Бесплатный сыр против мышеловок. Валентина Чупик открыла курсы юридической помощи мигрантам
Окончившие курсы юристов для мигрантов с Валентиной Чупик (слева в нижнем ряду)
Бесплатный юрист для мигрантов Валентина Чупик известна тем, что 24 часа в сутки защищает права иностранных граждан и проводит для них бесплатные тренинги – в частности, посвященные общению с полицией и отстаиванию своих прав. Каждый день Валентина помогает десяткам людей избежать депортации, получить недоданную работодателями заработную плату, учит их правильно оформлять документы, разговаривать с полицией – одним словом, отстаивать свои права. Благодаря этому каждый день становится чуть больше мигрантов, которые не боятся идти против коррумпированной системы, не дают взятки и не платят штрафы за правонарушения, которых они не совершали.
В России миллионы мигрантов, а бесплатных юристов – единицы. Поэтому Валентина организовала месячные курсы для юристов, на которых обучала их защите прав мигрантов. Главными ее требованиями к студентам стало наличие юридического образования и готовность помогать мигрантам абсолютно бесплатно.
Чупик часто сталкивалась с утверждением, что помочь мигрантам нельзя, да и работать бесплатным юристом никто не хочет. Она решила доказать, что это не так.
– Я повесила в соцсетях объявление, что собираю юристов на бесплатный тренинг, – говорит Чупик. – Обычно записывается 15 человек, а до финала доходит не больше пяти. Но еще на этапе собеседования я честно всех предупреждаю, что это самая неблагодарная работа, и лучше ею не заниматься.
На естественный вопрос, почему помогать надо бесплатно, Валентина ответила буквально следующее:
– Юрист для мигрантов должен быть бескорыстным и понимать, что на мигрантах не заработаешь. Можно сказать, что мигранты в нашем случае – средство не для прокорма, а для разорения. Поэтому давайте говорить откровенно: мы ничего не возьмем за свою работу, но зато взрастим поколение юристов, которые будут работать ради людей и со временем смогут стать правозащитной организацией.
То, чему учит Чупик, можно разделить на темы: взаимодействие мигрантов с правоохранительными органами, прокуратурой, Следственным комитетом; защита социальных и трудовых прав, составление договора, решение проблем здравоохранения мигрантов, отстаивание заработной платы; защита мигрантов в судах вплоть до Верховного, подача апелляций; разрешение на временное проживание и вид на жительство; работа с реальными кейсами (то есть помощь мигрантам в уже имеющихся проблемах прямо сейчас).
Валентина не в первый раз проводит подобные тренинги, но именно нынешняя группа стала самой сплоченной. В этом помогли современные технологии: у студентов был общий чат в мессенджере и группа в соцсетях. Туда Валентина скидывала данные о задержанных полицией мигрантах, облавах, невыдаче зарплат – то есть все те нарушения, о которых мигранты ежедневно сообщают лично ей. Кейсов на этот раз было более чем достаточно. Уже за месяц обучения юристы, во-первых, приобрели практический опыт, во-вторых, помогли не одному десятку людей. Заодно многим стало ясно, что дискриминация и нарушения прав мигрантов – дело у нас вполне обыденное и часто встречающееся.
Из пятнадцати набранных в этот раз человек до финала дошли шесть. На своем выпускном они подробно рассказали, как помогали мигрантам и чем планируют заниматься дальше.
Полиция и мигранты в ходе проверки. Фото с сайта Molbulak.ru
Как не подрались 150 человек
У Марины Павловой четверо детей. Она родом из Узбекистана, но уже давно живет в России. Впервые с некоторыми типичными проблемами мигрантов она столкнулась, когда ее ребенок не смог оформить гражданство России, хотя сама Марина такое гражданство имела.
– Чтобы обзавестись российским паспортом, моей дочери надо было сначала получить узбекский, так как в Россию она приехала несовершеннолетней, – говорит Марина. – На тот момент семей с аналогичными историями в одном только Петербурге оказалось 11,5 тысячи. С 2005 по 2013 год я обивала пороги чиновных кабинетов, добиваясь, чтобы документы дочери на гражданство были приняты без узбекского паспорта – и добилась. Однако, пока я воевала с чиновниками и часами стояла у кабинетов, мне пришлось выслушать сотни печальных историй. Поскольку я уже кое-что понимала в этой теме, я начала помогать людям. Кому-то помогла снять запрет на въезд, кому-то – разобраться с документами на РВП. Это запустило реакцию. Ты помог одному человеку, он дает твой номер телефона другим – и тебе ежедневно начинают звонить люди с просьбой о помощи. Так ты становишься правозащитником.
До прихода на семинар Марина думала, что ситуация с миграционной политикой в России не так ужасна, как пишут СМИ. Месяца ей хватило, чтобы убедиться в обратном. Таким образом, женщина не только изменила свое мнение, но и решила помогать мигрантам.
Выпускным кейсом Марины стал случай, когда она помогла отстоять свои права примерно 150 мигрантам. 22 мая этого года их задержали якобы за драку у ММЦ Сахарово и развезли по разным ОМВД. Мигранты утверждали, что ничего не знали о драке, не участвовали в ней, а в центр приехали оформить документы.
