«Экология волнует нас больше». Русские - о национальном вопросе в Восточном Казахстане
На фото - скульптура, установленная возле первого в Казахстане Дома Дружбы народов. Усть-Каменогорск
Репортаж специального корреспондента портала «Медуза» Ильи Азара «Усть-Каменогорская народная республика: Ждут ли русские в Казахстане «вежливых людей» вызвал бурную и неоднозначную реакцию в республике, его активно обсуждали в соцсетях и СМИ. Статью Азара многие восприняли как провокацию, а некоторые герои репортажа, чьи слова журналист процитировал, выступили с резким совместным заявлением, в котором назвали материал «иностранной попыткой разжечь межнациональную рознь, столкнуть русских и казахов», а самого Азара - «приезжим доброхотом».
В репортаже со слов нескольких русских жителей Усть-Каменогорска описывались проблемы русскоязычного населения в Восточном Казахстане, однако ситуация «по всем пунктам» сравнивалась с положением русских в Восточной Украине до событий в Луганске и Донецке. Основной интерес к Усть-Каменогорску был вызван именно этим: возможно ли повторение Донбасса в Казахстане, есть ли к этому предпосылки и насколько сильны в Усть-Камане сепаратистские настроения? «Местные русские активно обсуждают Донбасс и поддерживают Путина в его политике по украинскому вопросу», - пишет Азар. Возмущенные герои репортажа в гневной отповеди журналисту ответили: «Мы живем в согласии и единстве, и если есть у нас проблемы, то это наши внутренние семейные проблемы, и мы сами их решим. Никогда не было на нашей земле конфликтов на межэтнической почве. И не будет. Потому что нет для этого никаких причин».
Интересно, что в тексте Азара люди, подписавшие письмо, говорили так: «На Украине на протяжении 23 лет независимости «воспитывали ненависть к России и русским» (что в итоге привело к войне на Донбассе), а в Казахстане делается то же самое, но «потихонечку» (Олег Масленников, председатель русской общины Рудного Алтая). «Нас, по выражению Путина, как картошку им (видимо, казахам - «Фергана») передали» (Олег Навозов, руководитель филиала ОО «Республиканское славянское движение «Лад» в ВКО). «Идет медленный тактичный геноцид, уехало уже до пяти миллионов, и сейчас уже четвертая волна пошла — едут к детям, внукам» (Олег Масленников, руководитель ВКФ «Русская община Казахстана»).
Илья Азар, комментируя это письмо интернет-журналу Vласть.kz, заметил: «Не знаю наверняка, что побудило руководителей славянских организаций Усть-Каменогорска выступить с подобным заявлением, но полагаю, что на них надавили. Я же их за язык не тянул, а просто спросил, есть ли у русских в Восточном Казахстане какие-то проблемы, а потом процитировал ответы, снабдив их комментариями других местных русских, которые утверждают, что все у них в Усть-Каменогорске отлично».
Сразу же после выхода статьи Азара портал «Медуза» был заблокирован в Казахстане.
Действительно ли статья попала в болевую точку, и сам разговор о проблеме сепаратизма и межнациональных отношений может спровоцировать серьезные конфликты - или власти Казахстана перестраховались, следуя многолетней привычке и традиции? Кирилл Павлов, корреспондент ИА Total.kz, член Альянса блогеров Казахстана, посетил Восточно-Казахстанскую область, чтобы оценить обстановку в регионе.
Вероятно, многие из возмущенных читателей не полностью ознакомились со статьей Азара, прочитали ее «по диагонали» или же вовсе увидели только заголовок и принялись рассуждать о создании «Усть-Каменогорской народной республики», но стоит отметить, что это словосочетание нигде, кроме заголовка, больше не встречалось. Среди местных жителей, с которыми удалось пообщаться, никто о создании подобной республики или желании ВКО отделиться от Казахстана не слышал.
Из аэропорта в город меня вез русский таксист, на зеркале лобового стекла его машины висит георгиевская лента. На вопрос «зачем повесил?» таксист затруднился с ответом: «Висит да и висит, я уже и не помню, откуда она у меня. Кто-то когда-то подарил. Красиво же», - мнется таксист.
«А смысл ленты знаете?»
