Узбекистан: Если батареи ледяные, зачем платить за отопление?
Все больше людей в Ташкенте, недополучая в отопительный сезон тепло или по вине недобросовестных коммунальщиков лишаясь его вовсе, отказываются от услуг государственного монополиста «Таштеплоэнерго», а затем демонтируют в своих квартирах батареи. Просто прекратить платить за отопление, раз в квартире холодные трубы, граждане не могут, - это чревато судебными исками со стороны поставщика. Монополист, в свою очередь, расставаться с деньгами потребителей не хочет…
Кто виноват?
Показательна в этом отношении история жителя Ташкента Валентина Ерохина, строителя, проживающего со своей семьей в трехкомнатной квартире на седьмом квартале Чиланзарского района столицы. Его дом №45-б был построен в 1972 году. Примерно 20 лет назад председателем Товарищества частных собственников жилья (ТЧСЖ, бывший ЖЭК) стал и до сих пор остается Бекпулат Атамурадов.
Он-то постепенно и довел дом до аварийного состояния. В частности, уже более 15 лет подвал дома на 20-40 сантиметров залит водой, что нарушает несущие способности фундамента. Коммуникации, находящиеся в подвале, не соответствуют техническим нормам, а ремонтные работы не проводятся, а если и проводятся, то частично и в минимальных объемах.
С жалобой на председателя ТЧСЖ Валентин Ерохин и его соседи неоднократно обращались в различные инстанции, включая Аппарат президента республики, Общество защиты прав потребителей, районную прокуратуру, районный хокимият (администрацию), СЭС, инспекцию по пожарной безопасности, да все без толку.
Дело в том, что в Узбекистане с некоторых пор многие руководители ТЧСЖ являются ставленниками районных хокимиятов, а потому «непотопляемы». Хотя, по правилам ТЧСЖ, этих председателей в ходе регулярно проводимых собраний должны выбирать сами жильцы из числа граждан, проживающих на их территории.
Подобное собрание жильцов за последние пять лет проводилось лишь однажды, а отчеты о других якобы проведенных собраниях, по предположению Ерохина, были сфальсифицированы.
Удержать любой ценой!
И вот 9 января этого года Ерохин, в квартире которого с 2011 года из четырех стояков отопления работают только два, обратился с заявлением на имя и.о.гендиректора УП ПО «Таштеплоэнерго» («Тошиссиккуввати») Абдунаби Нурмухамедова, в котором, указав на имеющиеся у него проблемы с отоплением и руководствуясь статьей 19 Закона о защите прав потребителей, попросил отключить систему отопления в его квартире.
Валентин Ерохин. Фото © «Фергана»
Уже 16 января Ерохин получил из «Таштеплоэнерго» ответ - по сути, обыкновенную отписку. В частности, в этом письме сказано, что «параметры теплоносителя, поступающие в тепловой узел жилого дома №45-б, достаточны для нормального функционирования теплоснабжения в полном объеме». И затем следует заверение, что ТЧСЖ дано предписание произвести замену стояков отопления в ряде квартир.
13 февраля Ерохин обратился в «Таштеплоэнерго» с повторным заявлением, в котором он попросил ответить ему по существу его просьбы об отказе от отопления, так как в предыдущем письме внятного ответа не получил.
И вновь сослался на статью 19 Закона о защите прав потребителей, суть которой сводится к тому, что потребитель вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор о выполнении работ и оказании услуги и потребовать возмещения убытков, если исполнитель своевременно не приступил к исполнению договора, либо предоставленная услуга не соответствует оговоренному в договоре качеству.
Через неделю Ерохин получил новый ответ из «Таштеплоэнерго», в котором сообщается, что «система отопления жилого дома выполнена как единая, сбалансированная по теплу инженерная конструкция, и отключение взаимозависимых элементов системы отопления в отдельных помещениях неизбежно приведет к тепловой и гидравлической разрегулировке системы теплоснабжения дома в целом.
