Узбекистан: На рынке валютных операций пока все без изменений
Узбекистан - единственная страна бывшего СССР, где до сих пор существует «чёрный рынок» валюты. Расчеты в банковско-финансовой сфере проводятся здесь и по двум другим «официальным» курсам - биржевому и курсу Центробанка. Свободной конвертации валюты тут не было никогда.
Практика применения новых правил оборота валюты, введенных в Узбекистане с 1 февраля 2013 года, пока не совсем прозрачна и не отработана. Не совсем понятно, будет ли обмен наличных иностранных денег в стране запрещен полностью. Много вопросов и о том, на каких именно условиях банки будут осуществлять безналичный обмен и будет ли он осуществляться без ограничений.
Редакция «Ферганы» попросила своих корреспондентов пройтись по базарам и банкам Ташкента, чтобы попытаться прояснить фактическую картину. А экономистов и экспертов - прокомментировать ситуацию.
«Утром 5 февраля все валютчики на базарах Ташкента сидели в ожидании: сумов ни у кого не было, - сообщает источник «Ферганы». - Моему знакомому нужно было обменять 200 долларов, для чего пришлось объехать три базара, где он обычно меняет деньги. С горем пополам он обменял 100 долларов по курсу 1:2600. К обеду ситуация стала улучшаться, но все равно чувствовалась нехватка сумов. При этом курс уже был 2700. Ходили слухи, что доллар будет 3500, но пока он наоборот падает».
«Когда я пришел в один из филиалов Национального Банка Узбекистана и попросил продать мне доллары по безналичному расчету, сотрудник учреждения почему-то потребовал у меня билет на самолет. Когда я ответил, что в Центробанке мне ничего про билет не сказали, он с неохотой признал, что «в принципе это не важно». Однако передо мной еще двое мужчин покупали валюту, и они сказали, что без предъявления билета с ними даже не разговаривали».
По ходу расследования, проводимого «Ферганой», выясняется, что банковские услуги довольно дороги. Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Нацбанка Узбекистана, стоимость выпуска международной пластиковой карточки Visa Classic для физического лица – 10$, однако взнос, сделанный клиентом, должен составлять не менее 200$, а неснижаемый остаток на карте – 100 долларов (при этом ни слова не сказано о годовой стоимости обслуживания карт). По мнению экспертов, эти цифры свидетельствуют о чрезвычайной неразвитости банковской сферы Узбекистана. К примеру, выпуск международной пластиковой карты в Сбербанке России осуществляется бесплатно, никаких требований по взносу или остатку нет, а стоимость банковского обслуживания за год составляет 10-15 долларов.
«Если открыть счет, получить карту и купить валюту еще и будет возможно, то снять с карты деньги на территории республики станет весьма проблематично, - считает экономист-аналитик, живущий в Ташкенте и пожелавший остаться анонимным. - Хотя это и противоречит действующему законодательству. Как известно, ранее Центральный банк устанавливал лимит, согласно которому одному гражданину можно было приобретать лишь две тысячи долларов раз в три месяца. Сегодня лимит на покупку безналичной валюты пока неизвестен, но он наверняка будет установлен. Кроме того банки будут наживаться на открытии карт, снимать проценты за ведение счета, за обналичивание в стране и за рубежом. Возникнут «технические проблемы»: блокировка карты, «неисправность в системе» - и, соответственно, будут трудности с обналичиванием за рубежом».
Узбекский политик и бизнесмен Нигара Хидоятова считает нововведение от 1 февраля «очередной коррупционной схемой бизнеса для определенных лиц». «Начиная с 1994 года, то есть с момента обретения собственной валюты, в Узбекистане постоянно вводились подобные постановления «об урегулировании в целях совершенствования» и так далее. На самом деле в условиях малой ликвидности валютного рынка все валютные операции стали объектом наживы определенных лиц и всех, кто с ними связан. Коррупционная страта этого аспекта очень велика - от банкиров до работников президентского аппарата.
Более того, зачисление иностранной валюты гражданами Узбекистана на VISA International и MasterCard в размере 5000 долларов и выше автоматически делает любого гражданина объектом пристального внимания соответствующего подразделения Генеральной прокуратуры, которому поручено усилить борьбу с незаконными доходами, полученными от террористической деятельности, торговли наркотиками и прочими неблаговидными занятиями...» (из комментариев читателей)
В то время это была солидная сумма в пять тысяч долларов, но выгода, которую имела компания, приобретавшая патент, могла только за один контракт сделать ее миллионером. В это время в Узбекистане расцвели такие фирмы, как «Демир» и многие другие турецкие компании. Они завозили в Республику все - от памперсов до печенья. Но очень быстро стало понятно, что товары вовсе можно и не завозить: просто сдаешь сумы в банк (тогда курс был один к трем), а уже за границей получаешь сумму с прибылью в 300 процентов. То есть под одни и те же документы «гонялись» огромные суммы! В этом бизнесе были завязаны как банкиры, так и налоговики, и таможенники...»
«Уже через год стало понятно, что подобная система банкротит страну, и конвертацию закрыли, а купленные патенты стали просто бумагой, - продолжает Нигара Хидоятова. - Вышло другое постановление, по которому контроль за валютными контрактами был возложен на Министерство внешне-экономических связей (МВЭС). Там было создано специальное управление по регистрации валютных контрактов. Были опять-таки установлены определенные квоты, которые нужно выкладывать за регистрацию контракта, но там суммы были уже совсем другие и не всем бизнесменам это было под силу. Круг участников внешнеэкономической деятельности сузился, но такие государственные монстры как «Узбексавдо» (государственная акционерная компания, занимающаяся экспортно-импортными поставками продуктов питания. - прим. ред) имели привилегированное право, и все, кто с ними был связан, наживались тогда по-страшному. Основными позициями были масло, мука и остальные продукты первой необходимости. И эта деятельность тоже закончилась примерно в 2000 году, когда банкам передали право работать с клиентами по валютным контрактам напрямую. Но при наличии в стране трех курсов иностранной валюты — черного, биржевого и курса Центробанка - это привело к тому,что фирмы, привозящие товары, годами копили на своих счетах огромные суммы в национальной валюте, и узбекские сумы из-за гиперинфляции обесценивались».
Новые правила оборота валюты не послужат экономическому росту и развитию предпринимательства. Они на руку только тем, кто работает в системе государственной экономики и безопасности, а по сути грабит страну. «Ведение такого рода государственного «бизнеса» требует хорошо отлаженной системы круговой поруки банкиров, таможенников, налоговиков, сотрудников прокуратуры, а также Службы национальной безопасности и органов внутренних дел по борьбе с коррупцией и нарушением валютных операций, - заявляет госпожа Хидоятова. - Данное нововведение - это еще одна схема наживы и обогащения для определенного круга лиц, за что они и выказывают свою лояльность существующему режиму», - считает политик.
«Фергана» просит читателей, которым повезло тем или иным образом купить или продать валюту в Ташкенте, поделиться с нами своим опытом. Прокомментировать статью можно здесь.
Международное информационное агентство «Фергана»