Голосуй или умрешь: Кому нужны взрывы в Турции
Фото Reuters
Мощнейшие взрывы в Анкаре 10 октября унесли жизни почти ста человек, сотни были ранены (по последним данным, погибли 97 человек, 240 получили ранения. – Прим. «Ферганы»). Митинг за мир, организованный профсоюзами, левыми, в том числе курдскими, организациями, закончился кровавым месивом. Турецкие власти, безусловно, постараются свалить все на курдов или ИГИЛ (так называемое «Исламское государство», запрещенная в России террористическая организация. – Прим. «Ферганы»), что не так просто - нет ни одного веского повода это делать. ИГИЛ находится де-факто в состоянии нейтралитета с Турцией и только через Турцию может продавать нефть; также это один из основных коридоров получения ИГИЛом оружия и пополнения экстремистских рядов пушечным мясом. Даже сами ИГИЛовцы не смогли придумать ничего более креативного, чем «мы рады, что взорвались коммунисты».
Террористическая Рабочая партия Курдистана (РПК) тем более не взрывает курдов и левых, к тому же она объявила о временном прекращении терактов. Можно верить в теорию заговора и заявить, что РПК сама специально подорвала курдов, однако адекватно ответить на вопрос, «почему» или «для чего», невозможно.
У независимых специалистов нет никакого сомнения в том, что этот взрыв «приурочен» к внеочередным парламентских выборам 1 ноября, кем бы ни были конечные исполнители. Как известно, Эрдоган и его Партия справедливости и развития были сильно недовольны результатами выборов 7 июня и сделали все возможное, чтобы скорее состоялись новые выборы. Причем их единственный шанс получить большинство в парламенте - это не дать прокурдской Демократической партии народов (ДПН) преодолеть 10-процентный барьер. Для этого, как я и писал на следующий день после июньских выборов, власти могли пойти на демонизацию ДПН и провокации. Что и произошло: начались теракты, военные действия в курдских городах, возник жесткий антикурдский дискурс в политике. Ни у одной парламентской партии, кроме ПСР, не было ни малейшей выгоды «раскачивать лодку», это был лучший для всех расклад за последние 13 лет.
Вмешиваться же в ход событий таким грязным способом - обычная практика определенных групп в турецкой власти уже несколько десятилетий. Было расследовано множество дел, связанных с участием «глубинного государства» в различных убийствах, терактах и переворотах, вышли десятки книг, с доказательствами описывающих механизмы подобной работы.
Я приведу только один свежий пример. В деле Конгресса курдских общин было выявлено два высокопоставленных террориста, являвшихся агентами Национальной разведывательной организации (НРО). В силу этих обстоятельств прокурор, ведущий дело, в 2011 году вызвал для дачи показаний главу НРО Хакана Фидана, однако Эрдоган и его соратники буквально за ночь приняли закон в парламенте, который позволил Фидану избежать допроса. Связь НРО, которую буквально недавно наделили весьма широкими полномочиями, с террористической РПК настолько тесная, что уже нельзя сказать точно, кто, откуда и кем управляет. А Хакан Фидан, по собственному признанию Эрдогана, является «черным ящиком» его тайн.
Такой же тайной стали переговоры турецкой разведки с курдскими террористами в Осло в 2009 году, их содержание до сих пор целиком неизвестно. Но, по всей видимости, там разведчики торговались за супер-президентский режим Эрдогана в обмен на курдскую автономию под управлением Абдуллаха Оджалана или его ставленников.
Сам Эрдоган очень откровенно, можно сказать, отчаянно попросил перед выборами народ: «Дайте мне 400 мандатов, и пусть это дело решится мирным путем». Как известно, электорат дал не 400, а 259 мандатов, и дело приняло другой оборот. 7 июня попытка превратить Турцию в супер-президентскую республику окончательно провалилась, а курды триумфально прошли в парламент под лозунгом «Мы не дадим тебе стать супер-президентом!» Один из одиозных активистов ПСР Бурхан Кузу кратко тогда сообщил, чего следует ждать Турции: «Народ выбрал хаос». Политика ПСР в отношении решения курдского вопроса совершила «полицейский разворот» на 180 градусов. Начались провокации, убийства, взрывы. С 7 июня в Турции было убито почти 700 человек. Это один из самых страшных периодов за всю историю республики. Президент Турции цинично прокомментировал ситуацию так: «Недавняя вспышка террористического насилия является результатом того, что избиратели не предоставили одной партии достаточно мест в парламенте, чтобы изменить Конституцию и наделить президента абсолютной властью». В этой разворачивающейся истории двоеточие поставил позавчера, то есть на следующий день после взрыва в Анкаре, Ахмет Акгюндюз - сторонник Эрдогана, профессор и ректор вуза. Он заявил: «Если хотите, чтобы кровь перестала течь, - голосуйте за власть».
Таким образом, с одной стороны, виден явный шантаж электората, а с другой - дело идет к сценарию, о котором я писал месяц назад. Накалив обстановку до предела, Эрдоган может ввести режим чрезвычайного положения или его аналог, ему хватит трех-четырех курдских областей. Режим ЧП уже вводился в нескольких областях на востоке частично, а в Ване объявлено военное положение на 15 дней. Искусственно занизив процент голосования за ДПН в этих регионах, партия власти может добиться того, что курды не преодолеют барьер в 10 процентов, и тогда ПСР, скорее всего, сможет занять большинство мест в парламенте. Это очень рискованная игра, однако выбора особого у нынешнего президента Турции и его близкого окружения нет, они «вынуждены» мухлевать в условиях тающей народной поддержки. А единственная вещь, которая придает видимость легитимности нынешнему режиму, - это результат на выборах. В нормальных условиях результаты голосования не будут сильно отличаться от июньских, это показывают многие соцопросы.
На многих представителей турецкого истеблишмента и их родственников заведены объемные дела. Потеря власти будет означать автоматическую их разморозку и последующие задержания. Кто знакомился с материалами коррупционных дел 17 и 25 декабря 2013 года - их выкладывали в интернете, - знает наверняка, что все очень серьезно, доказательная база преступлений более чем внушительная. Без создания режима деспотии а-ля саддамовский Ирак предотвратить судебное преследование будет практически невозможно. Не зря Эрдоган уже услал своего сына Биляля со всем семейством подальше, в Италию. Он - один из подозреваемых по делу 25 декабря. А главный фигурант коррупционного расследования 17 декабря, иранец Реза Зарраб на всякий случай улетел в Дубай. Если, несмотря на все, выборы пройдут честно, то, думается, к ночи 1 ноября еще не один частный самолет взлетит из VIP-зон турецких аэропортов.
Тем временем десятки тысяч турков устраивают по всей стране забастовки и выходят на улицы с плакатами «Мы знаем убийцу в лицо!», «Государство - убийца!». Если их будут «правильно» разгонять, как во время Гези, можно получить массовые протесты, а там и до ЧП недалеко даже в крупных городах. Все пока идет по плану.
Ильшат Саетов
Международное информационное агентство «Фергана»