«Озодлик»: Центробанк Узбекистана бьет тревогу - в казне нет наличных денег
Редакция радиостанции «Озодлик» (узбекская служба Радио «Свобода») получила копию письма, подписанного первым заместителем председателя Центрального банка Узбекистана Улугбеком Мустафаевым и адресованного премьер-министру страны Шавкату Мирзиëеву. «Фергана» предлагает собственный перевод письма, пересказ его содержания с узбекского языка и собственные комментарии.
Письмо датировано десятым апреля 2015 года. Документ имеет исходящий номер 10-11/41 и сопровожден грифом «Для служебного пользования». Несмотря на то, что со дня создания этого письма прошло уже более месяца, проблемы, детально описываемые в нем, имеют отношение к общим и долгосрочным проблемам, с которыми сталкивается экономика Узбекистана.
В письме сообщается, что в стране наблюдается острая нехватка наличных денег для выплаты населению зарплаты, пенсий и пособий. Из полагающейся на первый квартал 2015 года суммы в 10,9 трлн сумов (что на 1,9 трлн сумов больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года) банкам не хватило 1,5 трлн сумов, в результате чего банки не смогли выплатить заработную плату сотрудникам стратегических предприятий и работникам государственных ведомств, в частности Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности, Министерства обороны и др.
Для того, чтобы скачать весь файл документа в формате PDF, кликните на изображении
На 1-е апреля сего года банки не смогли выплатить пенсий на сумму в 58,2 млрд сумов и зарплат «особому контингенту» на сумму в 53,8 млрд сумов практически по всем регионам республики, за исключением г. Ташкента и Ташкентской области.
Проблемы с выплатой зарплат коснулись также и таких стратегических компаний, как «Узбекэнерго», «Узхимпром», «Узбекнефтгаз», «Узагромашсервис», «Узхлопкопром». Здесь долги по зарплате равны 129 млрд сумов, в основном, на тех предприятиях, чье финансовое положение охарактеризовано в письме ЦБ как «неудовлетворительное».
Причем, в своем письме зампредседателя Центробанка говорит только о той ситуации, которая касается исключительно его банка и тех отраслей, которые обслуживаются непосредственно в Центробанке, т.е. вышеперечисленные стратегические предприятия и «особый контингент», под которым подразумеваются силовые структуры. Какова же реальная ситуация в общем по стране, зампредседателя ЦБ не сообщает.
Как стало известно из письма, жалованье силовым структурам выплачивается преимущественно наличными деньгами. Если в среднем по стране на пластиковую карточку перечисляется около 40% зарплаты (а есть предприятия, где на карточку перечисляется до 100%, что вызывает резкое недовольство населения – прим. редакции «Ферганы»), то работникам силовых структур по безналичному расчету в среднем переводят всего 14%. В подразделениях Минобороны этот показатель составляет 1,9%, в МВД – 23%, в Таможенном комитете – 21,6%, в МЧС – 13,7%.
Острая нехватка наличности приводит к тому, что Центробанк вынужден расходовать деньги некоего «страхового фонда» (не совсем понятно, о каком фонде идет речь, - вероятно, о каком-то собственном фонде Центробанка для непредвиденных расходов). Так, например, на выплаты «особому контингенту» ЦБ затратил уже 470 млрд сумов страховых денег. «Если ситуация не изменится, то на весь 2015 год нам придется затратить 3 триллиона сумов страховых денег на зарплату особому контингенту, а также сборщикам хлопка», - пишет Мустафаев.
Вся вина за такую недостачу, как обычно, возлагается чиновником на предприятия розничной торговли, частные фирмы и индивидуальных предпринимателей, которые, по мнению зампредседателя ЦБ, не сдают наличность в банки.
Если сумма причитающихся выплат за первый квартал 2015 года выросла на 22% по сравнению с таким же периодом 2014 года, то поступление наличности в банк выросло только на 8%. Предприятия розничной торговли «недосдали», т. е. не инкассировали в банки 3,2 трлн сумов по сравнению с ожиданиями ЦБ.