«Какой у ленты может быть смысл?» - отвечает вопросом на вопрос таксист.
(Возможно, из-за отсутствия высшего образования, а может, лукавя, но водитель говорит, что и значение слова «сепаратизм» ему неизвестно.)
Следующий, с кем удалось встретиться, – один из известных местных блогеров Ринат Халиков. Ринат родился и вырос в Усть-Каменогорске, по национальности татарин, любит свой город и не собирается никуда уезжать: «Я не понимаю, как можно быть за казахов или за русских. Мне это чуждо. Я за мир в Казахстане. Да, проблемы возникают, как, собственно, и у всех. Но это обычная «бытовуха». Казах может подраться с русским, татарин с белорусом, но в этом нет никакого национального вопроса. Просто люди живут рядом, и у них случаются обычные бытовые конфликты, как это бывает в любой стране. В целом-то все живут дружно, и русский язык у нас знает больше людей, чем казахский».
Рядом с акиматом (администрацией) области и зданием УВД находится местный «зеленый базар». Продавцы на базаре в основном азиаты, но говорят преимущественно на русском.
«Тате, мынау шулык канша турады?» (Тетя, сколько стоят эти носки?) - спрашиваю у продавщицы стоимость носков, чем вызываю удивление (сказывается славянская внешность).
«Екi жуз елу тенге (250 тенге), хорошие, хэбэшные. Берите», - на смеси двух языков отвечает женщина.
Замечаю троих парней в спортивных костюмах с характерной (вызывающей, вразвалочку) походкой. Один из ребят крутит в руках четки-перекидки. Как будто из девяностых. Парни ходят по базару, периодически останавливаются, разговаривают с продавцами.
Ребята хоть и казахи, но говорят на чистейшем русском. Случаев конфликтов на национальной почве не помнят.
«Да мы сами разберемся с тем, кому захочется из-за языка или нации конфликта. Мы выросли с русскими, можно сказать, из одной тарелки ели. Проблем никаких нет и быть не может», - говорит старший в компании.
Похожее мнение высказывают и официанты, и продавцы в магазинах, и хозяйка кафе в гостинице, и администратор ресторана, и водители - обычные люди, которых удалось встретить на улице. Многие ставят в пример религиозные праздники, когда на Пасху русские угощают соседей-казахов куличами, а на Ораза-айт казахи зовут в гости русских соседей.
«Вполне вероятно, что если бы во времена становления советской власти в Казахстане была полная демократия, то народ, привыкший кочевать и заниматься животноводством, никогда бы не согласился переквалифицироваться на освоение целинных земель и развитие растениеводства. Сегодня же Казахстан занимает третье место в СНГ по экспорту зерновых культур», - высказал свое соображение один из русских посетителей рынка пенсионного возраста.
Сержант полиции, следивший за соблюдением ПДД возле рынка, нехотя сообщил, что в их батальоне из 340 человек - 45 русские.
Проблем с трудоустройством у русских в Усть-Каменогорске не возникает, однако есть своя специфика.
(Из репортажа И.Азара)
По данным агентства по госслужбе, на начало прошлого года в областном акимате работало 77% казахов.
«Мы на заводе работаем, и зачем нам на госслужбу? У меня зарплата 100 тысяч, минимум у нас 80 получают. Есть и те, кто по 150 тысяч зарабатывают», - говорит местный житель, молодой парень, отказавшийся представиться.
«У нас есть два предприятия – «Ульбинский металлургический завод» и «Бипэк-Авто», где казахов работает совсем немного», - комментирует ситуацию Ринат Халиков.
На АО «УМЗ», входящем в состав национальной компании «Казатомпром», среднегодовая численность сотрудников колеблется около цифры в 6000 человек.
«Бипэк-Авто» открывает расширенное производство автомобилей, ориентированное на российский рынок, и, как говорит Ербол Нургалиев, обеспечит 2.000 новых рабочих мест.
«Вопрос «Дают или не дают русским работать на госслужбе?» в корне неправильный. Объявление размещается на русском и на казахском языках. На первом этапе проверяют диплом. Если требуется экономист и твоя специальность соответствует, то проходишь на второй этап - это экзамен на знание законодательства. Там восемь законов: Закон «О коррупции», Конституция РК и другие. Экзамена по казахскому языку нет.
