Узбекские хлопкоробы опять не выполнили план по сбору "белого золота"
Дутые сводки уже никого не обманут - хлопкоробы Узбекистана вновь не выполнили госзаказ. Хлопковая кампания 2002 года вновь заканчивается для Узбекистана неудачей. Который год хлопкоробы страны, занимающей 2-е место в мире по экспорту и 5-е по производству хлопка, не могут справиться с государственным заказом. В этом году с огромными усилиями и даже жертвами удалось сдать государству лишь около 85% хлопка от намеченного плана.
Еще весной, когда в результате обильных дождей часть посевов оказалась под водой, стало ясно, что собрать запланированные 3 млн. 750 тыс. тонн сырца не удастся.
На данный момент собрано чуть более 3 млн. 190 тыс. тонн, и, несмотря на то, что сбор хлопка в республике продлится еще около недели, у специалистов нет надежды на то, что показатели удастся улучшить.
Страшась неминуемых "оргвыводов" за невыполнение плана, и госчиновники, и сами хлопкоробы активно используют старые, испытанные советские методы завышения производственных показателей.
Хлопок является для Узбекистана стратегической сельскохозяйственной культурой, приносящей стране около половины всей валютной выручки. Узбекистан ежегодно экспортирует около миллиона тонн хлопкового волокна, что приносит в госбюджет не менее полутора миллиардов долларов.
В последние несколько лет хлопкоробы Узбекистана страдали от постоянной засухи, однако, по иронии судьбы, в этом году неурожай был вызван как раз обратным явлением природы - необычайно обильными осадками.
"Весна была очень дождливая. Из-за этого многие посевы, оказавшись под водой, погибли, а пересеять весь хлопок летом мы не успели - было уже поздно", - поясняет специалист отдела хлопководства Министерства сельского и водного хозяйства Узбекистана Расулжон Холматжонов.
По словам председателя хозяйственного суда Джизакской области Комилжона Синдорова, всего по области посевы хлопчатника были смыты дождями на площади примерно 8 тыс. га.
Следует отметить, что аграрный сектор Узбекистана остается централизованным, как и в советское время. Это означает, что госплан по собору хлопка пересмотру не подлежит и должен быть выполнен любой ценой. Для Джизакской области он составляет 250 тыс. тонн.
Глава Джизакской областной администрации Убайдулла Ямонкулов на встрече с хлопкоробами во время сбора урожая предупредил, что каждый фермер обязан выполнить план по сдаче хлопка, в противном случае последует наказание в виде крупного штрафа или даже тюремного заключения.
Напуганные фермеры договорились с чиновниками, отвечающими за сбор хлопка, и начали приписывать несуществующие тонны. Как рассказал пожелавший сохранить анонимность лаборант одного из хлопкоприемных пунктов области, только за одну ночь его дежурства на приемном пункте фермеры заплатили взяток на 10 миллионов сумов (8 тыс. долларов США).
Кроме того, по словам заведующей лабораторией Зарбдарского хлопкозавода Нортожи Маматовой, данные о сдаче хлопка завышаются за счет того, что принимается любой хлопок - даже очень низкого сорта.
"Нам велено принимать хлопок низкого качества, иначе нас уволят", - поясняет Маматова.
В Узбекистане основная часть хлопка по-прежнему собирается вручную. В страду к сбору хлопка привлекаются все: дехкане, сотрудники бюджетных учреждений, студенты и даже дети.
По данным Центра правозащитных инициатив города Самарканда, в Самаркандской области вывоз школьников с 14-летнего возраста, а также студентов на поля начался в этом году с первой половины сентября.
"Вывезенные на хлопок взрослые и дети были вынуждены ютиться во временных бараках, построенных у хлопковых полей, где не было никаких условий - ни тепла, ни горячей воды, ни нормального питания, а только тяжелый труд с 7 утра до темноты", - говорит руководитель Центра Камильжон Ашуров.
"Нас, 120 человек из хозяйства "Самарканд" Самаркандского района, вывезли на сбор хлопка на 2 дня и сказали, что мы будем ночевать в автобусах, но водители уехали, и нам пришлось ночевать прямо на земле. У нас не было теплой одежды. Одним словом, всю ночь мы провели на ногах, а на следующий день снова собирали хлопок", - рассказал один из сборщиков хлопка Исмат Хамдамов.
Водитель Шавкат Насимов обратился в правозащитную организацию после того, как на дороге Ургут-Самарканд его остановил сотрудник Тайлякского отделения милиции Самаркандской области, забрал все документы и сказал, что вернет их только после того, как он бесплатно отвезет людей на хлопковое поле.
Общественность больше всего беспокоит факт использования при сборе хлопка детского труда. "Собирая хлопок на холоде, дети устают и простужаются, а главное - они не учатся, - возмущается преподаватель 33-ей школы Самаркандского района Сарбия Бахромова. - Что же для нас все-таки важнее - хлопок, или наши дети?"
Улугбек Хайдаров и Камол Халмурадов - независимые журналисты из Узбекистана