"Россия закрывает глаза на нарушения прав человека в государствах Средней Азии"
Еще десять лет назад мало кто мог бы предположить, что ситуация с правами человека в бывших советских республиках будет такой удручающей, как сейчас. Применительно к целому ряду государств можно смело утверждать: здесь имеют место нарушения еще более серьезные, чем это было при тоталитарном режиме в бывшем СССР. Речь идет о так называемых демократических странах, как ни странно, сотрудничающих с другими государствами в рамках Совета Европы и Организации по сотрудничеству и безопасности в Европе (ОБСЕ).
Наиболее тревожная ситуация в области соблюдения прав человека и гражданских свобод сложилась в центральноазиатских государствах. Так, к примеру, в Туркмении диктатура настолько очевидна, что ее впору сравнивать с северокорейским режимом. Международная общественность пока только посмеивается над историями о "культе личности" президента Сапармурата Ниязова. И забывает о том, что граждане этого государства лишены большинства элементарных свобод. Между тем власть туркменбаши Ниязова зиждется на деньгах, которые он получает от продажи природного газа России. Казалось бы, последние подписанные договоры о сотрудничестве в торговой сфере и в области обеспечения безопасности могли бы способствовать проведению здесь курса на соблюдение прав человека. Но туркменбаши продолжает проводить свою линию. Напомню: десять стран - членов ОБСЕ запустили в отношении Туркмении относительно редко применяемый на практике "московский механизм", пытаясь завязать диалог относительно того, что происходит с правами человека в этой стране, но Ниязов отказался с ними сотрудничать. Комиссия по правам человека ООН приняла резолюцию, содержащую резкую критику в адрес Ашхабада. Однако против нее проголосовали Россия и Армения.
Узбекистан. Здесь диссидентов держат за решеткой, к ним применяются пытки. Людей даже казнят только за то, что тот или иной гражданин посетил мечеть, не относящуюся к разряду официально разрешенных. В стране фактически отсутствуют независимые СМИ и легальные неправительственные организации. Как и в других государствах Средней Азии, официальная политика здесь ведет лишь к обнищанию населения и обогащению правящей элиты. Прикрытием для нее служит дымовая завеса "международной борьбы с терроризмом". На самом же деле она только способствует росту угрозы со стороны терроризма. Когда "умеренных" мусульман притесняют, они обычно встают в ряды радикалов.
Киргизия еще недавно считалась "среднеазиатской Швейцарией". Сегодня здесь явно "закручивают гайки": идет процесс ограничения деятельности политических партий, независимых изданий и общественных организаций. Зарубежные диппредставительства Киргизии пытаются убедить международное сообщество в том, что положение в области соблюдения прав человека в этой стране гораздо лучше, чем у соседей. Однако это им не очень-то удается. Как недавно отметила Наталья Аблова, одна из наиболее уважаемых киргизских борцов за соблюдение прав человека, "сейчас и не припомнишь, когда правозащитникам в Киргизии приходилось так трудно".
На мой взгляд, у россиян должен вызывать недоумение сам факт обсуждения вопроса об образовании "союза" с Белоруссией. В этой стране все более и более расширяет степень своего влияния на общество, причем пренебрегая всеми международными нормами, архаичный режим Александра Лукашенко. Здесь одна за другой закрываются независимые газеты, демонстрантов, время от времени выходящих на улицы, избивают, а политические оппоненты правящего режима пропадают без вести. И это называется демократией? Москва обладает мощнейшими рычагами воздействия на Минск, но не использует их. И получается: все, что Лукашенко сделал для подавления демократии и прав человека в стране, было так или иначе осуществлено с ведома России.
Судьба России как демократического государства тесно связана с будущим экс-советских республик. И ей следует сделать выбор. Россия или поможет им стать на путь демократизации и соблюдения прав человека, или же будет смотреть "сквозь пальцы" на то, что там происходит. Если она изберет второй путь, это в итоге негативно скажется на жизни не только граждан стран-соседей, но и самих россиян.
* * *
Аарон Роудс, исполнительный директор Международной Хельсинкской федерации по правам человека