Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Аскар Акаев, Президент Киргизии: Киргизия - на пороге перемен

30.01.2003 00:00 msk, Александр Банников

Политика

Через двенадцать лет своего правления президент страны Аскар Акаев решился на кардинальные конституционные изменения, которые должны существенно урезать власть первого лица, перераспределив его полномочия в пользу парламента и правительства. Зачем Акаеву нужна эта конституционная реформа? Этот вопрос не дает покоя политическому бомонду Киргизии. Некоторые полагают, что это вынужденная мера. Начало конституционной реформы связывают с чередой волнений, которая прокатилась минувшим летом по южным районам страны. Дабы успокоить манифестантов и не допустить народных волнений, президент согласился на изменение своего статуса...

Сам же Акаев считает, что перемены просто назрели: "Страна пережила тот этап своего развития, когда ей требовалась сильная президентская власть во имя ускорения рыночных процессов, и теперь наступило время для передачи части президентских полномочий парламенту и правительству". Но есть и еще одно мнение: в 2005 году истекает срок полномочий Акаева на президентском посту. Он уже заявил во всеуслышание, что не пойдет на третий срок. Кто придет ему на смену - неведомо. Оставлять расширенные полномочия неизвестно кому - просто опасно. Говорят, что Акаев хочет максимально демократизировать общество, чтобы от воли одного человека уже ничего не зависело...

В начале октября Конституционное совещание, созванное для разработки поправок в Основной закон, завершило свою работу. Итоги этой работы предстоит утвердить на всенародном референдуме. О ситуации в стране, о том, что было и что ждет страну после конституционной реформы, корреспонденту "МК" рассказал президент Киргизии Аскар Акаев.

- Аскар Акаевич, как сейчас, на ваш взгляд, обстоят дела в Киргизии с демократизацией общества в свете пересечения интересов мировых держав - КНР, США и России - в Центральной Азии?

- Реальная демократия, да еще и в стране с недавним коммунистическим прошлым - вещь непростая. В первые годы независимости достаточно было порой даже простых демократических деклараций. Но нельзя же вечно жить в этом состоянии, как это происходит с некоторыми демократами старой "волны" и по сей день. Должен был сформироваться достаточный общественный слой, своего рода "критическая масса", действительно демократическая по духу, образу мысли и действия. Должны были появиться гражданские институты. Должна была измениться избирательная система и само отношение к выборам. Большой проблемой было и во многом остается еще формирование новых взаимоотношений общества и государства, появление публичной политики.

Это все кропотливая, черновая и порой неблагодарная работа, которой мы занимались каждый день все эти годы. Перечислю только самое крупное из того, что было сделано.

Первым делом я провозгласил свободу слова, свободу совести, свободу выражения мнений. Свидетельством тому являются сотни независимых средств массовой информации, десятки политических партий, почти три тысячи неправительственных организаций. Все они без ограничений пользуются предоставленной свободой. И порой даже злоупотребляют ею, забывая об ответственности.

Мы первыми в СНГ провели земельную реформу, отдав землю крестьянам. Провели реформу местного самоуправления.

За последнее время мы сделали большие шаги к реальной демократии. И, что интересно, далеко не последнюю роль в этом сыграло геополитическое положение Киргизии. Сегодня вовлеченность Киргизии в зону интересов таких держав, как Россия, США, Китай, дает Киргизии уникальную возможность решать собственные национальные интересы. В частности, укреплять сферу безопасности, проводить демократизацию общества. Совершенно очевидно, что демократические преобразования можно проводить успешно тогда, когда обеспечена безопасность страны как внешняя, так и внутренняя. Благодаря пересечению интересов трех мировых держав мы создали надежный щит обороны от внешних угроз. Киргизия стала опорным пунктом борьбы с международным терроризмом и экстремизмом.

Я убежден, что только сейчас Киргизия начинает становиться не на словах, а на деле демократической страной. Принятие нового текста Конституции Киргизской Республики на референдуме сделает этот процесс практически необратимым.

- Однако киргизская оппозиция считает этот шаг преждевременным. Ваше мнение по этому поводу?

- Решение о проведении референдума по конституционной реформе появилось не сегодня и не вчера. Мы шли к этому несколько лет.

Все у нас хорошо помнят, что еще год-полтора назад наши оппозиционеры яро выступали за скорейшее проведение конституционной реформы, требовали проведения референдума. Об этом же они говорили и во время работы Конституционного совещания. Но оппозиция при этом исходила из своих сугубо узких интересов. В первую очередь ее интересовал вопрос перераспределения власти в сторону усиления парламентской власти за счет сокращения президентских полномочий.

