Узбекистан: В Андижане осудили членов религиозной группы «Шохидийлар», основанной местным пророком Хамидулло
На фото: Одна из мечетей в Андижане
В Андижанском областном суде почти три месяца продолжался судебный процесс над группой из 25-ти человек, обвиняемых в членстве в запрещенной религиозной организации, сообщает оппозиционный узбекский веб-сайт «Yangi Dunyo».
Подсудимые являлись членами исламской ортодоксальной организации «Шохидийлар». Судебный процесс начался в начале сентября 2010 года и завершился в конце ноября довольно драматично для большинства подсудимых: 19 из них были приговорены к лишению свободы на срок от 3-х до 9-ти лет, 6 получили условные сроки от 2-х до 6-ти лет.
По сообщению автора статьи, известного андижанского правозащитника Саиджахона Зайнабитдинова, процесс проходил в открытом режиме. Родственники в зал суда пропускались по предъявлению паспортов, ближе к завершению процесса паспорта даже перестали проверять. Соблюдались все процессуальные предписания. У каждого подсудимого был адвокат, у некоторых - адвокаты из Ташкента. На нескольких слушаниях присутствовали журналисты местных СМИ. Адвокаты проявляли повышенную состязательность. По их требованию процесс несколько раз откладывался ввиду неявки того или иного свидетеля.
9 подсудимых находились под арестом и доставлялись на суд под конвоем, 16 находились на воле и на суд являлись самостоятельно.
Никто из арестованных подсудимых, а также часть тех, что находились на свободе, не признал себя виновным. Они вели себя раскованно и активно защищались. Из этого можно сделать вывод, что в период следствия в их отношении не применялись недозволенные методы обращения.
В настоящее время достоверно не установлено, по каким конкретно статьям уголовного кодекса им были предъявлены обвинения. Точно известно, что по статье 159 («Посягательство на конституционный строй РУ») обвинения не выдвигались. Предположительно, подсудимые, в основном, обвинялись по статье 244-2 («Создание, руководство, участие в религиозных, экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях»).
Саиджахон Зайнабитдинов сообщает, что с первых же дней процесса, учитывая то обстоятельство, что присутствие на суде правозащитников судьи обычно расценивают как «внешнее давление», что чревато нежелательными последствиями для подсудимых, он предпочел вести мониторинг судебных слушаний на дистанции.
Из неофициальных источников ему удалось собрать неполную, но, на его взгляд, достаточную информацию для того, чтобы создать представление об этой ранее практически никому не известной религиозной организации. Впрочем, по словам Зайнабитдинова, ее нельзя назвать «неожиданно возникшей», поскольку ее история начинается в конце пятидесятых годов двадцатого века. По мнению властей, в настоящее время данная организация представляет угрозу общественной безопасности.
Правозащитник считает, что ранее об этой организации не было известно по той причине, что она относительно малочисленна и насчитывает примерно 30 активных и около 60 пассивных приверженцев. Вероятно, поэтому до последнего времени власти относились к ней достаточно терпимо.
Организация «Шохидийлар» (буквально «Свидетельствующие») является одним из ответвлений исламского течения «Дини маъруф» («Религия знаний»), зародившегося в Ташкенте в период хрущевской оттепели, в конце пятидесятых годов. Во время горбачевской перестройки деятельность этого течения в Ташкенте прервалась (предположительно) из-за перехода его приверженцев в более активные течения – «ваххабизм» и «Хизб ут-Тахрир». Вероятно, после этого созданное в начале восьмидесятых годов андижанское ответвление естественным образом превратилось в «головную» организацию.
Андижанскую организацию основал ныне покойный имам Хабибулло Каримов, который в течение долгого времени оставался ее неоспоримым лидером. Он, как и авторитетный богослов Абдували-кори Мирзаев («ваххабитский» имам центральной мечети г. Андижана, предположительно, похищенный узбекскими спецслужбами в 1995 году. – прим. ред.) был одним из учеников святого имама Хиндистони. Хабибулло Каримов самостоятельно перевел Коран на узбекский язык, он является автором книги «Куръондан маъруф» («Знания из Корана»). Подписывал он свои труды, по меньшей мере, довольно нескромно: «Наби Хамидулло», то есть «Пророк Хамидулло». Этот факт, как и некоторые принципы секты, касающиеся захоронения умерших (подробнее об этом - ниже), стали причиной отказа местного духовенства в его захоронении на узбекском кладбище месяц назад. Разрешение на похороны было получено родственниками «пророка» только после двухдневных молитв и публичных покаяний.
