Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Двигатель торговли вот-вот заглохнет. В Узбекистане меняют правила наружной рекламы

27.09.2018 11:38 msk, Егор Петров

Экономика Законы Узбекистан Анализ
Двигатель торговли вот-вот заглохнет. В Узбекистане меняют правила наружной рекламы

Билборд в Ташкенте. Фото с сайта Norma.uz

Узбекистанский рынок размещения наружной рекламы нестабилен с весны этого года, когда на общественное обсуждение был вынесен проект постановления, регулирующего уличную рекламу. Представители отрасли забеспокоились, опасаясь, что новые меры вытеснят с рынка многих игроков, и принятое 30 августа постановление усилило их страхи и подтвердило опасения. Похоже, что этот подзаконный акт получил обратную силу, и теперь рекламщики должны будут заново оплатить уже купленные рекламные места. Но обо всем по порядку.

Как было раньше

Раньше в Узбекистане не было четких правил, регулирующих наружную рекламу. Только в Ташкенте существовал утвержденный хокимиятом порядок размещения внешней рекламы, а остальные регионы своего положения не имели и следовали ташкентским правилам.

В апреле Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (Госкомконкуренции) вынес на обсуждение новый регламент. Как писали местные СМИ, основным стимулом для этого стали поездки президента Узбекистана по регионам: Шавкат Мирзиёев остался недоволен отсутствием в стране единых требований к размещению наружной рекламы, потому что реклама портила внешний облик городов и закрывала исторические здания и культурные объекты.

Чиновники из Госкомконкуренции выяснили, что из-за отсутствия единых правил и непоследовательного ценообразования региональные бюджеты недополучали средства от размещения наружной рекламы, а государство не могло стимулировать развитие рынка. Кроме того, из-за отсутствия эффективных механизмов общественного контроля содержание рекламы часто нарушало нормы морали и нравственности. Все эти проблемы Госкомконкуренции понадеялся решить реформой, которую СМИ назвали переделом рынка наружной рекламы.


Рекламные конструкции в Ташкенте. Фото с сайта Trs.uz

Что не понравилось рекламщикам

Главной мишенью критики со стороны рекламных компаний стали новые расценки на места для конструкций с наружной рекламой. Раньше разрешения на установку выдавали два госоргана: «Тошкент Реклама Сервис» в столице и «Тасвирий ойна» в регионах. В Ташкенте, например, желающий разместить рекламный стенд должен был обратиться в «Тошкент Реклама Сервис» с заявкой, где указан текст рекламы, размеры и место размещения стенда. В случае одобрения заявки агентство получало договор на оплату подготовки и согласования технического паспорта рекламного места.

В Госкомконкуренции утверждали, что этот механизм работал плохо: якобы рекламные компании жаловались в комитет, что им отказывали в установке конструкции в определенном месте, после чего они обнаруживали там рекламный щит другой компании. Чтобы убрать коррупционную составляющую, чиновники предложили распределять участки с помощью электронных аукционов на платформе E-ijro Auksion. Стартовая цена на аукционе при этом должна быть не менее 10-кратного размера земельного налога, установленного на квадратный метр для данного участка, который был бы выплачен за 10 лет.

«Фергана» поговорила с одним из членов Ассоциации рекламных агентств Ташкента - главой компании, которой принадлежит несколько рекламных конструкций в городе. По его словам, больше всего беспокоит даже не рост затрат на новые участки под билборды, а судьба уже имеющихся.

Когда в мае проект постановления был размещен для обсуждения на портале обсуждения законопроектов, в нем говорилось, что заключенные ранее в соответствии с законодательством договора, выданные паспорта, свидетельства, разрешения и иные правоустанавливающие документы на размещение внешней рекламы сохранят свое действие на период установленных сроков. Эту гарантию, как утверждает наш собеседник, подтвердил и начальник управления по защите прав потребителей и контролю за рекламной деятельностью Госкомконкуренции Дильшод Азимов, выступивший 10 мая в программе «Карама-карши» на телеканале Uzbekistan 24.

Сегодня, однако, ни проекта постановления, ни более 200 комментариев представителей рекламного бизнеса с критикой и идеями по улучшению предложений Госкомконкуренции, на портале обсуждения законопроектов нет. Страница с обсуждением была удалена, хотя по закону материалы должны быть открыты для публичного доступа в течение трех лет после завершения обсуждения. Тот же закон обязывает чиновников прислушиваться к мнению народа и либо вносить предложения участников обсуждения в законопроекты и постановления, либо давать мотивированный отказ.

Собеседник «Ферганы» (на условиях анонимности) подтвердил, что принятое 30 августа постановление не сохранило за участниками рынка право на уже оплаченные участки. С 1 января 2019 года, когда постановление вступит в силу, рекламным агентствам придется платить еще один сбор, равный максимальной аукционной цене участков, расположенных в том же районе, что и объект, договор на право размещения которого продлевается.


Световой экран в Ташкенте. Фото с сайта Pr.uz

Чем грозят перемены

Во сколько обойдется выкуп уже оплаченных участков под рекламу? Узбекская столица поделена на 5 экономических зон. Если брать самую востребованную первую зону, то там ставка земельного налога составляет 13.117,5 сумов ($1,6) за кв.м в год. Стартовая цена аукциона равна десятикратному произведению этой суммы, рассчитанному на 10 лет, то есть 1.311.750 сумов ($160) за кв.м. А если пересчитать с учетом реального размера места, то самый распространенный формат площадью 18 кв.м будет стоить 23.611.500 сумов ($2.871), и это только начальная цена. «Бог знает, на какой сумме закончится аукцион. Допустим, 40 млн сумов ($4.865). Следовательно, все свои существующие места в первой зоне компания должна выкупить по 40 млн сумов за каждое. На вряд ли какое-либо агентство такое потянет», - говорит наш собеседник.

