ОРЕГОН:
история, дискография, стиль
Мансур Мировалев, Ташкент
Группа "Орегон" образовалась в 1970 году в Нью-Йорке в составе:
Ralph Towner : классическая и 12 струнная гитара, фортепиано, меллотрон, синтезаторы, труба, гобой, флюгельгорн, французский рожок, флейта, перкуссионные
Paul McCandless : гобой, английский рожок, бас-кларнет, сопрано и пикколо саксофон, флейта
Collin Walcott : табла, перкуссионные, ситар, классическая и 12-струнная гитара, кларнет, фортепиано
Glen Moore : бас, бас-гитара, фортепиано, скрипка, альт, флейта
Одна из рецензий определяет музыку "Орегона" как синтез классической и древней музыки Старого Света, джаза Нового Света и ритмов третьего мира. В наши дни подобная музыка попала бы в категорию new age или world beat, и "Орегон" можно смело назвать предтечей этих направлений.
Сами музыканты вполне довольствовались емким термином fusion (слияние), который в 70-е часто подразумевал известную "электрификацию" звука - как у Mahavishnu Orchestra, Weather Report или составов Майлса Дэвиса. В отличие от них музыка "Орегона" всегда оставалась камерной и акустической.
"С самого начала было ясно, что наша необычная инструментовка и коллективный музыкальный опыт преполагали новый подход к композиции и импровизации." - говорит Пол МакКендлз - "Джазовая традиция импровизации обычно заключается в поочередной импровизации солистов на гармонической структуре, смене аккордовых прогрессий и возвращению к первоначальной мелодии только в конце вещи. Используя и уважая традицию, в то же время мы начали сочинять более продолжительные и состоящие из нескольких частей музыкальные формы, которые давали каждому солисту возможность импровизировать на разном материале в контекстве одной вещи. Разнообразие этнических перкуссионных также открыло перед нами новые возможности, и мы не ограничивались больше одним определенным ритмическим стилем. Одно из преимуществ подобного подхода заключается в том, что многие композиции, написанные для квартета, очень легко могут быть повторно аранжированы для оркестра".
В музыке "Орегона" характерные для джаза блюзовая гармония, свинг и head arrangement (импровизация, придуманная музыкантом по ходу исполнения) уступили место сложным формам тональной и ритмической организации, усилению ансамблевого взаимодействия. Группа почти не играет чужие вещи и джазовые стандарты, исполняя собственные вещи. Свободно владея всеми мыслимыми приемами композиции и импровизации, они меняют состав инструментов в зависимости от каждой исполняемой вещи, иногда перерабатывая уже однажды записанный материал.
МакКендлз играет на нехарактерных для джаза гобое и английском рожке, реже - на саксофоне или бас-кларнете. Таунер одинаково хорошо владеет акустической гитарой и фортепиано и иногда солирует на духовых. Свой реставрированный контрабас мастера Клотца 1715 года Мур использует то как щипковый, то как смычковый инструмент. В арсенал Уолкотта входят традиционные индийские ударные табла, мриданг и пакхарадж, а также многочисленные перкуссионные со всего мира, но отсутствует традиционная ударная установка. Неотъемлемой частью узнаваемого фирменного звука "Орегона" являлся ситар Уолкотта.
Игра на ситаре, одном из основных инструментов классической индийской музыки, неразрывно связана с импровизацией, поэтому его появление в джазе было лишь вопросом времени. В середине 60-х Европа и Америка открыли для себя индийскую музыку, Иегуди Менухин представил широкой публике Рави Шанкара, который вскоре начал собирать огромные концертные залы и выступил на фестивале в Вудстоке. В 1967-68 в Америке было продано больше ситаров, чем в Индии. Первой попыткой применения ситара в рамках европейской популярной музыки стала песня "Битлз" Norwegian Wood. И если Джордж Харрисон не особо преуспел в освоении мудреного индийского инструмента, то Коллину Уолкотту (24/IV/1945-8/XI/84) это вполне удалось. В школе он учился игре на скрипке, изучал перкуссионные и этническую музыку в университете штата Индиана, брал уроки игры на табле у Устада Алла Ракха, на ситаре - у Рави Шанкара, одновременно выступая в роли их road manager в Америке. С их помощью он начал изучать две великие традиции индийской классической музыки - рага и тала (импровизация на ударных, основанная на неоднократном повторении определенных ритмических формул). Композиции Шанкара Уолкотт транскрибировал для книги Ravi Shankar - My Music, My Life (1968). В 1967-1969 как ситарист он сотрудничал с кларнетистом Тони Скоттом, который в 50-е был известен как исполнитель бибопа, а затем увлекся изучением и исполнением восточной музыки. В дуэте они записали альбом Music for Yoga Meditation and other Joys, 1969. Майлс Дэвис приглашал Уолкотта для записи одного из самых неоднозначных своих альбомов On the Corner (1972).
