Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Деятельность "Хизб-ут-Тахрир-уль-Ислами" в Казахстане уже привычна

02.11.2002 00:00 msk, Тимофей Ермаков, Алма-Ата

Сотрудники органов национальной безопасности задержали в Алма-Ате и Чимкенте двух молодых людей. Оба оказались студентами престижных вузов. Им предъявлено обвинение в распространении листовок суннитской религиозно-политической организации "Хизб-ут-Тахрир-уль-Ислами".

Эта организация, название которой переводится как "Партия исламского освобождения", предусматривает создание объединяющего весь мусульманский мир теократического государства - халифата.

Интересы "Хизб-ут-Тахрир", как обычно сокращенно называют организацию, простираются на Египет, Иорданию, Тунис, Кувейт, Палестину, Турцию, а также постсоветские республики Центральной Азии. По этой географии можно представить контуры гипотетического халифата.

Задержание двух студентов за пропаганду антигосударственных политических доктрин особого интереса в казахстанском обществе не вызвало. Привыкли. Подобного рода акции более-менее регулярно проводятся в республике, особенно в южных и западных ее регионах. Повышенным вниманием активистов "Хизб-ут-Тахрир" пользуются такие города, как Кентау, Туркестан, Чимкент. А теперь и Алма-Ата оказалась в сфере их интересов. Первая масштабная акция была здесь совершена примерно год назад. Некоторые из средств массовой информации получили по факсу листовки откровенно экстремистского содержания. СМИ это послание дружно проигнорировали. Тогда последовал новый шаг. Жители одного из окраинных районов города обнаружили в своих почтовых ящиках те же самые листовки.

Экспертный анализ текста показал, что над ним поработали весьма квалифицированные и образованные люди. Примечательно и другое. Листовки в Алма-Ате появились в день рождения президента Нурсултана Назарбаева, что однозначно было воспринято как откровенный вызов существующему строю.

Если бы то был единичный и исключительный факт, о нем можно было бы и не говорить. Но, к сожалению, сегодня о том и речи нет. В республике идет активная пропагандистская работа, направляемая из подполья и нацеленная на радикальное переустройство общества. Для этого используется любая благоприятная ситуация. Можно вспомнить, к примеру, историю празднования 1500-летия Туркестана. Накануне этой даты на улицах древнего города появились листовки, направленные против конституционного строя. И это несмотря на беспрецедентные меры по обеспечению безопасности участников праздника, среди которых было много гостей из-за рубежа.

В конечном счете было задержано четверо активистов "Хизб-ут-Тахрира". Позже их судили в Чимкенте, инкриминировав не только распространение листовок, но и подготовку серии террористических актов. Однако следствие было проведено столь непрофессионально, что многие пункты обвинения рассыпались как карточный домик, и в конечном счете подсудимые отделались легким испугом.

В данном случае особый интерес вызывает прозвучавшее обвинение в подготовке терактов. И вот почему. Казахстанское руководство неустанно говорит о межнациональном согласии, называя страну "островом стабильности". Однако сегодня эти утверждения воспринимаются довольно скептически. Первый предостерегающий и наиболее серьезный сигнал прозвучал в 2000 году, когда в Усть-Каменогорске была раскрыта группа некоего Казимирчука, которая якобы ставила целью насильственное отторжение Восточного Казахстана и создание в регионе самостоятельного территориального образования.

Версия не выглядела достаточно убедительной хотя бы потому, что на вооружении "мятежников" находились единственная берданка да несколько бутылок с "коктейлем Молотова". Хотя та история и напоминала плохо отрежиссированный спектакль, но для многих граждан потенциальная угроза представлялась вполне реальной, тем более что в Казахстане время от времени происходят события, которые явно портят атмосферу "острова стабильности".

Тут можно вспомнить подрыв в мае 1998 года трансформаторной подстанции на подъезде к городу Макинску, что в Акмолинской области. Спустя несколько месяцев в Кокчетаве неизвестные обстреляли из гранатомета энергетическую подстанцию. В 2000 году в центре Алма-Аты после настоящего боестолкновения была уничтожена группа уйгурских сепаратистов, члены которой за несколько дней до этого убили двух местных полицейских.

То есть налицо самые настоящие проявления политического экстремизма. И это не говоря уже о фактах уголовного терроризма - таких, как нападения на иностранцев, заказные убийства, похищения людей, хотя некоторые из них могут иметь и политическую подоплеку, особенно в сфере незаконного оборота наркотиков.

