«Узбекское беспокойство»: В Каракалпакии - бунт рабочих, на туркменской границе слезы и произвол
В районном центре Чимбай Республики Каракалпакстан (Узбекистан) прошли недолгие народные волнения: на АО «Чимбой май» (другое написание - «Чимбай май»), предприятии, которое с 1947 года занимается производством хлопкового масла и комбикормов, стали демонтировать оборудование. Работы в Чимбае нет, город считается депрессивным даже для дотационного Каракалпакстана. На АО «Чимбой май» работает 230 человек, еще пятьсот так или иначе участвуют в производстве и продаже продукции. Демонтаж оборудования и, как следствие, прекращение работы предприятия стали бы для города катастрофой - рабочие места здесь создаются с большим трудом.
После того, как рабочие приступили к демонтажу, в городе начались волнения. Как стало известно «Фергане» из собственных источников, волнения начались 22 ноября. Поначалу работники предприятия выкрикивали в адрес грузчиков бранные слова, а затем началось открытое противостояние.
Толпа, примерно сто человек, набросилась на штрейкбрехеров и заезжих коммерсантов. По словам очевидцев, «люди не дали выносить станки, дрались, преграждали путь. Разгорелась нешуточная драка. Когда и это не помогло - молодые работники предприятия подожгли завод. Приехали пожарные, но тушить им не дали, толпа просто поколотила огнеборцев. Дело принимало серьезный оборот, и тогда изрядно испуганное местное начальство вызвало ОМОН, который разогнал всех: и протестующих, и любопытствующих».
Проходила информация, что во время беспорядков погиб один человек, но перепроверить ее не удалось: Чимбай попал в информационный вакуум, сотрудники службы национальной безопасности и МВД проявили максимум усердия для того, чтобы нежелательные сведения не просочились в интернет. Город несколько дней был наводнен силовиками. Событиям придали вид спора хозяйствующих субъектов. По данным источника «Ферганы» в Каракалпакстане, повторения Андижана-2005, к счастью, не произошло: «…теперь все замяли. И, на удивление, говорят, что тем ребятам, которые шумели и поджигали завод, ничего не сделали. Сейчас сюда регулярно поставляют семена хлопчатника для переработки».
Местная интеллигенция сравнивает нынешнюю победу трудящихся с доблестными выступлениями давних времен. Жители Чимбая активно участвовали в революционных выступлениях 1905-07 годов и в среднеазиатском восстании 1916 года.
Антиузбекские настроения в каракалпакском городе
Судя по информации, вывешенной на сайте узбекского Госкомимущества, решением Гостендерной комиссии на торги выставлялись 14.24 процента пакета акций АО «Чимбай май». Чем руководствовались власти и подневольное руководство АО, выставляя на торги оборудование, непонятно. Неизвестно, была ли проведена сделка, и кто является новым собственником.
Чимбайцы говорят, что было решение продать оборудование АО «Чимбай май» в соседнюю Хорезмскую область. Это вызвало недовольство каракалпаков, которых раздражает, как они говорят, предприимчивость узбеков. Даже распиливание на металлолом рыболовных судов в бывшем порту Муйнак ставится узбекам в вину. «И без того Хорезм забирает все, что можно и даже чего нельзя», - ворчат в Каракалпакстане.
В Каракалпакстане большие проблемы с работой, жизнь довольно бедна, несмотря на значительные залежи углеводородов и их добычу со дна агонизирующего Аральского моря. Но богатые природные кладовые не делают богаче местное население. В разговорах каракалпаков все чаще проскальзывают сепаратистские настроения вроде «пора снова присоединяться к Казахстану», но каракалпаки не имеют в виду войну за реальную независимость, - скорее, речь идет о переселении в соседнее государство.
Напомним, что в феврале 1925 года Кара-калпакская автономная область официально вошла в Киргизскую (позже переименованную в Казахскую) АССР, в 1930 году она была переподчинена РСФСР, с 20 марта 1932 года преобразована в АССР, а с в1936 года Кара-Калпакская (с 1964 года - Каракалпакская, пишем слитно) АССР вошла в состав Узбекской ССР. С 9 января 1992 года преобразована в Республику Каракалпакстан.