Ральф Таунер (1/III/1940) родился в семье музыкантов, в три года начал осваивать фортепиано, затем - трубу, и в семь лет уже выступал в духовом ансамбле. Он впервые взял в руки гитару во время учебы в университете Орегона по классу композиции, в возрасте 23 лет. По окончании университета он продолжил занятия на гитаре в Венской консерватории, затем играл в классических камерных составах. В 1968 году он переехал в Нью-Йорк, где начал работать в различных составах в основном в качестве пианиста-импровизатора. Он отмечает сильное влияние Билла Эванса на свой фортепианный стиль - впоследствии композиции Эванса войдут в очень ограниченное количество "чужого" материала в репертуаре "Орегона" и сольном репертуаре Таунера, он будет сотрудничать с музыкантами, ранее игравшими с Эвансом.
Первоначально Таунер хотел исполнять на гитаре только классические произведения и написанные им пьесы, однако знакомство с бразильской музыкой изменило его намерения, и к началу 70-х он начинает импровизировать на классической и 12-струнной гитаре, используя навыки своей фортепианной техники. Его имя стало известным широкой публике после записи соло на 12-струнной гитаре в композиции Weather Report "The Moors" с альбома I Sing the Body Electric (1972). По словам самого Таунера, он стремится заставить классическую гитару звучать не как одноголосый солирующий инструмент, а как маленький оркестр или фортепианное трио, то есть попеременно исполнять соло, линию баса, аккордовый аккомпанемент и акцентировать ритм.
Пол МакКендлз (1947) тоже родился в семье музыкантов. Он получил классическое музыкальное образование в Manhattan School of Music под руководством Роберта Блума, первого гобоиста оркестра Тосканини, в возрасте 19 лет уже выступал в Питтсбургском симфоническом оркестре. Увлекшись джазом, он освоил саксофон. По рекомендации Блума он вошел в состав Paul Winter Consort.
Гленн Мур (28/X/1941) начал осваивать контрабас в возрасте 13 лет. Он закончил университет штата Орегон со степенью по истории, затем перебрался в Европу, где получил классическое образование как контрабасист и играл в клубах Копенгагена с Беном Уэбстером и Декстером Гордоном. В Америке он "на полставки" присоединился к группе Карлы Блей (1969-71).
Впервые пути Ральфа Таунера и Глена Мура пересеклись в 1960, когда оба учились в Орегонском университете. Находясь под впечатлением от музыки Билла Эванса, в состав трио которого в то время входил контрабасист Скотт Ла Фаро, они начали играть вместе - соответственно на фортепиано и басе. После окончания учебы их пути разошлись, оба оказались в Европе и вернулись в Америку только к концу десятилетия.
К 1969 году они встретились в Нью-Йорке, где играли с музыкантами, которые позднее получили известность в Weather Report и Mahavishnu Orchestra. Затем они вошли в группу Тима Хардина - талантливого фолк-певца, так и не добившегося большого успеха из-за своих наркотических пристрастий. В августе 1969 года Мур и Таунер аккомпанировали Хардину на фестивале в Вудстоке, где познакомились с участниками Paul Winter Consort. В 1971 г. Таунер, Мур, Коллин Уолкотт, Мирослав Витус и Джо Завинул участвовали в записи альбома Хардина Bird on a Wire. В перерывах между записями Таунер и Уолкотт впервые сыграли дуэтом.
В 1970 году Таунер, Мур и Уолкотт присоединились к Paul Winter Consort, где уже играл Пол МакКендлз. Во время большого турне по Америке они начали использовать необычные сочетания инструментов, коллективную импровизацию и смешение различных стилей, выступая на сцене в составе "Консорта", а по вечерам устраивая джемы вчетвером. Большинство композиций на альбомах "Консорта" Road (1971) и Icarus (1972, продюсер - Джордж Мартин), было написано или аранжировано ими. Еще одним музыкантом "Консорта" в то время был виолончелист Дэвид Дарлинг - вскоре он получит известность с альбомами, выпущенными на ЕСМ, и будет участвовать в нескольких сольных проектах участников "Орегона".
Идея записать собственный альбом возникла на вечеринке, когда Таунер и Уолкотт развлекали гостей совместной импровизацией. Группе предложили голливудскую студию под названием "Ферма", где была 8-дорожечная аппаратура. Небольшая независимая фирма грамзаписи финансировала шестинедельную запись и микширование, однако получившаяся запись не заинтересовала ни одну из крупных кампаний. Пленка легла на полку и была издана только через десять лет под названием Our First Record.