Если эти экзамены сдал и документы соответствуют, то идешь на заключительное собеседование. Экзамены только на знание законов, и их можно сдавать как на казахском, так и на русском – на твой выбор», - рассказывает о приеме на госслужбу руководитель восточно-казахстанского секретариата Ассамблеи народа Казахстана Еркимбек Аязбаев.
Есть и те, кто выразил явное недовольство и считает, что в Усть-Каменогорске происходит ущемление русского языка, – это представители местных славянских объединений «ЛАД» и «Русская община Рудного Алтая». Но они же после выхода репортажа Ильи Азара назвали его политическим провокатором и литературным мошенником.
«Репортаж ваш заказной и носит провокационный характер. Цель его – вбить клин в союзнические отношения Казахстана и России, сорвать введение в действие Договора о Евразийском союзе, поссорить казахов и русских», - говорится в обращении лидеров славянских общин к администрации сайта meduza.io.
В беседе господа Навозов, Масленников и Платохин рассказали, что именно их беспокоит в плане ущемления русского языка в Казахстане.
«Цель наших славянских организаций, чтобы русский язык был, и нас как коренных жителей беспокоят массовые переименования. И я, и мой отец, и мой дед родились здесь, мы тут живем уже несколько поколений. Исторические названия переименовываются без согласия жителей, просто так – взяли и переименовали. Закон «Об ономастике» у нас не соблюдается. Русский язык сокращается в школах, литературу сократили, а русской истории вообще не учат детей. Вот мы и говорим об этом везде и открыто, годами говорим, а не прячемся где-то», - наперебой жалуются представители славянских объединений.
«Ладовцам» же не понравился и дизайн служебного удостоверения журналиста Total.kz.
«Только на казахском надписи. Это непорядок», - возмутился Олег Навозов.
Олег Масленников поделился ксерокопией страницы из учебника по истории Казахстана за 10 класс (автор С. Жолдасбаев, издательство «Мектеп», 2010 г.), которая его особенно возмутила:
«Ослабление и раздробленность казахского государства в начале XVIII в. привели к вхождению Казахстана в состав Российской империи. Историческая действительность свидетельствует, что российское правительство проводило в Казахстане такую же колониальную политику, как и западные государства в других частях земли. Процесс насильственного включения казахских земель в состав Российской империи занял свыше ста лет и завершился в 60-годах XIX в. Реформы царской власти никогда не соответствовали внутренним потребностям казахского общества, не отвечали интересам казахского народа, привели его к кризису».
Представители администрации области заверили, что данный текст им известен, и уже направлен запрос в Министерство образования и науки РК с просьбой разобраться в формулировке.
«Мы довольно часто встречаемся с «Ладом», бывает, что еженедельно, обсуждаем проблемы и стараемся их решать. С учебником, я думаю, решим вопрос в ближайшее время», - говорит Е. Нургалиев.
Вопросы миграции в акимате ВКО не считают проблемой, поскольку это привычно для приграничных районов, а Усть-Каменогорский регион граничит не только с Российской Федерацией, но и Китаем.
Соотношение приехавших и уехавших практически равно, и численность жителей региона стабильна.
Единственная государственная организация, в которой не удалось получить комментарий и узнать, в частности, о проблемах региона в разрезе преступлений на национальной почве – это местное УВД.
Пресс-секретарь отказался отвечать на вопросы, сославшись на уровень собственной компетенции, а местное полицейское начальство было увлечено планерками, несмотря на то, что это был понедельник, а президент страны недавно настоятельно просил сократить количество совещаний. И если и проводить их, то только по вторникам.
Местные жители больше переживают из-за экологии и выбросов заводов, чем из-за отсутствия надписей на русском языке.
В Усть-Каменогорске легко можно нарваться на штраф за брошенный мимо урны окурок или переход дороги в неположенном месте (что редкость для большинства других городов Казахстана).
За порядком в городе постоянно следят бригады коммунальщиков, круглосуточно убирающих улицы. Говорят, эта традиция сложилась еще в 80-е годы прошлого века.
Кирилл Павлов, участник Альянса блогеров Казахстана, журналист Total.kz
Международное информационное агентство «Фергана»