Кроме того, со снятием отопительной нагрузки на отдельные помещения сокращается расход теплоносителя на здание в целом, т.е. ограничивается по теплу жилье, подключенное к другим стоякам отопительной системы».
Далее следует предупреждение о том, что самовольное вмешательство в работу отопительной системы, внесение в нее реконструктивных изменений без соответствующих проектных решений запрещено «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», зарегистрированными Министерством юстиции за №616 от 01.02.1999 года.
И вывод: «Учитывая вышеизложенное, демонтаж отопительных приборов запрещен».
Однако еще лет 15 назад непонятным решением ТЧСЖ в доме №45-б были демонтированы двухъярусные батареи на входе во все шесть подъездов.
- Получается, что я как потребитель, не получающий услугу, не имею права отказаться от отопления в собственной квартире, а ТЧСЖ допускает грубейшее нарушение, демонтирует отопительные системы внутри подъездов, и «Таштеплоэнерго» почему-то не хочет обязать товарищество их восстановить, - возмущается Ерохин.
Кроме того, «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», на которые в своем ответе Ерохину ссылается главный инженер «Таштеплоэнерго» Б.Ш.Курбанбеков, впоследствии ставший генеральным директором этой всесильной организации, еще в декабре 2012 года в соответствии с приказом министра юстиции, зарегистрированным за номером 616-1, были исключены из Государственного реестра. О чем руководству «Таштеплоэнерго» почему-то неизвестно.
Официальный ответ от «Таштеплоэнерго»: демонтаж запрещен. Фото © «Фергана»
В итоге Ерохин сейчас находится в некотором замешательстве, как быть дальше: продолжать борьбу с ТЧСЖ через суд либо в судебном порядке расторгнуть договор с «Таштеплоэнерго». Но продолжать платить за отопление, когда половина батарей в квартире ледяные, он не хочет.
Тем более что с 1 апреля ежемесячная стоимость отопления в Ташкенте составляет 787,95 сумов за квадратный метр жилой площади. Нетрудно подсчитать, что если отапливаемая площадь квартиры Ерохина составляет 37,88 метров, то в год он должен платить почти 360 тысяч сумов (около 120 долларов США по «базарному» курсу).
«Таштеплоэнерго», до свиданья?
Следует отметить, что случаи отказа от центрального отопления в многоквартирных домах в Ташкенте в пользу электрообогревательных приборов уже есть - с положительным результатом. Правда, это не означает, что на этом столкновения жильцов с «Таштеплоэнерго» закончились.
Например, еще в 2005 году от батарей в своей квартире №30, расположенной в доме 83 по улице Шота Руставели в Яккасарайском районе, отказалась пенсионерка Нина Таликина. Как и ее соседка из дома №81. Причина - полное отсутствие в их батареях тепла. Причем все это было сделано легально – с предварительным заявлением в «Таштеплоэнерго» и последующим составлением всех необходимых актов.
Однако очень скоро к женщинам зачастили сотрудники «Таштеплоэнерго» с требованиями оплатить задолженность за тепло, угрожали судом. После предъявления им бумаг о законном отсутствии батарей тепловики составляли акты об отсутствии задолженности и уходили. Подобные визиты продолжаются до сих пор.
В районный суд по гражданским делам Таликиной сходить все же пришлось – по иску о взыскании с нее 125 тысяч сумов долга. Это было буквально две недели назад. Когда она и там предъявила все документы о своей невиновности, судья только развел руками и отпустил ее с миром. Но пожилая женщина уверена, что на этом ее проблемы не закончились – ей еще придется общаться с тепловиками.
Точно так же она знает, что если надумает свою квартиру продать, то ей придется вернуть батареи в исходное состояние. Без справки из «Таштеплоэнерго» о том, что батареи восстановлены, ни один нотариус не подпишет договор о купле-продаже. Правда, пока продавать свое жилье она не собирается…
Сид Янышев
Международное информационное агентство «Фергана»