Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Арал мертв. Да здравствует Арал?

Узбекистан: Арал мертв. Да здравствует Арал?

В Ургенче прошла международная конференция «Развитие сотрудничества в регионе Аральского моря по смягчению последствий экологической катастрофы». Президент Узбекистана Ислам Каримов не приехал на нее, а ограничился посланием участникам, в котором сокрушался об экологической катастрофе, призывал бороться, объяснял, что нужна помощь международных доноров, а вообще-то делается немало. Послание выслушали, фанфары протрубили, представители мировой общественности страдальчески повздыхали, банкиры дали кредиты. Мы попросили нашего корреспондента в Узбекистане прочесть послание президента и прокомментировать его.

Президент предостерег на расстоянии

Двояко пришлось оценивать эту конференцию, что прошла 28-29 октября в Ургенче, областном центре Хорезмской области. Край древний, самобытный. Экологическая катастрофа в Приаралье «заретушировала» в медийном пространстве образы памятников древнего зодчества.

Власть с удовольствием использует штампы, в зависимости от целесообразности. Если надо поразить иноземцев великолепием, то приглашают «совершить поездку в наш солнечный и гостеприимный край». При необходимости суровый чиновник патетически скажет о проблемах, связанных с «экологической катастрофой Аральского моря и вызванными этой трагедией тяжелейшими последствиями для генофонда и здоровья населения, условий и качества его жизни, растительного и животного мира Приаралья». Последний пассаж - из приветствия президента Ислама Каримова к участникам конференции.

Сам президент в Хорезм не приехал. Народ с нетерпением ждал его, ведь «Каримов приедет с Путиным!». Уверен, что Владимира Владимировича вообще не интересует Арал, других забот - море. А насколько искренен Ислам Абдуганиевич в своей тревоге за судьбы народные? Насколько трогают его «жестокие реалии, с которыми ежедневно сталкиваются жители прилегающих регионов Узбекистана, Казахстана и Туркменистана»?

Перед этим был визит в Ашхабад. Понятно, узбекский лидер встревожен хилостью туркменско-афганской границы перед угрозой прорыва талибов, с вероятной перспективой приближения к Узбекистану. Но непонятно, почему президент не удостоил своим участием международную конференцию, раз уж он является председателем Международного фонда спасения Арала? Уже не повергают в шок масштабы «разразившейся в Приаралье гуманитарной катастрофы"? Ах, не саммит же...


Подготовка к посадке саксаула на дне Арала. Фото AHRCA Uzmedia

«Пустили Рустама на море!»

Не приехал и премьер-министр Шавкат Мирзиёёв, зато из Ташкента делегировали заместителя премьера Рустама Азимова, хорошо известного куратора кредитно-финансовых потоков. Этот факт наш ташкентский эксперт прокомментировал саркастической фразой: «Пустили Рустама на море!» По его уверению, «сейчас важны любые валютные поступления, так или иначе связанные с экономическим развитием страны. Очень легко закрыть дыры, да еще и поиметь с этого».

И точно: узбекские СМИ сообщили, что «Всемирный банк и правительство Узбекистана подписали два кредитных соглашения на общую сумму 411 млн долларов для реализации проектов в ирригации и агросекторе...».

Ситуация напомнила смешную байку: в Каракалпакстане зарубежным гостям чай подают, сыпанув соли. Это чтоб прочувствовали беду аральскую и подали (гранты, гумпомощь) Аллаха ради.

Еще как подают. Азимов заявил СМИ, что «по итогам конференции Международный фонд спасения Арала (МФСА), правительство Узбекистана, узбекские госструктуры и ряд международных организаций подписали порядка 30 различных документов, направленных на борьбу с последствиями аральской трагедии. Из них 1,9 миллиарда долларов — это льготные кредиты, около 1 миллиарда долларов — гранты и средства технического содействия».

10-15 процентов — откат, 30-40 процентов — оплата труда иностранных специалистов, еще туда-сюда. Кое-что для «спасения» Арала останется. Выйдет в свет книга «Дьявол и высыхающее море-2»...

«Спасение» - от лукавого

Муйнак - своеобразный бренд беды узбекского Приаралья. Унылый поселок, где население мало осведомлено о колоссальных масштабах международной помощи. На местном базарчике одни и те же лица, непреходящая тоска в глазах. Узбекских газет с позитивными лозунгами здесь не читают, абориген Муйнака Саша сказал журналисту: «Жить хреново, но больше негде». Разговор состоялся три года назад. Время прошло, ничего не изменилось.