Из данного письма мы узнаем, что ЦБ спускает хозяйствующим субъектам собственный план по сдаче выручки в банк, в том числе и наличностью, однако этот план не выполняется. Так, в марте 2015 года такой план не выполнили 66 тысяч предприятий по всей республике, а 34 тысячи предприятий не смогли выполнить даже установленный однодневный минимум выручки, равный минимальной зарплате (120 тыс. сумов).
Если в 2012 году возврат наличности в банк равнялся 98,1%, то в текущем году он снизился до 92,8%, т. е. банки ежемесячно недосчитываются 160-170 млрд сумов.
Однако помимо частных фирм, недостаточно инкассирующих свою выручку, Мустафаев упоминает и следующие источники проблемы. «После того как 1 февраля 2013 года был введен новый механизм продажи иностранной валюты, резко снизилось поступление наличных сумов в банки: на 1,9 трлн сумов в 2013 году, на 1,7 трлн сумов в 2014 году, на 624 млрд сумов в первом квартале 2015 года», - пишет Мустафаев.
Не во благо пошла продажа на иностранную валюту и машин производства GM Uzbekistan на местном рынке: поступление наличности упало на 1,7 трлн сумов в 2013 году, на 1,2 трлн сумов в 2014-м, на 152 млрд сумов в первом квартале сего года. Таким же злом обернулась и продажа авиабилетов за инвалюту иностранными авиакомпаниями, а также продажа авиабилетов за инвалюту местной авиакомпанией «Узбекистон Хаво Йуллари» на самое востребованное направление – в Россию. Наличных сумов в банки стало поступать на 50 млрд меньше ежемесячно. В среднем, узбекские банки недополучили 3,9 трлн сумов в 2013-м, 4,1 трлн сумов в 2014-м, 950 млрд сумов в первом квартале с. г.
Ежемесячно, говорится в письме, узбекская экономика производит товаров народного потребления на 1,9 трлн сумов и оказывает услуги на 1,8 трлн сумов. Однако не вся наличность от продажи возвращается в банки. Среди злостных нарушителей Мустафаев приводит следующие фирмы: Хорезм Шахар, «Зарафшон», Brooklyn Lider Service, Big Universal Trade, Kelajak Futbol poydevori, Roison и пр.
Впрочем, «вредителями» являются не только представители коммерческого сектора. Виновато также и население, вовремя не оплачивающее коммунальные услуги: его долг перед ЖКХ на 1-е апреля 2015 года был равен 6,1 трлн сумов.
Описав такую неприглядную ситуацию, Улугбек Мустафаев просит премьер-министра страны Шавката Мирзиёева принять какие-либо меры, иначе положение не удастся выправить. Однако Мустафаев опасается, что увеличение наличности (видимо, имеется в виду эмиссия) приведет к инфляции сума и росту оборота «черного» рынка валюты и всей «теневой» экономики в целом.
К письму прилагается план мероприятий, который, по мнению зампреда ЦБ, может улучшить ситуацию. В нем речь идет в основном о необходимости повышения привлекательности банковских вкладов для населения, о повсеместной установке банкоматов и терминалов для обслуживания пластиковых карточек, развитии интернет-банкинга, усилении роли инкассаторских служб и пр.
Мустафаев также предлагает перевести оплату работников Минобороны, МВД, таможни и МЧС на схему 50%-ного перечисления зарплаты на пластиковую карточку. А тем, кто получает 100% зарплаты на карточку, предлагается снизить налог на доход.
Предлагается также выдавать потребительские кредиты на продажу ходовых товаров: автомобилей, аппаратуры. При этом рекомендуется усилить контроль над инкассацией. Однако, согласно предложению Мустафаева, поступающая наличность в первую очередь должна направляться на зарплаты «особого контингента».
Редакция «Ферганы» отмечает редкую журналистскую удачу коллег из радио «Озодлик». Дело в том, что подобные документы никогда не появляются в открытом доступе. Более того, никаких открытых данных об объеме наличного обращения сума, о доходах и расходах бюджета страны нет.
Данное письмо свидетельствует как о постоянно ухудшающемся состоянии денежно-кредитной политики Узбекистана, так и о тяжелой общей ситуации в экономике страны, по сути, стоящей либо на грани вынужденного запуска «печатного станка» наличных денег либо под угрозой бунта сотрудников силовых структур, которых тоже коснутся невыплаты зарплат.
Международное информационное агентство «Фергана»