На все четыре стороны. Решится ли Узбекистан отменить выездные визы
Фото с сайта Мedias.spotern.com
Визовый режим в Узбекистане, вообще говоря, штука непростая. Страна, которая с момента объявления независимости взяла курс на искоренение всего советского, почему-то обязала всех своих граждан, как во времена СССР, получать специальное разрешение на выезд за пределы родины.
Считается, что основная причина внедрения такой системы – борьба с терроризмом. Якобы существует опасность, что люди, выезжающие за рубеж, могут впитать в себя идеи сепаратизма, экстремизма и прочих нехороших измов. И вот, чтобы этого не случилось, граждан решили разделить на тех, кому можно отправиться в заграничный вояж, и тех, кому запрещено. При этом бывает довольно сложно понять, кому можно, а кому нет, а главное - почему. Невыездными люди становятся по, мягко говоря, надуманным причинам, а иной раз обходятся и без них: не поедешь – и все тут.
Неудивительно, что у подавляющего большинства узбекистанцев отношение к выездным визам сложилось крайне негативное. В начале этого года «Фергана» поинтересовалась мнением читателей насчет того, что нужно сделать узбекским властям, чтобы граждане республики, живущие на чужбине, вернулись на родину. Среди прочих рекомендаций часто встречался совет отменить выездные стикеры, которые сами граждане без колебаний называли «позорными».
Известно, что в Узбекистане выездные стикеры планируют отменить с 1 января 2019 года. Вместо них введут биометрические загранпаспорта. Некоторые скептики, правда, считают, что замена эта – из разряда «шило на мыло». Однако радует уже хотя бы то, что срок действия загранпаспортов составит 10 лет – в отличие от овировских отметок, которые необходимо обновлять каждые два года. Впрочем, о том, что там будет в 2019 году, гадать еще рано: окончательную замену старых паспортов на биометрические откладывали уже несколько раз.
Пока же выехать в страны, с которыми у Узбекистана нет безвизового режима, без стикера невозможно.
А с бумажкой – человек
Не секрет, что в Узбекистане очень многое можно сделать без бюрократических проволочек – только с помощью взятки или полезных связей. Это правило относится и к замене паспорта на биометрический, и к получению выездного стикера.
Так, в 2015 году моему ташкентскому приятелю понадобилось срочно обновить удостоверение личности. К счастью, родственник его друга работал в системе МВД. Один звонок – и в районном отделе внутренних дел просителя ждал специальный человек, который без очереди организовал все, что нужно: фото, отпечатки пальцев, анкеты и прочее. Паспорт был готов в течение трех дней. С выездным стикером тоже помогли, причем сотрудники ОВД при заполнении анкеты давали ценные советы, упрощающие получение стикера.
Примерно через неделю был завершен и этот этап. Однако, стоя в очереди и общаясь с людьми, мой приятель понял, насколько сложно иной раз бывает организовать выезд, если нет в друзьях нужного человека. Одних просто не принимали, заставляя стоять в очереди по несколько дней, у других вдруг терялись необходимые бумаги, а у кого-то за скорое и беспроблемное оформление документов просто нагло вымогали взятку. В общем, еще три года назад выехать за границу было делом совсем непростым. Хотя и не очень затратным – пошлина составляет 50% от минимальной зарплаты, сейчас это 86.120 сумов ($11).
Пример перечня документов для женщин, желающих получить выездную визу в одном из районов Ташкента. Фото с сайта Gazeta.uz
Помимо стандартного набора документов – паспорта, фото, заявления-анкеты и квитанции об уплате пошлины – в некоторых случаях требуют соблюдения дополнительных условий. Например, несколько лет назад негласно ввели такую практику – представительницы прекрасного пола в возрасте до 35 лет должны были доказать, что едут за границу не для того, чтобы заниматься проституцией. Сотрудники ОВИРа заставляли либо писать соответствующие расписки самих женщин, либо приносить справки от «поручителя» – мужа, брата, отца и так далее.