В 1971 году квартет дебютировал в Нью-Йорке под названием Thyme-Music of Another Present Era. Именно так они отвечали на вопрос о том, какую музыку они исполняют. В 1972 году на ЕСМ они записали альбом, вышедший в 1973 году под названием Ralph Towner with Glenn Moore - Trios/Solos. ЕСМ и ее глава и бессменный продюсер Manfred Eicher уже получили известность благодаря аудиофильскому качеству записей и необычности музыкальных концепций, а в числе звезд ЕСМ уже были Ян Гарбарек, Кейт Джарретт и Чик Кориа. Несмотря на то, что альбомы "Орегона" в 70-е выходили на американских фирмах Vanguard и Electra, все сольные альбомы Таунера (и большинство сольных работ остальных участников) увидели свет на ЕСМ.
Наслушавшись ностальгических воспоминаний Таунера и Мура о родном штате, МакКендлз предложил новое название - "Орегон". Окончательно покинув ряды "Консорта" в 1972 году, они подписали контракт с фирмой Vanguard и выпустили свою первую пластинку Music of Another Present Era, вышедшую в 1973 году.
Distant Hills (1974) состоял из четырех композиций Таунера и двух "коллективных импровизаций". Одна из них, Mi Chinita, содержит одновременную импровизацию на трех духовых - МакКендлз, Таунер и Уолкотт начинают с фри-джаза и переходят в додекафонию в духе "новых венских классиков", Мур последовательно аккомпанирует им на смычковом басе, вибрафоне и фортепиано.
На альбоме Winter Light впервые была записано "пейотлевое песнопение" Джима Пеппера Witchi-Tai-To (эту вещь также исполнял и Ян Гарбарек) в виде двухминутной импровизации для фортепиано, к которому присоединятеся акустическая гитара.
Альбом Together был записан с Элвином Джонсом, бывшим барабанщиком квартета Джона Колтрейна. Его можно назвать реинкарнацией музыки классического колтрейновского квартета и самым близким к джазу 60-х альбомом "Орегона". Присутствие двух ударников заставляет все вещи звучать очень мощно и быстро, МакКендлз играет на саксофонах больше, чем на любом другом альбоме "Орегона". Charango - прекрасный дуэт таблы Уолкотта и барабанов Джонса, Teeth МакКендлз, Мур и Джонс сочинили и исполнили втроем.
В записи альбома Friends (1977) учавствовало несколько музыкантов со стороны, двое из которых позже образуют с Гленном Муром трио Mokave. По словам Таунера, эта пластинка не удовлетворила прежде всего самих музыкантов, и они даже подумывали о прекращении совместной дейятельности.
В 1978 году группа перешла на фирму Elektra/Asylum Records. Тираж первого записанного там альбома Out of the Woods стал значительно выше предыдущих, а сам альбом вошел в один из списков ста величайших джазовых альбомов.
Для записи Violin (1979) был приглашен польский скрипач Збигнев Сейферт. Одноименная композиция является самой длинной в истории группы - она звучит 15 минут.
Контракт "Орегона" с "Электрой" закончился в 1980 году, у Колина Уолкотта родилась дочь, и группа взяла годичный отпуск, во время которого музыканты занимались сольными проектами. Новый контракт был подписан с ЕСМ, а к прежнему разнообразию акустических инструментов Таунер добавил синтезатор. По его словам, это не произошло раньше из-за того, что он жил в квартире на шестом этаже и не любил таскать тяжелый инструмент с собой. Будучи прежде всего акустическим музыкантом, он использует синтезатор только для извлечения звуков, невозможных на других инструментах, но недолюбливает его звучание из-за бедности обертонов.
Группа записала два альбома и достигла пика своей популярности. Во время европейских гастролей 8 ноября 1984 в Магдебурге, ГДР, в автокатастрофе погиб Коллин Уолкотт. Ему было 39 лет. Его памяти посвящен последний альбом с его участием Crossing.
Группа распалась, так как казалось невозможным заполнить отсутствие Уолкотта. В мае 1985 года они впервые воссоединились для участия в мемориальном концерте памяти Уолкотта в Нью-Йорке. С ними играл индийский перкуссионист Трилок Гурту (в разное время он сотрудничал с John McLaughlin, Archie Shepp, Shankar, Jan Garbarek, Joe Zawinul), давний знакомый группы по ЕСМ. В 1986 году он согласился присоединиться к группе. В течении 5 лет он сыграл на 3 альбомах группы. Альбом Ecotopia стал последней записью для ECM и был признан джазовым альбомом года в Германии. 45th Parallel был выпущен на фирме Epic. С Always, Never, and Forever началось сотрудничество группы с фирмой Intuition.
После ухода Гурту два альбома - Troika (1994) и Beyond Words (1995) были записаны музыкантами втроем.
