Проект видеоблогера Дениса Говорухина «Города Побродимы». В Самарканд - через Кызылкум и Айдаркуль
Кызылкумские черепахи. Кадр из видеоблога Дениса Говорухина
Безусловно, большинство туристов, посещающих Узбекистан, стремятся побывать в древних городах, осмотреть достопримечательности. Однако страна привлекательна и для любителей отдыха на природе. Горы, пустыни, озера… Путешественники, предпочитающие кондиционированному номеру в отеле палатку или юрту, найдут для себя в Узбекистане массу интересного.
Тем более сейчас, когда правительство республики открыло для посещения уникальные объекты, в том числе радиоастрономический комплекс на плато Суффа и пещеру Тамерлана, ранее имевших статус закрытых территорий.
Видеоблогер Денис Говорухин, который, как уже известно читателям «Ферганы», в апреле посетил Узбекистан, посвятил целую серию отдыху на природе. Переезжая из Бухары в Самарканд, москвич побывал в пустыне Кызылкум, на озере Айдаркуль, посетил юртовый лагерь. Путешественник успел познакомиться и с местной фауной – с верблюдами, песчаными черепахами и рыбками маринками, которые считаются священными и свободно плавают в арыках спрятавшегося высоко в горах удивительного города Нураты.
Петроглифы и город в горах
Разнообразить путешествие я решил поездкой на такси по пустыне Кызылкум к озеру Айдаркуль, которое называют «морем в песках». Провести ночь в юртовом лагере на границе с Казахстаном. Ну и потом – в Самарканд. Таксист Баходыр, который, между прочим, знает пять языков, согласился проделать с нами этот путь длиною больше чем в пятьсот километров за $100.
Примерно спустя час после выезда из Бухары мы увидели скалу. Известна она тем, что на ней – петроглифы, древние изображения, нанесенные на камень. Не отказал себе в удовольствии взобраться на скалу и полюбоваться открывающимися просторами.
Въезжаем в Нурату - городок, известный, прежде всего, тем, что якобы его основанию поспособствовал Александр Македонский. На возвышении остались развалины крепости, возведенной по его приказу. Поднимаясь на вершину, вы обязательно пройдете мимо местных продавцов сувениров, которые предлагают, в том числе, и шкуры волков. Местных волков.
Сверху открывается замечательный вид – без преувеличения, виден весь город. Одной из причин выбора этого места Македонским для основания базы наверняка был водный источник. По одной из версий, он образовался после падения метеорита пару десятков тысяч лет назад. И назвали это селение в честь того события. Нур – переводится как свет. Имеется в виду свет, что видели при падении метеорита. Источник – Чашма, что переводится как родник. Говорят, что иногда по ночам вода тут светится… Местные жители считают ее целебной. Вода постоянно одной температуры – 19,5 градусов. И насыщена разнообразными микроэлементами, в том числе, золотом и серебром.
И маринками. Это рыбки. Священные, есть строжайше запрещено.
Юрты и море в пустыне
Пустыня, по которой мы едем дальше, называется Кызылкум. Красный песок в переводе. Неожиданно на дороге стали попадаться черепахи. Одна, две, десяток… На скорости 60 километров в час казалось, дивизия этих занесенных в Красную книгу пресмыкающихся решила штурмовать шоссе. Мы остановились, чтобы убрать парочку с дороги. Правда, нет уверенности, что они потом туда не вернулись. Кстати, имейте в виду – вывозить из Узбекистана этих тихоходов – запрещено.
Озеро Айдаркуль – оазис среди пустыни. Прозрачнейшая вода, летом – спасение от изнуряющего зноя. В апреле купаться еще прохладно, а рыбачить пока здесь запрещено.
Озеро Айдаркуль. Кадр из видеоблога Дениса Говорухина
Юртовых лагерей по берегам Айдаркуля несколько. Самый известный называется «У Вахида». Мы приехали сначала туда, но уж больно много было у Вахида народу. Следующий – недалеко, называется «У Люды». Тут постояльцев поменьше. Юртовый лагерь расположен достаточно далеко от города, внутри пустыни. Вообще, их здесь пять. В сезон говорят, что забиты все полностью. Сейчас, в апреле, такое ощущение, что этот лагерь полупустой.
Юрта изнутри выглядит и пахнет так, как будто стоит тут уже давно и постоянно используется по назначению. Не похоже, что она как-то адаптирована для туристов.
В юртах не то чтобы нет электричества. Есть. Но лампочка - одна. И розетка тоже одна. Я попросил принести многоразеточный удлинитель - одновременно нужно было заряжать несколько гаджетов, а еще хотелось включить обогреватель. Мне все принесли, спасибо большое. Только вот вилка обогревателя не подходила к розеткам. Хорошо, что у меня был переходник. Да и от самого обогревателя холодной ночью толку было не много. Стоимость одной ночи в юрте 283 тысячи сумов ($35, здесь и далее указаны цены по курсу на момент поездки – апрель 2018 года).
Катание на верблюдах – основное развлечение
Сразу скажу, развлечений в лагере практически нет. На мой взгляд, больше чем на одну ночь задерживаться здесь просто незачем. Сюда приезжают уединиться с природой. Помолчать, подумать, побродить по барханам, наблюдая за пролетающими орлами. Есть здесь верблюды. На них можно прокатиться. Услуга заявлена как бесплатная, но погонщику принято давать немного денег в качестве чаевых.
Ужин в лагере, скажем так, скудный. На мясе экономят. Никаких зажаренных в честь приезда барашков, к сожалению. Видимо, чтобы это компенсировать, к ужину прилагается бутылка сами понимаете чего. Бесплатно. После трапезы туристы могут посидеть у костра и послушать песни акына. На казахском и узбекском языках. И - спать.
Утром – завтрак для непритязательных, получение регистраций – накануне у всех собрали паспорта для оформления – и в путь!
По дороге в Самарканд частенько приходилось останавливаться – ждать, пока дорогу освободят отары овец. Крупнорогатых тут тоже выращивают. Выпасают чабаны, которые работают с раннего утра до позднего вечера.
Очень популярен в сельской местности гужевой транспорт. Бензин не нужен, как и техобслуживание. Спросил, как зовут ослика. Ответили, что по обычаю животных здесь называть нельзя. Так весь «живой транспорт» и ходит безымянным.
Нас ждет Самарканд. Город - ровесник Рима, который сравнивают с Санкт-Петербургом. Самарканд тоже обожают туристы со всего мира за достопримечательности, которые стали визитной карточкой Узбекистана. Площадь Регистан, мечеть Биби Ханым, восемнадцатиметровая могила святого, которого почитают мусульмане, христиане и иудеи. Сиабский базар, гигантская самса, знаменитые самаркандские лепешки, которые могут храниться десятилетия. А самаркандский плов нам приготовит чемпион Узбекистана. Будет интересно!
Денис Говорухин