– В тот день мне позвонил гражданин Украины, таджик по национальности, которого я до этого консультировала по вопросам РВП, и рассказал о задержании, – говорит Павлова. – Я тут же связалась с Валентиной. Она в тот момент находилась в командировке, но координировала мои действия дистанционно. Спустя сутки все задержанные, кроме одного, который нарушал миграционный режим, были отпущены.
На вопрос, откуда у правозащитника берутся силы годами отстаивать подопечных и бороться с бюрократией, Марина ответила, что «силы дает тот момент, когда справедливость торжествует».\
Сертификат об окончании курсов
Грамотный диалог с полицией
Бахтияр Джураев живет в России с 2004 года. На тренинги пришел, чтобы «научиться спасать мигрантов».
– Сам я из Таджикистана. Отучился на юриста, сейчас работаю электриком, но хочу вернуться в свою профессиональную сферу деятельности, – рассказывает Бахтияр.
Весь этот месяц он вместе с соучениками обзванивал ОМВД, откуда поступали жалобы от мигрантов на незаконное задержание. Как и его сокурсники, он спрашивал о причинах и целях задержания иностранных граждан, уточнял, предоставлен ли им переводчик, уведомлено ли посольство, интересовался, почему их не кормят, не отпускают в туалет и держат дольше указанного срока. (Если это не действовало, жалобы направлялись в Следственный комитет и прокуратуру). Именно такие звонки, когда их поступает в ОМВД не один-два, а несколько десятков, помогают освободить мигрантов и избежать их депортации.
Еще одна действенная мера помощи соотечественникам, которые также практикуют все выпускники Чупик, – подходить к сотрудникам полиции во время проверок документов мигрантов в метро или на улице. Иногда достаточно просто подойти и смотреть – в таком случае полиция быстрее отпускает человека. Иногда приходится словами отстаивать права мигранта, а заодно и свои, потому что в этом случае полицейский требует документы уже у тебя самого. Тут важно знать, что есть только четыре повода для проверки полицией документов иностранных граждан. После такого вмешательства мигрантов либо отпускают, либо уже всех вместе везут в участок. Бахтияру случалось бывать и там. Однако наличие всех документов и знание правил поведения в участке помогали избежать осложнений и ему, и его подопечным.
– Если сразу выстроить грамотный диалог с полицией и показать знание законов, до участка обычно не доходит, – уточняет Чупик. – Главное, не бояться вмешиваться и спрашивать полицейских, почему они проверяют документы у человека. Как показывает практика, в таком случае 80% мигрантов отпускают сразу.
Спасись сам – и вокруг спасутся тысячи
Гражданин Узбекистана Машраб Мадрахимов живет в Москве и учится в магистратуре юридического факультета Российского экономического университета имени Плеханова.
Машраб работает юристом в компании «Тут ждут».
– Ко мне часто обращались мигранты со своими проблемами. Я же в тот момент не мог их консультировать достаточно квалифицированно, потому и решил пойти учиться. Теперь я знаю гораздо больше, но при этом чаще приходится применять свои знания, что называется, «в поле», на практике. Например, я был командирован в Тверь с моими подопечными. В местном миграционном центре они записывались в очередь, чтобы на следующий день сдать документы на патенты. Но когда мы появились там утром, в центре уже висело объявление, что цены на патенты выросли в два раза. При этом документы для патентов (регистрация, ОМС и т.д.) принимаются не всякие, а только сделанные в этом центре. Разумеется, это было незаконно, подобные объявления надо вывешивать хотя бы за месяц до нововведения. Мы подняли шум и пригласили телевидение. После чего миграционный центр отменил возмутившее нас нововведение. Таким образом мы отстояли не только свои права, но и права всех мигрантов, которые обращались в этот центр.
Была у Машраба история, когда пришлось помогать парню, избитому соседями.
– Как-то у метро я увидел лежащего на асфальте молодого человека. Рядом с ним стоял полицейский. Сначала я даже подумал, что это полицейский его избил. Оказалось, однако, что парень просто упал в обморок. За два дня до этого во дворе дома, где он жил, его избили какие-то русские ребята. Он не обратился в больницу сразу и травмы дали о себе знать только спустя два дня.
Машраб вызвал «Скорую помощь», позвонил другу пострадавшего, хотел даже проводить их в больницу, но ребята отказались.
– Я им сказал, что экстренную помощь в России оказывают бесплатно, так что денег с них взять не должны. Я был с ними на связи, предлагал написать заявление по поводу избиения, но парень отказался, – говорит Машраб. – Такое встречается сплошь и рядом. К сожалению, часто мы не можем отстоять права мигрантов, потому что они сами этого не хотят.
На вопрос, как быть бесплатным юристом и не голодать, Машраб ответил:
– У меня есть другая ежедневная работа, которая меня кормит. Поэтому мне никто не мешает быть бесплатным юристом, оказывая консультации по телефону или помогая людям в метро.
