Президент Эрдоган объявил Турцию де-факто президентской республикой. Оппозиция обвиняет его в госперевороте
Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил 14 августа, что парламентская система в стране уже трансформировалась в президентскую систему и изменение Конституции в пользу последней является лишь формальностью для завершения перехода, передает «МК-Турция».
«Хотите вы этого или нет, Турция уже стала президентской республикой, - сказал президент Эрдоган на встрече с представителями местных общественных организаций в своем родном городе Ризе. - Сейчас необходимо закрепить эту ситуацию новой Конституцией».
Он пояснил, что выбор в пользу президентской системы народ Турции сделал 10 августа 2014 года, проголосовав на президентских выборах за Эрдогана, который вместе с возглавляемой им Партией справедливости и развития (ПСР) намерен провести в стране конституционную реформу, чтобы превратить Турцию в «президентское» государство, где президент имел бы абсолютную власть. Сразу после своего избрания Эпдоган пообещал расширить полномочия президента. В настоящее время должность главы государства в Турции носит церемониальный характер, реальные полномочия принадлежали премьер-министру, которым с 2003 года и до своего избрания президентом был Эрдоган. Проект новой конституции, которая существенно расширит полномочия президента, уже разработан в ПСР.
Отметим, что в ходе многочисленных выступлений перед парламентскими выборами, которые прошли 7 июня 2015 года, Эрдоган выказывал явную поддержку правящей партии, несмотря на то, что Конституция требует от президента политической беспристрастности. Он призывал граждан обеспечить ПСР 400 кресел в 550-местном парламенте Турции, чтобы гарантировать переход на президентскую систему. Однако ПСР впервые с 2002 года потеряла свое большинство в парламенте, получив лишь 258 депутатских мест.
Заявление Эрдогана о том, что государственная система де-факто изменилась, лидеры оппозиции назвали попыткой государственного переворота и подтверждением того, что действующий президент больше не будет подчиняться ни закону, ни Конституции.
«Что же это такое? Мы не заметили, как произошел государственный переворот? Легитимность государственной власти основана на народном волеизъявлении и Конституции. Неужели конституционный порядок рухнул, а мы этого даже не поняли? Изменения такого масштаба выходят далеко за рамки желания одного конкретного человека», - написал в своем микроблоге в Твиттере лидер оппозиционной Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели. По его мнению, человек, так сильно жаждущий навязать свою диктатуру, не должен недооценивать народ, который может наказать его за необоснованные амбиции.
«Если рычаги управления нашим государством останутся в руках одного человека, тогда горе нам! Мы не потерпим в нашей стране повторения режимов [Адольфа] Гитлера, [Иосифа] Сталина или Муаммара Каддафи. Это должны знать все», - заявил Бахчели.
Лидер главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу в интервью газете Hurriyet сравнил Эрдогана с устроителем военного переворота 1980 года Кенаном Эвреном. «Эрдоган говорит, что больше не подчиняется ни закону, ни Конституции. Это очень серьезные заявления», - отметил Кылычдароглу, добавив, что сегодня в стране происходит очень опасный процесс.
«Выступая в Ризе, Эрдоган признался в попытке совершить переворот, а также в том, что он стремится создать правовую основу для своего переворота. Президент заявил, что хочет осуществить задуманное, изменив Конституцию. Главная особенность тех, кто замышляет государственный переворот, состоит в том, что заговорщики пытаются создать для своего переворота правовую базу. Вот что говорит Эрдоган: «Я задумал переворот. Теперь настало время создать и правовую основу». У нас есть Конституция, в которую не было внесено никаких изменений и которую должен соблюдать каждый. Тем не менее, президент заявляет, что Конституция уже практически была изменена. Следует отметить, что человек, говорящий это, принес президентскую присягу, поклявшись честью и жизнью защищать Конституцию», - подчеркнул Кылычдароглу.
Депутат прокурдской Демократической партии народов (ДПН) из Диярбакыра Алтан Тан заявил, что если сидящий в президентском кресле может свободно говорить, что в стране сменилась форма правления, это означает, что Турция является не более чем «банановой республикой».
Между тем, 17 августа между ПНД и ПСР прошли переговоры о возможном коалиционном правительстве. Достичь согласия сторонам не удалось и теперь.
Турецкая Республика образовалась в 1923 году. Принципы светскости и парламентаризма до сих тесно связаны в сознании современных турков с именем основателя современного турецкого государства — Мустафы Кемаля Ататюрка.
С вопросами о новых заявлениях Эрдогана и вариантах будущего статуса Турции мы обратились к московскому тюркологу, кандидату политических наук, Ильшату Саетову.
- Достаточно ли будет Эрдогану простого большинства в парламенте, чтобы провести изменения в Конституции Турции?
- Нет, конечно! Все сегодняшние процессы в Турции потому и происходят, что Эрдогана категорически не устраивает нынешний состав парламента. Ему нужны досрочные выборы - было сразу понятно, что к этому дело и идет. По всей видимости, наряду с официальным поручением сформировать правительство, Давутоглу было неофициально дано распоряжение как можно дольше тянуть с этим, представив дело так, будто формирование нового кабинета министров невозможно. А затем уже объявить досрочные парламентские выборы. Думаю, в ближайшее время дата «повторных» выборов, как их называет сам Эрдоган, будет назначена.
Все те столкновения, которые происходят сегодня с курдами, бомбежки, явно на руку Эрдогану, который уже заявил, что примирение было неправильным. Сегодня идет процесс информационной демонизации курдов, заявляется, в частности, что депутаты парламента от курдской Демократической партии народов (ДПН) связаны с боевиками. Плюс, это попытка завоевать голоса турецких националистов. Но далеко не факт, что они получат больше голосов, даже проведя «маленькую победоносную войну» против курдских боевиков, или введя войска в Сирию. По последним опросам, ДПН сохраняет то же количество голосов, что и было во время выборов 7 июня 2015 года, больше 10 процентов, и это не дает ПСР шанса получить большинство в 330 голосов на перевыборах.
Кроме этой информационной «войны» власть пытается запретить курдскую партию через Конституционный суд, чтобы лишить депутатов-курдов неприкосновенности, а потом и отдать под суд за связь с террористами. Это касается, в частности, сопредседателя ДПН Фиген Юксекдаг за некоторые ее резкие высказывания. Но пока Конституционный суд держится, не идет на поводу у Эрдогана.
- Есть ли шанс, коль скоро Эрдогану удастся расправиться с ДПН, что в этом случае ПСР получит необходимое количество голосов?
- Думаю, что нет, поскольку всего лишь 2-3 процента из тех голосов, что получила ДПН на выборах 7 июня, могут перейти к другой партии. Но не к ПСР, а ко второй партии страны – Республиканской народной партии (РНП). Но я даже в этом не уверен.
- Когда, по вашему мнению, может быть назначена дата повторных выборов, и когда они могут состояться?
- Ну, это только Эрдоган знает. Я думаю, что назначены выборы могут быть, самое раннее, на ноябрь, самое позднее – на февраль.