На страницу о Фергане и ферганцах
Из истории строительства Нового Маргелана


Карта-план Нового Маргилана "У истоков современного градостроительства Узбекистана", В.Нильсен, Ташкент, Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1988, ISBN 5-635-00009-6, Тираж 10 000 экз.

Новый Маргелан

В 1876 г. восстание, руководимое претендентом на Кокандский престол Пулатханом, закончилось ликвидацией Кокандского ханства и образованием Ферганской области, вошедшей в состав Туркестанского генерал-губернаторства.
В фондах Государственного исторического архива Узбекистана сохранилось собственноручное письмо командующего русским экспедиционным отрядом и первого военного губернатора вновь образованной области М. Д. Скобелева главному начальнику края Кауфману, в котором, среди различных сведений военного порядка, высказывались соображения об организации нового областного центра. Отмечая, что бывшая столица ханства Коканд - город большой, плотно застроенный и в то же время очень ветреный и пыльный, и что проведенные здесь лабораторные анализы воды и воздуха дали неблагоприятные результаты, предлагалось разместить новое крупное поселение в другом, более подходящем месте. Предположительно указывались для этой цели окрестности Ассаке или Маргелан. Очевидно, эти соображения были приняты во внимание, и вскоре началось строительство Нового Mapгелана, куда уже 27 апреля 1877 г. были официально переведены из Коканда областные учреждения. Коканд превратился в уездный город, постоянно имевший достаточно сильный гарнизон, чтобы обеспечить господство новой власти в этом очаге концентрации реакционных мусульманских и феодальных сил.
Новый город разместился на значительном расстоянии от старого Маргелана, выше по руслу речки Маргелан-сай, которая и была основным источником его водоснабжения. Новый Маргелан разместился на относительно свободных землях в окружении кишлаков Ок-арык, Шакир, Янги-сай, Биш-бала, Чим, Яр-мазар, Шура, но близкое соседство с этими кишлаками нисколько не повлияло на структуру города и его распланировку. Город был построен на той же планировочной структуре, что и другие новые города, возникшие на окраине старых и ранее завоеванных. Здесь принята та же веерная радиально-кольцевая система, что и в Самарканде. И если в непосредственной близости с Новым Маргеланом не было завоеванного города, учитывалось, что город строится во вновь завоеванной стране, и функции обороны были основным градоформирующим условием. Так же, как в других городах, центром планировочной структуры города была крепость, от которой веером расходились улицы.
Крепость находилась на южной окраине, на самом возвышенном месте, и от города была отделена широкой эспланадой. Обнесенная крепостными стенами, она имела в плане форму неправильного пятигранника с пятью выносными бастионами. Причем, три бастиона находились на юго-востоке крепости и были направлены в сторону подходящих дорог, и два бастиона располагались на северо-западной стороне, беря под защиту своей артиллерией находящийся здесь город.
По направлению к этим бастионам были разбиты основные радиальные проспекты. Правильность радиально-кольцевой планировки несколько нарушал проходивший почти через весь город Маргелан-сай. Но в то же время это способствовало обильному озеленению поймы реки. На север от цитадели, на краю города возникла дача военного губернатора, а затем, вниз по саю, длинной узкой полосой разместился городской сад общественного пользования. Кинотеатр Новая Эра. Снесен в 1996
Новый Маргелан, безусловно, имел все недостатки, присущие другим городам Средней Азии. В нем до революции не было водопровода и канализации. На первых порах были недостаточно благоустроены улицы. Только в 1909 г. городская хозяйственная управа приняла решение о засыпке шагалом основных улиц и базаров города, а до этого времени на основной территории города не было улиц с твердым покрытием.
На облик города влияло и то, что он был расположен в стороне от основной железной дороги и не стал центром торговой и промышленной деятельности, уступив эту роль Коканду. Небольшая железнодорожная ветка, подходившая к окраине города от станции Горчаково, заканчивалась только станционными и складскими помещениями.