Но вернемся к подпольной деятельности эмиссаров организации "Хизб-ут-Тахрир". Известно, что население Казахстана никогда не отличалось повышенной религиозностью. Тем удивительнее на этом фоне выглядит поднявшаяся волна исламского радикализма. Откуда в республике взялись его многочисленные адепты?

Истоки этого процесса следует искать прежде всего в странах мусульманского мира. В минувшем августе в Алма-Ате состоялось селекторное совещание руководителей органов внутренних дел республики, на котором обсуждались проблемы нелегальной миграции иностранцев в Казахстан. Прозвучало утверждение, что в страну с населением 14,8 миллиона граждан незаконными путями проникло более 500 тысяч человек. Не говоря уже о странах Содружества, сюда приезжают, не имея на то необходимых документов, люди из Китая, Индии, Пакистана, Афганистана, Малайзии, Индонезии, Ирана и экзотической Шри-Ланки. Даже предположив, что цифра нелегалов несколько завышена, счет все равно придется вести на сотни тысяч. Только в Алма-Атинской области за одни сутки в ходе очередной операции "Правопорядок" было задержано 2300 незаконных мигрантов. Основная их часть просачивается в страну через прозрачные границы с Киргизией, которая поддерживает безвизовый режим со многими государствами.

Незваные гости преследуют свои цели, в том числе направленные на подрыв казахстанской государственности. Недавно, например, органы национальной безопасности задержали в Южном Казахстане гражданина Египта Мохамеда Хафажа, Иордании - Мохамеда Обейдата и турецкого студента Кадыра Ту, обучающегося в казахско-турецком университете в Туркестане. Им были предъявлены схожие обвинения - в распространении литературы, утверждающей исключительность ислама и призывающей к насильственному свержению власти. Все трое были депортированы.

Но подобного рода публика размножается словно тараканы, которые лезут из всех щелей. Не успели освободиться от одних, как появились другие. Зафиксированы случаи, когда высланные из страны возвращались обратно, продолжали пропагандистскую работу или пытались создать ячейки партии "Хизб-ут-Тахрир". Подобные попытки отмечены в некоторых аулах и поселках Кызылординской области и даже в центре казахстанской космонавтики - городе Байконуре. А в Кентау радикально настроенные исламисты доставили свои листовки в... городской суд.

Красноречива в этом смысле получившая широкую известность история афганца Исматуллы Абдул Гафара. В свое время он воевал против советских частей в Афганистане, возглавляя батальон, состоящий из этнических казахов - уроженцев этой страны. Позже переключился на духовную ниву и оказался в Казахстане, где стал религиозным пастырем прихожан мечети-медресе в поселке Карасу, примыкающем к Алма-Ате. Нетрудно догадаться, чему он учил верующих. Его деятельность не осталась незамеченной, и бывший моджахед был выслан из страны. Это произошло в 1999 году, а в декабре 2001-го, то есть в разгар антиталибской операции в Афганистане, он снова появился в южной столице республики, где занялся прежним делом.

Духовные наставники из-за рубежа составляют передний эшелон исламского экстремизма. Но не единственный. Они имеют довольно серьезное подкрепление в местной среде. И тут следует признать, что эту проблему в Казахстане выпестовали собственными руками. За годы суверенитета в республике при благосклонном внимании свыше появилось более пяти тысяч мечетей - в сто раз больше, чем существовало в советский период.

Одновременно развивается образовательная религиозная сеть из медресе и высших исламских учебных заведений, причем во многих из них религиозные каноны преподают отнюдь не на основе вероучения в его традиционном понимании. Дело порой доходит до самых неожиданных вывертов. В Уральске, например, в исправительной колонии РУ-10/2 была пресечена деятельность проповедников ваххабитского толка. Один из заключенных, родом из Таджикистана, который оказался в узилище за транспортировку наркотиков, организовал своего рода религиозный ликбез, конечная цель которого заключалась в привлечении новых членов в ряды "истинных правоверных". В его распоряжении была даже специальная литература, которую новоявленный мугалим (учитель) хранил в тайнике. Если такое возможно за колючей проволокой, то нетрудно представить размах подобной деятельности на воле.

Некоторое время назад генеральная прокуратура РК совместно со службами национальной безопасности и внутренних дел провела масштабную проверку деятельности религиозных объединений, общее число которых превышает 2,5 тысячи. В результате этой акции выяснилось, что в стране существует значительное число незарегистрированных или не состоящих на учете в местных органах власти исламских религиозных структур.

Контртеррористическая операция в Афганистане пока не привела к искоренению этого зла. Скорее наоборот - к его рассеиванию по всему мусульманскому миру. Местом активизации экстремистских идей становится, похоже, и Центральная Азия.