В данной связи я хотел бы еще раз напомнить предостережение американского президента Томаса Джефферсона, истинного поборника демократии, относительно законодательной власти. Он говорил: "Сейчас и еще в течение многих лет самую большую опасность будет представлять тирания законодателей".

Между тем главная причина выдвинутой мной инициативы о проведении конституционной реформы кроется в другом. В ее необходимости меня убедили трагические события 2002 года. Они обнажили новые реалии, сложившиеся буквально за последние три-четыре года на международном и региональном уровнях. Внешние и внутренние угрозы, с которыми столкнулась и Киргизия, требовали адекватного противодействия. И в качестве одного из них я рассматриваю процесс конституционной реформы.

События прошлого года убедили меня - ждать, как предлагают, до конца срока полномочий нынешнего парламента или президента было нельзя. Поэтому было созвано Конституционное совещание, в котором было достаточное представительство оппозиции. На основе широкого представительства различных политических сил и на принципе консенсуса ее участники выработали основные принципы поправок в Основной закон республики.

- Также на референдуме будет рассматриваться вопрос о сохранении срока ваших полномочий как президента страны до декабря 2005 года. С чем это связано? Ведь вы избраны народом и являетесь легитимным главой государства.

- Действительно, юридической необходимости, равно как и каких-либо оснований в проведении новых президентских выборов, нет. Вместе с тем, неуклонно следуя духу демократии, вопрос о подтверждении моих полномочий, которые существенно сократятся с принятием на референдуме новой Конституции, я считаю принципиальным.

Во-первых, это мой долг перед народом, который доверил мне в 2000 году президентский пост. Поскольку я избран был всем народом, считаю необходимым получить его мандат доверия на претворение в жизнь позитивных изменений, намеченных новой Конституцией. Одним словом, киргизы должны подтвердить мое право продолжить начатые реформы и обеспечить преемственность власти.

Во-вторых, это мой ответ и на требования оппозиции, с которыми я также не могу не считаться. Тем более что ее лидеры, требующие моей отставки, являются депутатами парламента и представляют интересы определенных слоев нашего общества.

- В декабре прошедшего года состоялась ваша встреча с Президентом России Владимиром Путиным. Как вы оцениваете результаты этой встречи и, на ваш взгляд, какие еще есть неиспользованные возможности экономического взаимодействия между Киргизией и Россией?

- Моя позиция в отношении России всегда останется неизменной. Россия была, есть и остается нашим стратегическим союзником и партнером. Это завещано нам предками, и наш долг - передать эту эстафету будущим поколениям. С обретением независимости наши отношения с Россией в эти 12 лет развивались только поступательно.

В 2000 году с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным мы еще выше подняли планку наших отношений. Россия первой подписала именно с Киргизией Декларацию о вечной дружбе и союзнических партнерских отношениях. Мы постарались Декларацию сразу же воплотить в жизнь и подписали Договор о долгосрочном десятилетнем экономическом сотрудничестве.

И у нас уже есть плоды в аспекте экономического сотрудничества. Визит Президента РФ Владимира Путина в Киргизию в декабре прошлого года создал новые предпосылки для развития торгово-экономического сотрудничества между нашими странами. Были достигнуты новые договоренности.

- Киргизская Республика - одна из немногих стран СНГ, где русский язык имеет статус официального. Это значительно облегчает жизнь наших соотечественников. И все же приходится слышать, что существуют некие проблемы для русских и в бытовом плане, и при приеме на работу. Существует ли в реальности дискриминация по национальному признаку?

- Еще 25 мая 2001 года мною был подписан закон "Об официальном языке Киргизской Республики", принятый накануне парламентом. Русский язык получил конституционно закрепленную государственную защиту наравне с киргизским языком. В статье 5 нашего Основного закона отмечено, что "В Киргизской Республике в качестве официального языка употребляется русский язык". И еще: "Не допускается ущемление прав и свобод граждан по признаку незнания государственного или официального языков".

Такой "изюминки" нет в Конституции ни одной страны.

Более 80 процентов коренного населения владеет русским, примерно пятая часть считает его вторым родным языком. Да и паспорт нового образца гражданина Киргизской Республики, который начали выдавать несколько лет назад, напечатан на трех языках - киргизском, русском и английском.