Последний год жизни Хабибулло Каримов, будучи парализованным, провел в постели. Вероятно, поэтому он не был привлечен к суду. Его брошюра «Курондан маъруф», объемом примерно в 200 страниц, официально издана не была, но несколько раз была перепечатана на офисном оборудовании. Во время болезни Х.Каримова и теперь, после его смерти, лидером (имамом) организации стал его брат, Насибулло Каримов. Он осужден на 9 лет в числе вышеупомянутых 19-ти человек.
Принципы членов секты «Шохидийлар» довольно парадоксальны, отмечает С.Зайнабитдинов. Они свидетельствуют о единстве Аллаха, признают пророка Мухаммеда, но не признают хадисы (устные предания о его высказываниях), а основываются только на Коране. «Шохидийлар» отвергают массовые обряды при похоронах и свадьбах. Например, на «жаноза намаз» (заупокойная молитва) перед захоронением они не созывают жителей близлежайших махаллей (именно это - вторая причина первоначального отказа в захоронении на узбекском кладбище Х.Каримова). Бракосочетание также проводится без гостей.
«Шохидийлар» также считают, что пятикратный намаз нужно читать только во время хаджа (паломничества). В другое время молиться пять раз в день не обязательно. Молятся и читают все суры и аяты они не на арабском, а на узбекском языке. У них нет категорического запрета на алкогольные напитки. По их мнению, можно пить, но нельзя быть пьяным, то есть надлежит знать меру.
Уразу (священный пост) они соблюдают не так, как все в Узбекистане. В течение месяца до уразы, в месяц уразы и месяц после уразы они соблюдают пост «хурум». Во время «хурума», по их мнению, можно питаться в любое время суток, как в обычное время, однако категорически нельзя употреблять мясомолочные продукты, включая мясо птицы, можно есть лишь рыбу. Также во время «хурума» прекращаются супружеские отношения.
Вступающий в организацию по рекомендации двух ее членов и при их свидетельстве, положив правою руку на белое сукно, дает клятву имаму:
1. Признавать только Аллаха, ни в чем никогда не усомниться в нем;
2. Не посягать на чужое (не воровать);
3. Не убивать безвинно человека;
4. Не развратничать;
5. Никого не оговаривать (не клеветать).
Ни вступительных, ни членских взносов платить не нужно.
«Шохидийлар» не вмешивались в политику, утверждает С.Зайнабитдинов. Амбициозных планов построения исламского государства не строили, агитационной деятельности с целью расширения организации не вели. Однако в своей семье и в своей среде они были, возможно, консервативны и бескомпромиссны. На такую мысль наводит случай насильственной смерти одного пожилого члена организации от рук его же сына за несоблюдение «хурума» (съел куриный окорочок) нынешним летом перед уразой.
Это трагичный случай, однако юриспруденция должна действовать объективно, пишет С.Зайнабитдинов, допуская, что, возможно, имелись и другие причины, приведшие к этой трагедии. Он отмечает, что по данному факту против виновного было возбуждено отдельное уголовное дело, и никто из «Шохидийлар» не был обвинен вместе с ним. Но отношение властей к сектантам резко изменилось именно после этого случая. На фоне постоянно идущих в Узбекистане судебных процессов по религиозным мотивам завершившийся суд над «Шохидийлар» выглядит преследованием за ортодоксальное видение религиозных канонов, считает правозащитник.
Отметим также, что «Фергане» удалось найти лишь одно-единственное упоминание данной мусульманской организации в Интернете. В марте 2008 года сайт узбекской службы BBC опубликовал интервью заместителя главы Духовного управления мусульман Узбекистана Абдулазиза Мансура, в котором он рассказывал о новоявленных нетрадиционных объединениях верующих. «В Ферганской долине появились и другие течения, например, в Андижане - «Шохидийлар». Они в качестве религиозного источника признают только Коран, даже хадисы не признают. Они не совершают намаз «жаноза». Если кто-нибудь из них умирает, то они его не обмывают, не обворачивают в саваны и, не читая молитву, в его же одежде и хоронят», - рассказывал шейх Абдулазиз Мансур.
Международное информационное агентство «Фергана»