Выпускники курсов юристов для мигрантов
Взгляд с другой стороны
Руководитель портала Migranto.ru Светлана Саламова неоднократно проводила семинары для компаний, которые нанимают на работу мигрантов. Но имея дело с работодателями, видишь проблемы только одной стороны. Именно поэтому женщина решила посредством тренинга узнать, как воспринимается ситуация глазами мигрантов.
– У мигрантов другой уровень проблем, – говорит Саламова. – Контактируя с ними непосредственно, я поняла, что никто из них умышленно не нарушает закон. Тем больше оснований для того, чтобы им помогать. Моя следующая цель – проводить вебинары уже для мигрантов. Я уже разработала программу и включила туда важные знания, полученные мной в том числе и во время семинара у Чупик.
Удивил осведомленностью
Мухаммад Собиров родом из Таджикистана. Он студент 1 курса магистерского отделения Московского государственного юридического университета, работает курьером. Большую часть времени Мухаммад проводит в метро. Так что он не только оказывался постоянным свидетелем того, как соотечественников его проверяет полиция, но и сам все время был объектом этих проверок. Так продолжалось, пока он не прошел семинар Валентины Чупик.
Именно Мухаммад, оказавшись на рынке «Горбушка», сообщил о массовом задержании там ОМОНом людей неславянской внешности. Более того, Собиров не побоялся задавать силовикам вопросы, снимал их действия на камеру и поехал с задержанными в участок.
– В отделении у нас начали проверять документы, – говорит Мухаммад. – У меня зачем-то досмотрели сумку. В ответ на это я попросил составить протокол, как это положено по закону. Полицейские моей осведомленности удивились. Я им тогда рассказал много интересного об их работе и даже показал соответствующие статьи из закона о полиции, распечатка которого у меня осталась еще с курсов и лежала в сумке. Что же касается задержанных, то в автобусе, в котором ехал я, только пять из тридцати оказались иностранными гражданами. Но даже у них с документами все было в порядке. Так что спустя три часа нас вынуждены были отпустить.
Буквально сегодня, когда Мухаммад выезжал на работу, ему позвонил друг, гражданин Киргизии, и сказал, что его увезли в участок.
– Пришлось все бросить и ехать к нему, – улыбается Мухаммад. – При мне проверили его документы, с которыми все было в порядке, и отпустили. Теперь так и живу, стараясь помогать людям.
Незаконная операция
Даже последние месяцы беременности не помешали Зарнигор Омониллаевой из Узбекистана принять участие в тренингах и внести свою лепту в помощь мигрантам. Зарнигор живет в Москве с 2013 года, окончила Московскую государственную юридическую академию и несколько лет работала в ФМС. Ее работа заключалась в оформлении разного рода справок. Однако судьбы мигрантов, сталкивающихся с бездушной машиной бюрократии, волновали ее, она хотела помогать людям более квалифицированно и эффективно, для этого и пошла на курсы к Чупик.
«Дипломной работой» Зарнигор стал случай ее соседки из Таджикистана. Женщина, которая совсем не говорит по-русски, приехала в Москву лечиться от бесплодия.
– Она заплатила 100 тысяч рублей за различные анализы и консультации, после чего ей назначили операцию, – говорит Зарнигор. – Несмотря на то, что операция проводилась под полным наркозом, женщину выписали из больницы уже на следующее утро. Спустя несколько дней у нее начались страшные боли, и она позвала меня на помощь. Обезболивающее не помогало. Я попросила ее показать мне документы. Оказалась, что ей сделали платную операцию, в то время как в договоре была указана лишь консультация. Мы вместе поехали в больницу. В кабинеты нас просто так не пускали, а имя врача женщина не помнила, в договоре оно не значилось.
Зарнигор пошла по этажам. Первому встреченному ей врачу она показала договор и сказала, что в этой больнице сделали операцию женщине, которая, сидя внизу, сейчас истекает кровью и намерена подать на них в суд. Врача, которая провела операцию, тут же нашли.
– Мою соседку поместили в палату, – рассказывает Зарнигор. – Выяснилось, что деньги (50 тысяч рублей) были почему-то перечислены другой клинике, где работала подруга врача, сделавшей операцию. Меня начали уверять, что операция была проведена хорошо. На это я отвечала, что женщине стало хуже, акта о выполненных услугах с подписью нет, поэтому, согласно всем нормам, операция либо вообще не проводилась, либо была сделана незаконно. Прямо там я составила три заявления: на имя главврача больницы, в Минздрав и президенту. И лишь после этого врачи сказали, что женщина остается в больнице и ее продолжат лечить. В данном случае только знание законов помогло мне добиться справедливости.
В дипломах, которые Валентина раздала выпускникам, было написано, что эти люди не только получили базовые знания для защиты тех, кто в ней нуждается, но и стали «полноправными членами Общества глубоко порядочных людей – старейшей и крупнейшей в мире некоммерческой организации».
Однако едва было сделано общее фото и разрезан праздничный торт, как веселье прервал телефонный звонок: в ОМВД Наро-Фоминска задержали мигрантов, которые работали в местном кафе.
Пора было возвращаться к работе.
Екатерина Иващенко