим ни малейшего отношения. Что же осталось в списке разрешенного? Во-первых, издаваемые в Узбекистане учебники местных авторов и, во-вторых, весьма ограниченное число российских учебников, которые планируется использовать в школах лишь временно, пока не появятся их узбекские аналоги. Но и с ними, вроде бы "разрешенными", надлежит провести ряд манипуляций: на титульном листе следует вычеркнуть – можно просто шариковой ручкой – место издания и название издательства, а еще лучше – вырвать титульный лист вообще.
В числе парадоксальных нелепостей – попадание в черный список российского учебника по математике для 7-го класса, главным автором которого является профессор МГУ, выходец из Узбекистана и узбек по национальности. Логично было бы ожидать, что высокие узбекские просвещенцы должны испытывать гордость за своего земляка, учебник которого в России переиздавался семь раз, и дать этому учебнику "зеленый свет", ан нет – "у узбеков собственная гордость, на российское мы смотрим свысока".
По многочисленным рассказам очевидцев – ребят и учителей – инспекции проходили так: в класс на урок приходила комиссия из 2-3 человек и требовала от учеников, чтобы они предъявили все, что у них находилось в школьных сумках. Потом начиналось обследование-обыск всех шкафов на предмет выяснения, не прячется ли там "крамольная" учебная литература, изданная в России. И не дай Бог, если таковая находилась! Разъярена, например, была комиссия, когда на столе преподавателя литературы был обнаружен томик стихов советских поэтов.
Но самое большое потрясение испытали учителя и ученики ташкентской школы № 19, когда пришедший сюда сам начальник ГУНО столицы Узбекистана Ислам Закиров с негодованием и яростью на глазах ребят и педагогов стал в клочья рвать обнаруженный сборник рассказов Константина Паустовского.
Все происшедшее в ташкентских школах выглядит особенно странным на фоне постоянных призывов Ислама Каримова, называющего Россию стратегическим партнером Узбекистана, ко всем властным структурам страны возобновить сотрудничество по всему периметру узбекско-российских взаимоотношений, уделив особое внимание гуманитарной сфере. Вот как далеко может завести чиновничье самоуправство." (Альберт Морозов, Ташкент)