Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Оголтелый миллийтаризм. Кого назначат виновным в разорении ташкентского стадиона

31.08.2018 14:57 msk, Ишонкул Нуртоджибоев

Узбекистан Общество Спорт
Оголтелый миллийтаризм. Кого назначат виновным в разорении ташкентского стадиона

Стадион «Миллий». Фото с сайта Pixabay.com

Отключение коммунальных услуг на стадионе «Миллий» («Национальный», бывший «Бунёдкор») из-за долга в $29 тыс. обнажило проблемы национального масштаба в футболе Узбекистана. Выяснилось, что никто из чиновников не хочет брать на себя ответственность за бедственное положение спортивного объекта. Сначала во всех трудностях стадиона обвинили спонсора - компанию «Узтрансгаз», дочернюю компанию государственного «Узбекнефтегаза», - которая, в свою очередь, переложила вину на руководство объекта. Ассоциация футбола страны (АФУ), ранее объявившая о том, что «Миллий» переходит на ее баланс, дистанцируется и наблюдает за происходящим со стороны. Долг госкомпания успела погасить, но прокуратура уже начала проверку происходящего на «Миллий».

Подробно о виновных

Сайт Podrobno.uz 29 августа опубликовал материал, в котором виновником кризиса на «Милий» объявлено руководство стадиона, названное некомпетентным и не способным зарабатывать деньги. В статье говорится, что главный спонсор клуба «Бунёдкор» «Узбекнефтегаз» за 2018 год выделил 5,4 млрд сумов ($680 тысяч) на обслуживание стадиона, остальную часть спортивная арена должна была зарабатывать сама, исходя из указа президента. О сокращении финансирования футбольных клубов нефтегазовыми компаниями в связи с оптимизацией средств «Фергана» ранее писала подробно.


Здание «Узтрансгаза». Фото с сайта Utfe.su

Сложность анализа ситуации в том, что руководство «Миллий» не озвучивает доходы, что и порождает различного рода домыслы. Например, как предполагает автор Podrobno.uz, представители дирекции стадиона могут придерживаться мнения, что деньги для работы объекта должен добывать кто-то другой, а их задача – лишь тратить.

Однако автору статьи все же удалось разузнать про суммы заработков арены за последние три года. В 2016 году доходы стадиона составили 1,9 миллиарда сумов ($239 тыс), в 2017 году – уже 1,3 миллиарда сумов ($163,5 тыс), а в первом полугодии 2018 года едва приблизились к 200 миллионам сумов ($25 тыс).

И даже вместе со спонсорскими 5,4 миллиардами стадиону не хватило денег для оплаты счетов за электричество и водоснабжение.

Критикуешь? Предлагай!

Объяснить ситуацию с «Миллий» попытался заместитель директора арены Виктор Сумбаев. По его словам, на игры, проходящие на 35-тысячном стадионе, приходят в среднем 3-5 тысяч болельщиков, поэтому администрация вынуждена раздавать билеты бесплатно, чтобы хотя бы так привлечь зрителей. По сути, спортивный чиновник признал, что все разговоры о том, что в стране растет интерес к футболу – фикция.

На последнем матче «Бунёдкора» против джизакской «Согдианы», состоявшемся 17 августа на стадионе «Миллий», по данным Soccerway , пришло 527 зрителей, если представить, что большинство болельщиков купили билеты по $1,2, то арена заработала около $600.


Игра на стадионе «Миллий». Фото Shuhruh с сайта Wikipedia.org

Плохая посещаемость – не вина команды, каждый год бьющейся за высокие места и выступающей в Лиге чемпионов. Не везде в Узбекистане сформировалась культура боления, да и тратить деньги готовы не все фанаты. Посещаемость футбольных матчей была и остается бичом узбекистанского футбола. В таком случае, как еще зарабатывать арене?

Можно обязать команду платить стадиону за каждый сыгранный матч, однако «Бунёдкор» спонсируется госкомпанией, и если клуб начнет платить за использование арены, то получится просто перекладывание денег из одного кармана в другой. Можно, конечно, проводить на стадионе различного рода мероприятия, но много ли придет ташкентских болельщиков на соревнования по курашу, да еще и захочет платить за это деньги. Матч сильнейшей на данный момент футбольной команды страны «Пахтакора» и серебряного призера прошлого года, каршинского «Насафа» 18 августа посетил всего 7341 человек, и неизвестно, сколько из них пришли по бесплатным билетам.