В городе не было развитой капиталистической промышленности, а следовательно, и сопутствующих ей рабочих окраин. Предприятия, которые уже действовали (пивоваренный завод, грен-завод и др.), были невелики и абсолютно не влияли на характер застройки города.
Новый Маргелан был военно-административным центром области. Военный характер города подчеркивался не только крепостью и подчиненной ей системой распланировки, но и наличием военных частей и учреждений в структуре жилой застройки. Военный госпиталь и отдельные воинские части располагались по Махрамскому проспекту, вдоль всей южной границы города. На востоке располагались летние постройки для пехотных частей. Размещение военных частей на границах города усиливало его фортификационные свойства. Следует, однако, отметить, что здесь постепенно сложился город, отличавшийся от других своим простором, большой шириной улиц и проспектов, великолепным озеленением бульваров. И даже в центральных кварталах город не имел такой скученности жилой застройки, как в Ташкенте, Самарканде и других городах. Занимая достаточно большую площадь, Новый Маргелан имел значительно меньшее население, чем другие города Ферганской долины. По данным переписи 1897 г., в старом Маргелане было 36592 человека, Андижане - 46680, Коканде - 82054, Намангане - 61906, Оше - 36474, в то время, как в столице области всего 8977 человек. К 1912 г. количество жителей достигло только 12000 человек. Даже теперь, когда население значительно выросло и застройка, города стала плотнее, в центральных кварталах часто встречаются особняки, к которым примыкают обширные участки и которые соединены друг с другом забором.
Утвержденные в 1879 г. "Правила об устройстве областного города Ферганской области", обращали внимание на внешний облик и конструктивную прочность зданий. Так, в правилах указывается, что "по выбору участка проситель представляет в двух экземплярах план и фасад предполагаемой постройки. Выбор фасадов представляется каждому желающему строиться с тем, чтобы фасады соответствовали условиям архитектурной правильности и благообразия, а также прочности и безопасности. Лучшие из участков предоставляются тем обывателям, которые действительно предполагают построить на них значительные здания". Очевидно, последний пункт был вызван чисто социальными моментами и способствовал сосредоточению в центре города наиболее зажиточных людей. Однако это привело к тому, что жилая застройка в кварталах, тяготевших к крепости, приобрела достаточно приятный облик и организованный характер. Господствовала здесь и усадебная застройка небольшими одноэтажными особняками. Мужская гимназия
Внешняя архитектура этих домов довольно скромна: очень редко встретишь, чтобы стремление к пышности во внешней отделке зданий сочеталось с провинциальной примитивностью в выполнении и прорисовке деталей, орнаментов. Обычно детали домов - карнизы, наличники, пилястры, фронтоны - прорисованы аккуратно, со вкусом, и по стилю близки многим более крупным зданиям общественного назначения. Это придает облику жилой застройки улиц города определенную стилевую цельность, чему способствовала штукатурка домов с традиционным выявлением активных элементов - белых пилястр, наличников, карнизов на цветном фоне стены.
В Новом Маргелане почти нет жилых домов с фасадными поверхностями, облицованными жженым кирпичом. Вообще зданий, выполненных в "кирпичном стиле", очень мало - это мужская гимназия, грен-завод и церковь Александра Невского. В то время как в других городах очень часто фасады жилых зданий (даже сырцовых) были облицованы и орнаментированы жженым кирпичом, а в жилой застройке Новой Бухары (Кагана) жженый кирпич, как декоративный материал, был обязательным для всех более или менее порядочных жилых домов.