Возможно, новая аукционная система приведет к монополизации рынка: «Для нас, узбекистанцев, 40 млн сумов за место — значительный вклад, а для иностранцев — нет. Какой-нибудь иностранный олигарх может предложить по 100 млн сумов за место на аукционе, никто из наших не сможет перебить эту ставку, и он сможет выкупить все хорошие места в городе и диктовать потом цены», - говорит предприниматель.

«Допустим, если у агентства 100 рекламных конструкций, в среднем месячная выручка составит 70 млн сумов, а прибыль — около 50 млн. Выходит, выкупать компания сможет по 1-2 места в месяц. На все участки агентству понадобилось бы 4 года, если бы, конечно, постановление не требовало выкуп единовременным платежом», - считает наш собеседник.

Поскольку большинство игроков рекламного рынка, по мнению нашего источника, не справятся с выплатами, их ждет разорение, что противоречит указу «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата», одна из ключевых целей которого — коренное улучшение условий для ведения предпринимательской деятельности. Кроме того, резкое увеличение расходов владельцев рекламных конструкций повлияет на рекламодателя, что в свою очередь приведет к росту цен на рекламируемые товары.


Фасадная реклама в Ташкенте. Фото с сайта Trs.uz

Так ли плох новый порядок

Изначальным драйвером для появления нового регламента стало недовольство президента визуальным шумом, который создает реклама в городах. И постановление, действительно, пытается эту проблему решить. Документ обязывает Минстрой, Минкульт и другие ответственные ведомства определить в городах Узбекистана свободные от рекламы зоны у зданий органов государственной власти, культурно-исторических и религиозных объектов. Также постановление предписывает определить допустимые типы, виды, дизайнерские решения и размеры рекламных объектов, а также порядок их размещения на фасадах домов. Кроме того, там сформулирована задача добиться, чтобы до 20% от общего годового времени размещения внешней рекламы приходилось на социальные проекты.

Собеседник «Ферганы» не отрицает, что смысл в утверждении новых правил, безусловно, есть. «Последние два года правила, утвержденные в 2007 году, начали нарушать. К примеру, расстояние между двумя рекламными конструкциями формата 3×6 метров должно быть не менее 150 метров, а сегодня могут установить и в 70 метрах. Отсюда и бардак на улицах. У каждого появился знакомый «сверху», кто-то давал взятки, разрешения выдавались налево и направо»,- рассказал он.

Возможно, с помощью аукциона власти хотят очистить город от лишней рекламы: компании не смогут выкупить свои участки, и их стенды демонтируют. Но лучшим решением, полагает наш собеседник, была бы «инвентаризация всех рекламных щитов в городе на предмет соблюдения закона, в результате чего город автоматически очистится на 30-40%».

По задумке властей, нововведения должны облегчить жизнь рекламщикам. По старым правилам агентство выбирало место для рекламы, и через «Тошкент Реклама Сервис» собирало разрешения в многочисленных инстанциях, каждая из которых могла и отказать без объяснения причин. Теперь же местные органы власти сами должны формировать списки доступных земельных участков под рекламу и выставлять их на аукцион. По идее, это избавит рекламщиков от хлопот и шансов столкнуться с вымогательством. Но предприниматели боятся, что новые места под рекламу будут выделять за счет старых, а купленные через аукцион могут отобрать. «Выложил, к примеру, 40 млн сумов на 10 лет, а на этом месте через пару лет мост захотят построить, нужно будет убирать рекламную конструкцию, и еще не факт, что тебе дадут равнозначное место», — говорит наш источник, член Ассоциации рекламных агентств Ташкента.

Знакомая история

Конфликты вокруг прав на землю в Узбекистане — история нередкая. Земля здесь признана стратегическим ресурсом, который принадлежит государству, и практика изъятия участков «для государственных и общественных нужд» довольно распространена.

В августе в «Фергану» обратились представители работников Талимарджанской ТЭС, чьи дома руководство теплоэлектростанции выставило на торги в качестве непрофильных активов. Руководство ТЭС утверждает, что решение о включении домов в аукцион принял кабинет министров, а в госимуществе жильцам сказали, что обязаны выполнять решения правительства. Фактически люди оказались в ситуации, когда их вынуждают выкупать собственные дома.

Месяцем ранее стало известно, что вдоль президентской трассы, ведущей к популярному месту отдыха ташкентцев, водохранилищу Чарвак, без предъявления документов снесли 28 частных дач. Многие владельцы дач неподалеку от Чарвака сдают их туристам и после сноса лишились дохода. В хокимияте Бостанлыкского района объяснили, что сносу подверглись незаконные постройки.

Другой известный случай конфискации земельных участков связан со строительством в узбекской столице делового центра «Ташкент сити». Жителей центральных кварталов стали расселять в новостройки на окраинах, чтобы освободить места под новые бизнес-центры и дорогие отели. Это вызвало протесты у некоторых владельцев попавших под снос домов, однако к ним применили силу и все-таки заставили покинуть свои участки.

Стоит отметить, что государство пытается решать эту проблему. Например, в августе был принят указ, согласно которому участки могут быть изъяты для общественных и государственных нужд только после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества, находящегося на таком участке, и убытков, причиненных этим изъятием. Также было уточнено само понятие общественных и государственных нужд, прежде размытое и допускавшее его вольную трактовку.

Егор Петров

Международное информационное агентство «Фергана»