Что касается культурных мероприятий, например концертов, то для проведения культурного массового мероприятия, тем более с участием иностранных исполнителей, требуется разрешение администрации города и правоохранительных органов. Кроме того, сложно представить, что ташкентский дворец «Истиклол», напрямую предназначенный для организации подобных мероприятий, в угоду футбольной арене откажется от проведения концерта, например, немецкой рок-группы Scorpions, посетившей Узбекистан в апреле текущего года. Цены на билеты доходили до нескольких сотен долларов. Безусловно, «скорпы» выступили бы и на стадионе, и цены были бы ниже, и людей пришло больше, но это не благотворительность, а бизнес. Если предлагать 35-тысячную площадку исполнителям менее известным, то здесь овчинка выделки не стоит, причем не выгоден такой подход для всех сторон. Проще организовать на «Миллий» ярмарку или рынок - по этому пути после развала СССР пошли многие советские арены.

Конец «Бунёдкору»

Руководство стадиона и самого футбольного клуба «Бунёдкор» в данный момент находится в патовой ситуации. Когда расследованием происходящего занялась прокуратура, то выяснилось, что спустя шесть лет после начала работы арены в 2012 году еще не оформлены кадастровые документы на стадион, то есть приемка в эксплуатацию объекта Государственной приемочной комиссией была произведена с нарушением. Кроме того, на объекте был обнаружен ряд нарушений противопожарной безопасности, несоответствие климату травы, высаживаемой на газоне, несвоевременная выплата зарплат сотрудникам арены и так далее. Интересно, что пока стадион не прошел госприемку, он не может быть юридически передан на баланс АФУ, да и вообще остается непонятным, каким образом на арене проходили какие-то мероприятия. К тому же получается, что если все-таки каким-то образом арена перешла на баланс АФУ, то почему финансировать стадион должен «Узбекнефтегаз».


Игроки «Бунёдкора». Фото пресс-службы футбольного клуба

В прокуратуре отмечают, что «возможности стадиона не использовались в полной мере из-за финансовых проблем главного спонсора «Узбекнефтегаз». Ранее говорил об этом первый и вице-президент АФУ, президент Олимпийского комитета республики Умид Ахмаджанов. Позже заместитель генерального директора Профессиональной футбольной лиги Диёр Имомходжаев также написал в соцсетях, что вся вина ложится на спонсоров клуба «Бунёдкор» «Узбекнефтегаз». Говорят о вине спонсоров руководство клуба и стадиона.

В свою очередь, компания «Узбекнефтегаз», которой, по всей видимости, уже не нужен балласт в виде футбольного клуба и которая, очевидно, перечисляет какие-то деньги исключительно по распоряжению сверху, пытается очистить свое имя и хотя бы частично переложить ответственность на плечи руководства стадиона. Через СМИ компания доносит до масс, что деньги за оплату стадиона перечислялись исправно, а арена должна учиться зарабатывать сама. Подход, возможно, правильный, но в нынешних реалиях Узбекистана, как выясняется, не реализуемый.

В таком случае, Ассоциация футбола Узбекистана не может оставаться в стороне от происходящего с одной из центральных арен страны. Ведь в скором времени «Миллий» будет принимать домашние матчи олимпийской сборной и сборной Узбекистана. Помимо этого, там собираются строить новую штаб-квартиру АФУ, создавать республиканскую академию для талантливых детей. В любом случае, АФУ могла обратиться к коммунальщикам с просьбой реструктурировать долги стадиона, или начать искать для команды нового спонсора, или, как делается в Казахстане или в некоторых российских регионах , договориться о финансировании клуба местной администрацией.


Стадион «Миллий». Фото с сайта Trest12.uz

Но руководство АФУ предпочитает держаться в стороне, не уставая повторять, что не имеет отношения к происходящему. Получается, Ассоциация просто отказывается выстраивать диалог с командами, спонсорами и другими госструктурами. Либо «Бунёдкору» уже вынесен приговор – команда по окончании сезона останется без арены, что поставит под вопрос ее будущее. А виноваты в этом будут все… кроме главных футбольных чиновников Узбекистана.

Ишонкул Нуртоджибоев

Международное информационное агентство «Фергана»