За границами туркмено-узбекской дружбы
В самом Хорезме свои сложности: даже наступившие холода не могут снизить градус напряженности на узбекско-туркменской границе. В последний месяц туркменские пограничники все чаще отказывают узбекским гражданам в переходе границы. С них все чаще требуют подтвердить родство с человеком, у которого граждане Узбекистана планируют остановиться на разрешенные три дня, хотя в официальных документах это требование не значится. Многие говорят о немотивированной неприязни к уроженцам Хорезма.
- Я никогда не видел такого проявления национализма, - возмущался один из «отказников» в разговоре с корреспондентом «Ферганы». - Со мной категорически отказывались говорить на русском языке и уж тем более не хотели понимать мой родной узбекский. В последний раз в Туркменистане я был еще во времена СССР, всегда считал и считаю туркмен близким и дружественным народом, но чтобы так обижать людей! Со мной переходили границу 80-летний старик из Янгиарыка (район в Хорезме – ред.) и его внучка. Они спешили на той (торжество) в туркменский Куня-Ургенч. Слепого и глухого старика пропустили, а женщину нет, и она с плачем возвращается обратно. Бедный старик самостоятельно не мог продолжить путь и тоже кое-как вернулся… По туркменской территории проходит небольшой участок линии электропередач, его обслуживают узбекские специалисты. Их два дня не пропускали. Почему молодым туркменским пограничникам доставляет радость уничтожение двух килограммов хурмы? Почему они с таким удовольствием демонстративно ломают черенки винограда? Это неприятно и очень горько. А ведь еще недавно президенты Каримов и Бердымухамедов так тепло общались в туркменском Дашогузе!
Октябрьская встреча президентов обеих стран, их совместное благословление фестиваля дружбы народов никак не отразились на приграничном сотрудничестве. Наоборот, после визита Каримова напряженность на хорезмском участке границы только возросла.
Провожая после фестиваля членов хорезмской делегации, их заставили заплатить миграционный сбор (при въезде в Туркменистан этого сделано не было). Получилось, что встречали как дорогих гостей, а провожали как нежеланных родственников. Хроника неприязни не выставляется на публичное обсуждение, однако, по данным правозащитной инициативной группы «Нажот», с 1993 по 2009 годы туркменские пограничники застрелили шестьдесят двух жителей Хорезмской области…
Во время фестиваля узбекско-туркменской дружбы произошел еще один подобный трагический инцидент на границе. Узбекские СМИ о нем умолчали, но российское агентство «Регнум» все же опубликовало информацию, сославшись на собственные источники: «Туркменские пограничники застрелили гражданина Узбекистана на узбекской территории и затащили труп в свою страну».
По утверждению исследователей российского ресурса «Агентура.Ру», с 1991 г. туркмено-узбекская (1621 км) и туркмено-казахская (380 км) границы были фактически неохраняемыми, за исключением пунктов пограничного контроля на основных трассах. Это было связано с существованием в то время безвизового режима перемещения граждан государств СНГ. Ситуация изменилась в самом конце 1990-х гг. Обстановка стала меняться после первого вооруженного инцидента на туркмено-узбекской границе в декабре 1998 года, в ходе которого погибли три сотрудника туркменских правоохранительных органов. Предполагается, что это была попытка проникнуть вглубь страны исламистов из Узбекистана. В сентябре 1999 года во время задержания в Дашогузе боевиков из Узбекистана один из них подорвал себя гранатой в центре города.
Тогда на расширенном заседании кабинета министров президент Туркмении С.Ниязов потребовал «незамедлительно положить конец участившимся нарушениям государственной границы». После так называемого покушения на Ниязова в 2002 году была усилена охрана госграницы в Дашогузском велаяте. Часть пограничных пунктов пропуска закрыли, отдельные подразделения вооруженных сил приведены в боевую готовность. Радиолокационные станции узбекских ПВО тогда накрыли зонтиком всю территорию Туркменистана.
И сегодня поверить в туркмено-узбекскую дружбу становится все трудней, сколько бы ни проводилось официальных пропагандистских мероприятий.
Соб.инф.