Одним – быстро, другим – медленно
Показательно, что при замене паспорта на биометрический практически все узбекистанцы на всякий случай ставят стикер – даже в том случае, если за рубеж не собираются. По данным МВД, документы нового образца получили уже почти 95% граждан страны, так что особенного ажиотажа в ОВИРах, в принципе, быть не должно. Однако не стоит забывать, что наклейка действует всего два года, и продлить ее не так-то просто – особенно тем, кто постоянно живет за границей. Если человек уже выписан с прежнего места жительства в Узбекистане и имеет на руках все соответствующие документы, то поставить печать о продлении можно прямо за рубежом, в консульском отделе посольства. А вот если прописка у вас узбекская, то вам не избежать поездки домой.
Изменились ли сроки оформления стикера сейчас? Ответ легко найти в социальных сетях. Совсем недавно эту тему обсуждали в группе Facebook «Ташкентские москвичи». И здесь мнения разошлись – кто-то, вернувшись в родные пенаты по делу, застрял на месяц, кто-то дождался нужной печати в течение всего нескольких дней. Один из участников сообщества, которому все оформили в рекордные сроки, полагает, что многое зависит от того, когда именно инспектор повезет сдавать документы. По закону на рассмотрение заявления отводится 15 рабочих дней, в особых случаях срок увеличивается до 30 суток. Однако сколько именно времени потребуется конкретно вам – часто зависит просто от везения. Однако на одно везение люди все-таки не рассчитывают: по-прежнему большим спросом пользуются контакты госслужащих, которые могут «ускорить процесс». Подытоживая, можно сказать, что в некоторых вопросах на овировском фронте по-прежнему без перемен.
Стоить, однако, напомнить, что выездная виза нужна не всегда. Узбекистанцы могут путешествовать и без разрешительного стикера. Однако таким образом они могут посещать лишь девять стран: Россию, Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Казахстан, Киргизию (до 60 дней), Молдавию и Украину.
И еще одна важная вещь, о которой не нужно забывать. Не стоит слишком уж бояться просрочить стикер. Штрафы могут быть наложены лишь в случае, если просрочка приходится на время, когда вы путешествуете, причем, несмотря на просрочку, вы продолжаете ездить по странам, где требуется виза. Если же вы просрочили стикер, но после этого вернулись в Узбекистан, вы можете пролонгировать разрешение на выезд без всяких санкций.
Кстати, если вы все же нарушили правила, то размер штрафа будет немаленький – от 200 до 400 минимальных зарплат. То есть в случае максимального взыскания штраф может достичь почти 69 млн сумов (примерно $8800). Напомним, что с 15 июля размер минимальной зарплаты увеличивается, поэтому размер штрафа увеличится еще на несколько миллионов.
Равнение на КНДР
Некоторые считают, что выездные визы – распространенная мировая практика. Однако это заблуждение. В современной истории такие «закрытые» страны можно пересчитать по пальцам. В первой половине прошлого века подобная система существовала в Германии времен Третьего Рейха, в Италии при Муссолини (1933-1945) и с 30-х годов до 1990 года – в СССР. До недавнего времени в число этих стран входила и Куба. Остров Свободы стал свободно выпускать своих граждан лишь в 2013 году, и то с некоторыми исключениями: кое-кого могут не выпустить по «соображениям национальной безопасности».
Комплект документов на выездную визу. Фото Sputnik
Сегодня выездные визы в той или иной мере узаконены в нескольких государствах. Так, в Саудовской Аравии и Катаре разрешение на выезд из страны требуется тем иностранцам, которые в этих странах работают. Чтобы получить такую визу, иностранец должен получить от своего работодателя справку, которая бы подтверждала отсутствие к нему претензий. В Гватемале визы получают все граждане, но выдают их без каких-либо сложностей и сроком сразу на пять лет.
Кое-где эта система получает неожиданные акценты. Так, выездную визу должны получать евреи, выезжающие из Ирана. При этом они не имеют права из Ирана выехать напрямую в США или Израиль. В Непале же выездную визу должны получать те, кто едет за границу работать – проще говоря, трудовые мигранты. Остальные же непальцы могут путешествовать совершенно свободно.