На улице Муйнака. Фото AHRCA Uzmedia

В своем приветствии президент заявил: «За прошедший период МФСА реализовал две программы общей стоимостью более 2 миллиардов долларов по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря, поддержанные международным донорским сообществом». На 2013 год даже был утвержден план финансирования проектов и мероприятий в Приаралье на общую сумму, эквивалентную 1,3 млрд. долларов США.

О самом море речь вообще не идет. И заклинания узбекского правительства о «спасении» Арала - от лукавого. В Узбекистане море умерло. Но пока остались лужицы, можно продолжать бить тревогу в ожидании грантов и кредитов. Устраивать страстные пляски на трупе при свете газовых факелов вышек, стоящих на дне. Еще можно порассуждать о выращивании моркови в новой пустыне Аралкум, на солончаках в метр толщиной. Здравый смысл протестует против этого! Покажите морковь, пожалуйста!

Сенатор верхней палаты Олий Мажлиса (парламента), председатель президиума Каракалпакского отделения Академии наук Нагмет Аимбетов вдобавок поведал миру о добытой на экспорт 51 тонне яиц планктона - артемии. Ура - «сезонной работой обеспечиваются несколько десятков муйнакцев»! Саша, если не уехал, все так же продолжает покупать деликатесы: завозную картошку, лук, крупы. Сидеть без работы, браконьерствовать, пить горькую-сладкую...

Бодрость никчемных рапортов

Президент обращается к участникам конференции: «Думаю, все согласятся с тем, что мы не имеем права дать зародиться у живущих здесь людей чувству безысходности, и наш долг – создать им все возможности для достойного проживания, развития собственного бизнеса, обеспечить новыми рабочими местами и источниками доходов».

Но еще до Каримова узбекские ученые бодро отрапортовали о прорыве в борьбе с опустыниванием и безработицей. Два года назад навязчивой идеей было выращивание сорго. Тогда Комитет Законодательной палаты Олий Мажлиса по аграрным и водохозяйственным вопросам с одобрением отнесся к потенциалу выращивания сорго. Еще одно ура - «Сорт «Узбекистан-18» содержит в соке до 18 процентов общих сахаров и по этому показателю заметно превосходит сахарную свеклу и сахарный тростник»!

Всем хорош злак — выдержит аномальную жару и безводье. Плюс новые рабочие места по цепочке выращивание - транспортировка - производство - продажа. Но... Звонок в Нукус местному жителю, он - ни сном ни духом об этом о сахарном ноу-хау. Провальными оказались проекты по выращиванию проса в промышленных масштабах, безуспешная попытка выращивания индиго стала крахом научной мысли. Два имеющихся сахарных завода в Узбекистане продолжают перерабатывать сахарный тростник, а из сорго делать веники...


Амударья возле Нукуса. Фото ИА «Фергана.Ру»

Разбавленные водой программы

О результативности программ по Аралу можно ознакомиться здесь. Обилие радостных цифр, но много из запланированного государство могло бы сделать и само, минусуя гранты и кредиты.

«...представляется очевидным, что без существенной помощи Организации Объединенных Наций, других международных организаций и государств - партнеров по развитию решить эту, по сути дела, общепланетарную проблему невозможно» (из обращения президента).

Что может сделать государство без помощи извне, чтобы уменьшить бремя аральских тягот? Ответ прост: необходимо использовать воду по-настоящему бережно. В том же Ургенче центр засадили газонами. Надеюсь, участники конференции понимали, что все это надо обильно поливать, иначе засохнет. С прямой подачи президента Каримова в Ургенче теперь есть места, пародийно напоминающие немецкий городской ландшафт. Пусть в домах нет воды для жителей, но елки должны расти...


Полив елки в центре Ургенча. Фото AHRCA Uzmedia

Ладно, поливка газонов — мелочь в сравнении с тысячекилометровыми оросительными и коллекторно-дренажными сетями, высасывающими воду из Амударьи. Вот как обстоят дела с экономией воды в хлопководстве Приаральского региона, развитие которого за последние 50 лет и привело к катастрофе? Да никак. Сколько сможет урвать фермер влаги для полива хлопчатника и риса, столько и урвет. Не случайно узбекские (и туркменские) власти стараются обходить вопросы сбережения воды. Любые инновации будут незамедлительно похоронены под административным давлением. Наука перед узбекским бюрократом советского разлива бессильна. Оттого широко не применяются способы научно обоснованной и, главное, эффективной обработки почвы. Властям нужен результат немедленно, и поэтому земля эксплуатируется варварски.