В записи Northwest Passage (1997) участвовали два новых перкуссиониста - Arto Tuncboyaciyan из Армении, игравший с Al Di Meola, Joe Zawinul и на сольных записях участников "Орегона", а также Mark Walker, который в итоге остался в группе как полноправный участник. Альбом получился очень мягким и лиричным.
В 2000 году "Орегон" выпустил свой первый альбом оркестровой музыки - двойник Oregon in Moscow, записанный в июне 1999 года с симфоническим оркестром имени Чайковского под управлением Георгия Гараняна.
Сольные записи и участие в проектах других музыкантов никогда не мешали деятельности группы, иногда даже принимая коллективный характер - в 1975 г. Таунер, Уолкотт и Мур приняли участие в записи альбома гитариста Ларри Кориэла (Larry Corryel) The Restful Mind; МакКендлз, Уолкотт и Мур играли на двух альбомах индийского музыканта Vasant Rai - Spring Flowers (1976) Autumn Song (1978), продюсером которых выступил Уолкотт. Таунер и Уолкотт играли на альбоме бразильского гитариста и пианиста Эгберто Гисмонти Sol Do Meo Dia (1978). МакКендлз и Таунер повторно сотрудничали с Полом Уинтером.
Таунер выступал и записывался со многими известными музыкантами, в числе которых Freddie Hubbard, Keith Jarrett, Eddie Gomez, Kenny Wheeler, David Darling, Bill Bruford, группами Atmospheres и Azimuth. Он записал несколько альбомов-дуэтов с такими музыкантами, как вибрафонист Gary Burton, гитарист John Abercrombie, контрабасист Gary Peacock, саксофонист Ян Гарбарек. Им написана музыка для фильмов, сочинения для струнного и духового квартета, симфония, исполненная Филадельфийским симфоническим оркестром; опубликована книга об импровизационной технике на гитаре. Он был удостоен многочисленных музыкальных наград, неоднократно оказывался в числе лучших гитаристов по спискам журнала Down Beat. Космонавты "Аполло-17", вручили ему специальную награду и назвали два кратера на обратной стороне Луны в честь его композиций Ghost Beads и Icarus. Он постоянно живет в Палермо, Италия.
МакКендлз записал четыре сольных альбома, его приглашали Carla Bley, Eberhard Weber, Art Lande, David Friesen, Danny Heines, Michael Manring, Nguyen Le, Wynton Marsalis. Он пользуется большим авторитетом как среди классических гобоистов, так и среди джазовых музыкантов.
Уолкотт выпустил на ECM два сольных альбома - Grazing Dreams (1975) и Cloud Dance (1977). Его интерес к полиэтническим ритмам и музыке наиболее полно выразился в составе эклектичного трио Codona, название которого составлено из первых слогов имен участников - духовик Don Cherry (известный по сотрудничеству с отцом-основателем фри-джаза Орнеттом Коулменом) и бразильский перкуссионист Nana Vasconselos. Они записали 3 альбома. Уолкотт продюсировал несколько альбомов певицы Meredith Monk, работал в студии с гитаристом Steve Eliovson, саксофонистом Dave Liebman, своим учителем Устадом Алла Ракха. В 1986 ЕСМ выпустила сборный альбом Works, куда вошли лучшие композиции Уолкотта как в составе "Орегона", так и записанные соло.
Гленн Мур постоянно работает с певицей Нэнси Кинг, выступает и записывается в дуэте с басистом David Friesen, участвует в проектах Knitting Factory Джона Зорна. Мур, пианист Larry Karush, перкуссионист Glen Velez, изобретатель "каркасного барабана" (frame drum), образовали трио Mokave. Мур играл на нескольких альбомах арабского музыканта Rabih Abou-Khalil, который соединяет традиционную арабскую музыку и джазовую импровизацию. Первый сольный альбом Мур записал с участием музыкантов ЕСМ. На втором альбоме Dragonetti's Dream (Драгонетти - итальянский контрабасист-виртуоз XIX века) он играет в одиночку, создавая при помощи своего инструмента, без какой-либо электроники, звуковые полотна, подобные музыке Брайана Ино. Он живет в Нью-Йорке и с удовольствием работает на собственной скотоводческой ферме.
Ссылки:
www.oregonband.com - недавно открывшийся сайт группы, хорошо освещена запись альбома "Орегон в Москве"
www.dioxine.com/disco/oregon/oregon.html - дискография группы и сольных работ
www.collinwalcott.com - сайт, посвященный памяти Коллина Уолкотта.
Интервью с Ральфом Таунером -
www.innerviews.org/inner/towner.html
www.sonic.net/~sgman/musicpg.html#Ralph
Неофициальная, просто и с юмором сделанная страница Таунера:
www.ralphtowner.com
© Мансур Мировалев, 2001
© Фергана.Ру, 1999-2001
|