Сейчас на мировой карте есть только две страны, в которых все граждане без исключения обязаны оформлять выездные визы: это Узбекистан и Северная Корея. Причем в КНДР есть сразу четыре загранпаспорта – что называется, на все случаи жизни. Обычный имеет темно-синюю обложку, дипломатический – красную, служебный – зеленую и обычный для официальных поездок – светло-синюю. Последние выдают, например, спортсменам, выезжающим за рубеж для участия в соревнованиях. Несмотря на разнообразие северокорейских паспортов, выехать за пределы страны частным образом практически нереально. Правда, ходят слухи, что в последние годы у предприимчивых граждан появилась возможность оформить документы за взятку, но ее размеры так велики, что позволить себе подобное «удовольствие» могут лишь единицы.
Виза на выбор
Как известно, Узбекистан – страна очень гостеприимная. К иностранцам здесь относятся тепло – особенно после того, как в феврале этого года президент республики Шавкат Мирзиёев раскритиковал систему регистрации. Мирзиёев заявил, что «турист должен путешествовать, а не ходить по учреждениям органов внутренних дел». Как легко догадаться, вскоре после этого правила временной прописки для иностранцев были упрощены.
Более того, с 15 июля 2018 года в стране вводится революционная для Узбекистана система электронных виз. Любой иностранец, у которого есть доступ в интернет и 20 долларов на карте международной платежной системы, может оформить все документы, не сталкиваясь лицом к лицу с чиновниками, коррупцией и прочим бюрократическими радостями. Электронная виза будет выдаваться на срок пребывания до 30 дней с однократным въездом и действовать в течение 90 дней с момента выдачи. Для оформления визы нужно будет обратиться не менее чем за три рабочих дня до намечаемой даты поездки в Узбекистан. Обращение рассматривается в течение двух рабочих дней без учета дня подачи обращения. Оплата электронная, при этом заявителю не обязательно быть владельцем банковской карты. Выданная электронная виза направляется по электронной почте.
Кроме того, вводится порядок безвизового въезда, временного пребывания и выезда из Узбекистана через пункты пропуска граждан 101 государства, следующих транзитом через территорию Узбекистана в международных аэропортах страны на срок не более пяти суток. При этом необходимо наличие авиабилета в третью страну, а перевозчик должен своевременно предоставить подразделениям Пограничных войск Службы государственной безопасности Узбекистана предварительную информацию о пассажирах.
Однако поскольку эти нововведения начнут действовать только с 15 июля, пока отзывов, как работает новая система, нет, и мы вернемся к этой теме во второй половине июля.
Правительство планирует утвердить несколько вариантов виз, чтобы иностранные граждане имели право выбора режима поездки. Так, например, Silk road – это что-то вроде «азиатского шенгена», когда один документ даст право передвигаться по разным странам Шелкового пути. Vatandosh – пятилетняя виза для уроженцев Узбекистана и членов их семей, Golden visa – десятилетняя виза, выдаваемая крупным инвесторам. Одним словом, ясно видно, что туризм в Узбекистане становится действительно стратегической отраслью.
Биометрический паспорт Узбекистана. Фото с сайта Uznews.uz
Правда, до последнего времени сами граждане Узбекистана, если у них возникала надобность в самой простой справке, почему-то непременно должны были пообщаться с органами внутренних дел. Однако в указе президента об отмене выездных стикеров и замене их на загранпаспорта имеется пункт, согласно которому соответствующим ведомствам поручено разработать и внедрить «систему оформления и выдачи биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан для выезда за границу с использованием современных информационно-коммуникационных технологий». Иными словами, повезло не только иностранцам, нововведения дошли и до граждан. Похоже, государство всерьез намерено оптимизировать процесс, избавив население от столкновений с бюрократией и коррупцией.
Удастся ли узбекским властям эта, без сомнения, важная реформа – покажет время. Пока же ситуация немного напоминает диалог из песни Андрея Макаревича «Разговор в поезде». Одни говорят: «нам открыта дорога, везде нам зеленый свет». Другие отвечают: «не так уж и много, все дело в цене на билет».
И, добавим от себя, в наличии разрешения на выезд.
Азиз Якубов