"Сокровища сакских курганов" выставлены в Московском Кремле
В Оружейной палате Московского Кремля открылась выставка "Золотой воин. Сокровища сакских курганов". Привезли выставку из Казахстана в связи с начинающимся годом этой республики в России. Роскошь кочевого быта произвела на СЕРГЕЯ ХОДНЕВА сильное впечатление.
Казахстан - государство евразийское. Чтобы никто не сомневался, в Астане существует даже Евразийский университет имени (разумеется) Л. Н. Гумилева. А вот саки, древнее кочевое племя, перемещавшееся наряду со своими коллегами по территории от Дуная до Монголии, являлись протоевразийцами, а поскольку они часто бытовали в степях нынешнего Казахстана, то и протоказахами. Президентский центр культуры Республики Казахстан и казахское министерство культуры, информации и общественного согласия готовы за это поручиться. Неожиданность, подстерегающая зрителя,- это мера присутствия сакских курганов: в парадном вестибюле Оружейной палаты расставлено семь витрин, и сакские драгоценности занимают из них ровно три. Остальные четыре - драгоценности, конечно, редкой красоты, но казахские, произведенные не так уж давно, в XIX веке. В курганах побывать они явно не успели.
Центральный экспонат из тех, что подревнее, "золотой воин" (сакское захоронение из кургана Иссык) - это весьма важный для современного Казахстана объект. Чего стоит, например, то обстоятельство, что одна из деталей парадного облачения воина (золотая пластина с крылатыми и рогатыми конями) является частью государственного герба этой республики. И в археологическом отношении он бесценен даже без учета драгметалла, потому как он, с одной стороны, совсем сакский, а с другой - явный образец скифо-сибирского "звериного" стиля (это всем известные золотые олени, сфинксы, лошади, грифоны). Вообще, в 1970-м, когда было найдено пресловутое захоронение, жить было проще. Конечно, доктрины Гумилева не очень уважались. Но зато что саки, что скифы, что массагеты - все равно древние народы СССР, и никого не заставляли разбираться, кто из них основал государственность на территории отдельно взятой братской республики.
Бляхи, извлеченные из захоронений, действительно очень похожи на скифское золото. Остается надеяться, что это адекватное ощущение, потому что под большинством экспонатов стоит скромная подпись "Современная копия". Да и сам "золотой воин", хоть он и сохранился неплохо (наряд покойного кочевника, а не бренные останки), представлен реконструкцией - надо сказать, реконструкцией эффектной. Если вы полагаете, что это такой брутальный азиат в тяжелых доспехах, то вы сильно ошибаетесь. Антропологи говорят, что это был человек мужского пола лет так 18-20, а антураж захоронения и сам факт погребения в кургане заставляют думать, что этот сакский юноша принадлежал к самой что ни на есть элите. Вот такой вполне элитный мальчик в витрине и стоит: манекен среднего роста в красных штанах и красной сорочке, сверху надета красная кофточка (точнее, эдакий кардиганчик), вся сплошь в золотых бляшках. На голенях что-то такое изящное вроде ажурных чулок, тоже из цацочек. На поясе (золотые бляхи с оленями и лосями) - меч и кинжал все в той же ненавязчивой красно-золотой гамме. И чтобы совсем ни у кого не осталось сомнения в воинственности молодого сака, на голову манекена водружена тиара высотой в добрый метр. Вряд ли удобный в быту головной убор, но что поделаешь, хочешь быть золотым воином - терпи. Чтобы подстегнуть очевидные выводы, неподалеку в витрине выставлен саукеле, это такой традиционный головной убор казахской невесты. Он, правда, несколько поновее, первой половины XIX века, но зато тоже похож на тиару, тоже конусовидный и тоже драгоценный. Сходство по мысли казахской стороны просто сногсшибательное, и преемственность между евразийцами-саками и евразийцами-казахами на почве головных уборов явлена самым наглядным образом. Но тут, конечно, стороннему наблюдателю еще есть что прояснить: то ли невестам имели в виду привить нечто сакско-скифско-воинственное, то ли элитные сакские юноши запечатлились в памяти народной как настолько очаровательные создания, что лучшего идеала для невесты не сыскать. Ну а если без дураков, то "золотые люди", вернее, их специфический наряд - феномен не вполне исследованный, но явно имеющий отношение к погребальному обряду. Счастливый брак по-казахски, очевидно, тут ни при чем.
Как бы то ни было, Москва - отнюдь не первый выезд молодого сакского аристократа за пределы Казахстана. "Золотого воина" активно возят по выставкам; вот не далее как в прошлом году показывали в Эрмитаже почти тот же самый набор предметов, что и сейчас в Оружейной палате, правда, без казахского народного ювелирного искусства. И оказывается, это даже ничего, что главное национальное достояние периодически увозят из республики, водятся и еще воины в курганах. Как по-восточному цветисто выразилась главный хранитель Президентского центра культуры Гюльжан Мамирова, в 1999 году "небо ниспослало нам свое благословение - были найдены еще целых два 'золотых воина'".
* * *
Подпишитесь на ежедневный полнотекстовый дайджест СМИ России и СНГ "Центральноазиатские новости", чтобы быть в курсе всех событий региона!
Содержание последнего выпуска здесь. Условия подписки - здесь.