Другая характерная особенность структуры города, отличающая его от Ташкента или Самарканда, - достаточно четкое выделение его общественного и административного центра. И если центр недостаточно выявлен системой планировки, он наглядно подчеркнут концентрацией основных и наиболее крупных сооружений в центре жилой застройки. Этот центр фиксируется пересечением центрального Абрамовского проспекта (ныне улица Карла Маркса) и Губернаторской улицы (ныне улица Ленина). Он складывался постепенно, поэтому постройки, составляющие его, разнообразны - рядом со старыми одноэтажным зданиями (Областного правления, Штаба войск, Инженерной дистанции. Полицейского управления, торговых зданий, Уездного управления, дома помощника военного губернатора) находились и более монументальные (собора, мужской гимназии, губернаторского дома и несколько в стороне, на Абрамовском проспекте - Военного собрания).
Здание Военного собрания - одно из наиболее старых в городе. Проект его был составлен поручиком-сапером Синклером в 1877 г. Судя по имеющимся на фасаде датам, оно построено в 1878 - 1879 гг. Появление новых функций, присущих нашему времени, вызывало и внутренние перестройки (кинозал) и пристройки снаружи. К левому крылу была пристроена двухэтажная часть, выполненная в тех же формах и деталях, что и первоначальное здание и потому не смотрится как нечто чуждое. Но она исказила первоначальную архитектурную композицию, построенную на принципах строгой симметрии.
Центр композиции здания - одноэтажный, несколько повышенный за счет аттика объем с выступающей вперед граненой полуротондой, где ранее были парадные входы в здание. В этой части здания сосредоточены наиболее крупные и парадные помещения.
Как отмечали в свое время очевидцы, "Ново-Маргеланское Военное собрание помещается в великолепном обширном здании, построенном в 1878 г. специально для этих целей. В нем танцевальные и столовые залы в два света таких размеров, что свободно могут поместить в себе все маргеланское общество" . К центральному объему примыкали более низкие крылья, фланкированные двухэтажными элементами с треугольными фронтончиками. Находящиеся здесь входы в служебные помещения были раньше подчеркнуты козырьками на тонких металлических колонках.
Решенное в довольно приятных по рисунку формах, к тому же выполненных очень тщательно, здание еще и сейчас производит хорошее впечатление. Этому способствует и его удачное расположение в стороне от тротуара, на фоне деревьев парка.
Другое еще более примечательное - здание б. Военного губернатора области. Оно в самом центре города, напротив церковной площади; располагалось в стороне от тротуара, за металлической решеткой. К нему примыкал большой и красивый парк с аллеями, обсаженными декоративными деревьями, с водоемом и интересными входными воротами. Здание ферганского областного губернатора
Здание Военного губернатора Ферганской области ныне приспособлено для нужд областного драматического театра; снаружи оно полностью сохранило старый облик. В свое время это было самое представительное здание из построек подобного назначения в Туркестане. Его начали строить в 1879 г. и закончили только в девяностых годах. Это двухэтажное строение симметричной композиции, с двумя парадными подъездами по бокам главного корпуса. На первом этаже располагались парадные приемные помещения, на втором - жилые интимные комнаты. Левый вход вел в группу больших парадных помещений, предназначенных для больших приемов. Удлиненный аван-зал связывал между собой зимний сад, библиотеку, бильярдную с большим двусветным банкетным залом с большой столовой и оркестром. В правой стороне дома находились помещения для частных и дедовых встреч - кабинет, гостиная, малая столовая, буфет и проч. Причем, помещения обеих групп были связаны между собой, а помещения, лежащие вдоль главного фасада, были соединены в единую парадную анфиладу.
Архитектура фасада, безусловно, эклектична и перенасыщена разнообразными и несколько чуждыми друг другу формами. Но хорошее качество выполнения и единство цветового решения сообщают этому зданию нарядность и живописность. Особенно запоминается в архитектуре фасада мотив белой аркады, опирающейся на пристенные устои своеобразного рисунка. Стрельчатая форма аркады и окон второго этажа, как основной прием выявления центрального объема здания в новой архитектуре XIX в., - прием редкий, и является, очевидно, попыткой автора связать новое здание, несущее черты русского стиля, с традиционными формами местной монументальной архитектуры.