Киргизские читатели, радиослушатели, телезрители имеют возможность получать информацию на русском языке как из русскоязычных газет, теле- и радиопрограмм, так и из российских СМИ. В столице и многих других регионах республики транслируются центральные российские телеканалы. Например, Первый канал, РТР, НТВ. Завоевали у нас широкую аудиторию слушателей и ведущие российские радиостанции. Это "Эхо Москвы", "Русское радио", "Европа плюс".

Отсутствуют какие-либо ограничения на распространение здесь русской периодики. Читатели Киргизии с удовольствием читают российские газеты "Московский комсомолец", "Комсомольскую правду", "Аргументы и факты", "Российскую газету". Кстати, я тоже - один из постоянных читателей российских газет.

Хочу отметить, что именно у нас с участием России впервые был реализован совместный университетский проект, и теперь Киргизско-Российский Славянский университет - одно из наиболее крупных и престижных учебных заведений не только республики, но и всего региона.

Именно возможность свободного общения на русском языке делает Киргизию привлекательной для российских предпринимателей. Не говоря уже о том, что для российских туристов отсутствие языкового барьера во многом определяет привлекательность именно киргизских курортов.

Новый закон о статусе русского языка предоставил ряд существенных преимуществ русскоязычным гражданам республики. Вот один показательный пример: при поступлении на госслужбу знание киргизского языка является необязательным, поскольку вся официальная документация ведется на двух языках.

При этом языковая проблема ни в коем случае не носит идеологический характер. Нет ни малейших попыток с чьей бы то ни было стороны умалить значение киргизского языка для жизни республики. Наоборот, национальный язык по-прежнему развивается, чему во многом способствуют увеличение литературных изданий на родном языке, более углубленное его изучение в школах республики.

- Российские политики озабочены тем, что сегодня активную роль на политической арене Центральной Азии стали играть США. Как долго еще будет находиться американская авиабаза имени Ганси в аэропорту "Манас"?

- Хочу сразу подчеркнуть, что возможность размещения военных сил была предоставлена не только США. Киргизия заключила двусторонние правительственные соглашения в соответствии с просьбой правительств США, Франции, Канады, Австралии, а также ряда других государств - участников антитеррористической коалиции.

А просьба, я напомню, заключалась в оказании помощи и выдаче разрешения на использование объектов в Киргизии, включая аэропорт "Манас", для проведения гуманитарной помощи, боевых действий и их поддержки в рамках операции "Непоколебимая свобода" в Афганистане.

Срок соглашений - один год с момента завершения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления их в силу. Поэтому для разных стран он получился разным. Например, для США соглашение вступило в силу 15 декабря 2002 года, Франции, Канады и ряда других - 30 апреля 2002 года, Австралии - 9 июля 2002 года.

Поэтому пребывание сил международной коалиции на территории Киргизии не является долгосрочным, а носит временный характер. По окончании антитеррористической операции в Афганистане оно будет завершено.

Замечу, что ни мы, ни другие члены коалиции не заинтересованы в том, чтобы пребывание военного контингента продолжалось после того, как станет ясно, что Афганистан не представляет больше собой угрозу безопасности сопредельным государствам и всему мировому сообществу. Особо хотел бы отметить, что предоставление аэропорта "Манас" для американских ВВС и участников антитеррористической коалиции не противоречит участию Киргизии в Договоре о коллективной безопасности стран СНГ, других региональных объединениях, например, Шанхайской организации сотрудничества. По данному вопросу у нас есть понимание и поддержка со стороны наших союзников.

В конце ноября прошлого года Совет Безопасности ООН принял решение продлить после 20 декабря 2002 года еще на один год полномочия Международных сил содействия безопасности в Афганистане.

- Недавно опять заговорили о том, что Киргизия хотела бы присоединиться к Союзу Белоруссии и России. Что вы думаете по поводу возможности подобного союза?

- Создание Союза Белоруссии и России находится на начальном этапе, когда страны ищут взаимоприемлемые варианты и схемы. Мы видим, что процесс этот неоднозначный, и говорить о нем как о состоявшемся факте пока рано. Россия и Белоруссия сами еще не определились, каким будет союз, не говоря о присоединении к будущему объединению других стран.

Что касается, как вы говорите, разговоров о присоединении Киргизии к создаваемому союзу, то это является еще одним свидетельством стремления народа Киргизии к усилению интеграции со странами СНГ.