Сотрудник ZEF UNESCO Khorezm Project как-то дипломатично сказал журналисту «Ферганы.Ру»: «Мы готовим рекомендации местным органам власти по результатам исследований, но не можем повлиять на внедрение технологий водосбережения и почвообработки». Как стало понятно в разговорах с экспертами, заменить хлопок в Приралье другой культурой можно, но сначала надо «сейчас вынудить власти экономить воду».

«Сами мы не местные»?..

Президент утверждает: «Первое – сохранение сложившегося на сегодняшний день хрупкого экологического баланса Приаралья, борьба с опустыниванием, совершенствование системы управления, экономного и рационального использования водных ресурсов». Что для этого сделал узбекский партнер МФСА? Практически ничего. Между тем, узбекистанский ученый Геральд Перевозчиков открыто заявил: «...при оценке причин усыхания Аральского моря исследователи сокращение объема поступления речных вод в котловину связывают с чрезмерным забором воды на орошение сельхозугодий (70%) и уменьшением стока речных вод в связи планетарным изменением климата(30%)». Даже если Ислам Каримов живет на планете Узбекистан (изображение на площади Мустаккилик в Ташкенте), он точно знает, что происходит в подвластном ему государстве.

Ой как правы таджикские и киргизские власти, обвиняя Узбекистан в растранжиривании воды. Ислам Каримов, грозя бедами соседям по региону, лучше бы обратил внимание на казахстанский Малый Арал. Кокаральская плотина спасла часть Арала, тем самым Казахстан выполнил все обязательства перед партнерами МФСА. Думается, что представители Казахстана просто сидят на всяких международных толковищах, не заморачивая головы сильной жаждой взаимодействия. Узбекскому академику Зиновию Новицкому, участнику конференции, остается лишь уповать на создание общей с Казахстаном системы лесопосадок на дне умершего Арала...

Ташкентский эксперт заметил: «Конечно, условия водостока Амударьи и Сырдарьи отличаются. Но мы решили добить Арал, начав развивать дельту реки еще в конце 90-х. Мы слепо поверили в креатив Токийской конференции по послевоенному обустройству Афганистана (январь 2002 г.), заключающийся в скорейшей ликвидации Арала. Казахи пошли другим путем, и все у них стало путем!»

И если уж продолжать гневаться, то на строительство Туркменского озера, вода в которое при всех раскладах попадает из Амударьи, выше по течению перед узбекским Приаральем. Но Каримов ни разу не попрекнул Турменбаши и Аркадага «водным» шантажом: туркмены легко могут перекрыть воду в узбекские Хорезм и Каракалпакстан с населением свыше 3 миллионов человек. При этом соседи заблаговременно построили Ташаузский канал, огибающий Хорезм.

«Страны региона не располагают достаточными собственными средствами и материально-техническими возможностями для преодоления экологических, социально-экономических и гуманитарных последствий Аральской катастрофы, их воздействия на окружающую среду и жизнедеятельность проживающих здесь людей» (из послания Каримова).

Да что вы говорите, Ислам Абдуганиевич! Государство за один год потратило миллиард долларов на строительство Дворца форумов в Ташкенте, вырубив при этом сквер. За эти деньги не одну сотню тысяч гектаров можно было бы озеленить. А прибавить к этой сумме вложенные в экономику других стран деньги отечественных коррупционеров.

Саша из Муйнака на прощание попытался продать мне сушеного судака из холодильника. Пришлось купить за разговор. Через десяток километров поездки в душном авто рыба стала некрасиво пахнуть, на ней появилось нечто белое. На волю вылезли гады. Обдурил Саша, но как мужественно разговаривал...

Набрать пакет международной помощи под веселую музыку на похоронах Арала — дело очень даже хитрое. Нехитрое дело — украсть, проесть и снова попросить, когда соленый ветер развеет купюры. А у доноров и кредиторов планида одна — понять и простить, и снова дать...

Международное информационное агентство «Фергана»