ПРИМИРЕНИЕ ПО-ТАДЖИКСКИ
Мирное соглашение в Таджикистане не привело к гражданскому согласию. Однако скептикам, кто вообще отрицает возможность мира и роль посредников из других стран, полезно вспомнить о событиях пятилетней давности.
Пять лет тому назад в Таджикистане произошло историческое событие. Власти и вооруженная оппозиция заключили мир. В Душанбе приступила к работе Комиссия по национальному примирению, в которую на равных вошли представители воюющих сторон.
Комиссия по национальному примирению – это было уникальное в своем роде образование. Главная её задача заключалась в воплощении в жизнь пунктов мирного соглашения, которое было подписано в Москве президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым и лидером объединенной таджикской оппозиции Саидом Абдулло Нури при посредничестве Организации Объединенных Наций. Эта цель в целом была достигнута.
Так была поставлена точка в одном из самых затяжных и ожесточенных конфликтов на постсоветском пространстве – в гражданской войне, которая унесла жизни более 150 000 человек.
Дорога к миру была долгой и трудной
Тридцать три раза стороны встречались для переговоров. Москва, Тегеран, Исламабад, Бишкек, Кабул, Ашхабад, Алма-Ата принимали таджиков. Я участвовал почти во всех переговорах. Интересно, что в начале переговорного процесса делегации не только жили в разных гостиницах, но многие даже друг с другом не разговаривали. Так было много обид, недоверия и даже ненависти. Главными участниками были тогда политики и представители интеллигенции. Но: те люди, которые были готовы недавно стрелять друг в друга, нашли мужество не только жить под одной гостиничной крышей в чужих городах, но и начать жить и созидать у себя на родине. Многие таджики соглашение о мире считают документом жизни. Благодаря этому соглашению тысячи и тысячи граждан страны вернулись на родину. Вчерашние боевики – многие из них - занялись мирным трудом.
Главные пункты мирного соглашения
30% мест, включая министерства, ведомства, местные органы власти, судебные и правоохранительные органы получает оппозиция.
25% мест в Центральной избирательной комиссии по выборам займут представители оппозиции.
Объявляется всеобщая амнистия участников вооруженного противостояния.
Власти Таджикистана снимают все ограничения на действующие в республике средства массовой информации.
Правительство берет на себя обязательство по реинтеграции возвращающихся беженцев и вынужденных переселенцев. Они должны быть восстановлены во всех гражданских правах.
Урок из прошлого
Однако не все пункты соглашения были выполнены. Более того, не раз возникала ситуация, грозившая возобновлением гражданской войны. Но здесь сыграли большую роль представители ООН и наблюдатели из соседних стран - России, Ирана, Пакистана, Узбекистана, Казахстана, Туркменистана и Киргизии, которые были не только посредниками, но как бы и арбитрами выполнения соглашения.
В этой связи мне очень хочется упомянуть об одном человеке, который очень много сделал для перемирия в Таджикистане. Это немец Герд Дитрих Меррем, тогдашний специальный посланник ООН. Когда кипели страсти, когда гремели пушки, он не оставлял усилий по достижению мира, находил аргументы для каждой из воюющих сторон.
И в этой связи важно отметить следующее – в сегодняшнем мире не идеальный, но все же положительный опыт Таджикистана по нахождению компромисса в национальном примирении может быть очень полезен. И тем скептикам, кто вообще отрицает возможность мира и роль посредников из других стран, полезно вспомнить о событиях пятилетней давности.
Возможно, такую же комиссию по национальному примирению стоит организовать в Афганистане. Конечно учитывая и ошибки, и промахи Таджикистана, где не всё задуманное авторами подписанного пять лет назад соглашения было реализовано. Во многом – из-за амбиций политиков, как с одной, так и с другой стороны. Мирное соглашение в Таджикистане не привело к гражданскому согласию. Но, как говорится, первый блин комом.
Дододжон Атовуллоев, журналист из Таджикистана