Америка поможет, раз туркам-месхетинцам нет места на своей земле
Госдепартамент США рассматривает возможность открыть специальную беженскую программу для турок-месхетинцев, проживающих в Краснодарском крае и не имеющих российского гражданства, - программу, аналогичную той, какая прошлым летом была открыта для бакинских армян.
В этой связи в середине ноября представительная американская делегация во главе с г-жой Терри Руш, директором отдела госдепа по приему беженцев, посетила Краснодар, где встретилась с представителями турок-месхетинцев.
Турки-месхетинцы появились в Краснодарском крае в 1989 году, спасаясь от погромов в Ферганской долине Узбекистана. Считалось, что беженцы здесь временно и вскоре уедут на родину - в Месхетию, откуда их выселил Сталин в 1944 году. Но Грузия принять их отказалась, а администрация Краснодарского края отказывает им даже во временной регистрации, не дает в аренду землю.
Ответ госдепартамента о готовности Америки принять эту категорию беженцев ожидается уже в этом месяце. Если ответ будет положительным и беженскую программу откроют, в дело вступит Международная организация по миграции (МОМ), которая обычно участвует в иммиграционном процессе по поручению американского правительства. По нынешним оценкам, статус может быть предоставлен 10.000 человек.
Цифра эта не случайна. На встрече с американской делегацией представитель турок-месхетинцев Сарвар Тедоров сообщил, что в крае без гражданства живет именно столько турок-месхетинцев - 5.000 взрослых и 5.000 детей.
Госдеп рассматривал возможность предоставления статуса беженцев туркам-месхетинцам столько же времени, сколько занимался проблемой бакинских армян. Первые официальные заявления прозвучали в 1999 году - в выступлениях комиссара ООН по правам человека. По его утверждению, комиссариат следил за мытарствами этой этнической группы с 1993 года.
Наш источник в МОМ затруднился сказать, почему именно сейчас вопрос приблизился к развязке. Он лишь заметил, что, возможно, к этому американцев подтолкнуло успешное осуществление армянской программы, и предположил, что программа может быть открыта уже в декабре.
В этой заметке нам кажется уместным вернуться к армянской проблеме и рассказать о том, как идет процесс оформления армянских беженцев.
Число семей, направивших заявления в МОМ, составило примерно 11.000 (22.000 человек). Но только 1.500 человек соответствуют программным критериям: они бежали от бакинских погромов прямо в Москву или Московскую область еще до распада СССР, не имеют ни российского гражданства, ни местной прописки. Многие из заявителей не из Москвы или Московской области. Эта категория заявителей насчитывает 45%. Их дела не рассматриваются. Другая многочисленная группа лиц, категорически не отвечающих требованиям программы, но, тем не менее, приславших заявления на получение статуса беженцев, - это армяне, имеющие российское гражданство. Меньше заявлений поступило от граждан Украины и Армении.
Однако две категории заявителей вызвали сомнение у сотрудников МОМ. Это 200 армян, бежавшие из Азербайджана прямо в Москву или Московскую область, получившие российское гражданство, но до сих пор не имеющие прописки. Г-жа Терри Руш распорядилась передать их заявления в американское посольство - то есть сочла возможным предоставить им статус беженца.
Другая, более многочисленная категория - 2.000 человек - удовлетворяет всем требованиям программы, кроме одного: они приехали в Москву уже после распада Советского Союза. В этом случае г-жа Руш немедленной рекомендации не дала, а поручила МОМ выяснить, каким путем каждый из заявителей добирался до Москвы, где он жил в период с 1992 года и до приезда в Москву.
Таким образом, сегодня статус беженца в США получают 1.700 армян. Если к ним добавятся и те, кто приехал в Москву уже после распада Союза, то общее число прошедших по этой программе составит 3.700 человек. Не откажет ли госдепартамент спорной категории претендентов на статус беженцев только потому, что таким образом будет превышена первоначально заявленная квота в 3.000? Наши сомнения развеял чиновник МОМ: квота для бакинских армян, по его словам, никогда не устанавливалась, были определены лишь критерии.
Видимо, так же будет решаться вопрос о предоставлении статуса беженца и туркам-месхетинцам. Г-н Тедоров назвал число 10.000. Однако по данным российской миграционной службы на Кубани живет 13.000 турок-месхетинцев, а краевое УФСБ называет число - 24.000 человек. Очевидно, что американцы намерены принять только тех, кто не имеет российского гражданства. А сколько их, станет ясно, скорее всего, тогда, когда программу откроют и в МОМ начнут поступать заявления.