Документальные свидетельства называют строителем этого здания И. А. Леханова - опытного и талантливого архитектора, построившего здание Контрольной палаты в Ташкенте, запроектировавшего очень интересное здание караван-сарая на Ташкентской ярмарке и дом Военного губернатора Сырдарьинской области. Проекты эти, однако, не были осуществлены в связи с переходом И. А. Леханова в. 1878 г. на должность Ферганского областного инженера, где до 1897 г. он возглавлял строительство нового города. Судя по стилистическим особенностям, И. А. Леханов построил дом губернатора Ферганской области по своему проекту, и не исключено, что этот проект предполагался ранее для Ташкента. Вполне возможно, что этот талантливый инженер, по примеру других себе подобных, не ограничивался административной деятельностью, и многие здания восьмидесятых годов возводились при его участии. Очевидно, это и было причиной стилистического единства, характерного для застройки Нового Маргелана, о которой говорилось выше.
Общественно-административный центр города был акцентирован находящимся на обширной площади зданием собора Александра Невского, заложенным в 1890 г. по проекту архитектора И. С. Китнера. Это массивное здание было выполнено в традиционных для той эпохи псевдовизантийских формах и построено очень прочно. Центральный объем был перекрыт полуциркульным куполом на приземистом барабане, прорезанным арочными окнами. Снизу подкупольный квадрат фланкировали четыре полубарабана с полукуполами. Алтарная абсида была перекрыта небольшим сводиком. В общем композиция собора строго центрична и фланкирующие центральный купол объемы как снаружи собора, так и внутри подчеркивали ведущее значение главного купола. Колокольня впереди здания была так же приземиста и выполнена в тех же формах. Узкие арочные окна, плоские сферические , купола, сдвоенные приземистые полуколонны с кубическими капителями и другие детали внешней отделки обычны и характерны для этого стилевого направления в архитектуре крупных церковных зданий второй половины XIX в.
В 1908 г. в сквере, примыкавшем к церковной площади, был поставлен монумент основателю города М. Д. Скобелеву. Памятник работы скульптора А. А. Обера представлял собой мраморную триумфальную колонну римско-дорического ордера хороших пропорций с тонко выполненными деталями, увенчанную бронзовым бюстом. Колонна была установлена, на трехступенчатом пьедестале, где была вкомпонована и доска с соответствующей надписью.
Против соборной площади, как бы замыкая ее с западной стороны, в это же время было построено монументальное здание мужской гимназии. Здание было специально запроектировано для этих целей Г. М. Сваричевским в 1900 г. 28 апреля 1902 г. состоялась закладка здания, и в том же году проект был повторен для нужд женской гимназии в Самарканде, а затем в Чарджоу.
Здание, которое до сих пор сохранило близкое по функциям назначение и старый облик, выглядит как солидное и очень прочное. Некогда в нем, помимо учебных помещений, располагались пансион и квартира директора. Строго симметричное здание, возвышенный центр подчеркивался на фасаде полуциркульными окнами. Во внешнем облике наглядно видна присущая Г. М. Сваричевскому любовь к модерну в его "кирпичном варианте", причем здесь. очевидно, для придания большей представительности, архитектура несколько схематична, его формы укрупнены. Так же несколько схематична и металлическая решетка, окружавшая некогда большую территорию внутреннего двора.
Несмотря на эти характерные стилистические черты, здание выделяется в старой городской застройке как одно из лучших в городе. В солидности и монументальности другие здания учебного назначения значительно ему проигрывают, в том числе бывшая прогимназия на б. Кокандской улице.
Первоначально это было здание центральной осевой композиции,, в котором центр был выявлен выступающим граненым объемом с большим оконным проемом посередине. Но архитектурные акценты были на боковых ризалитах, где размещались входы в здание. Глубокие входные ниши фланкировались прихотливыми колонками и антами, поддерживавшими, в свою очередь, треугольный фронтон. Вестибюли за входами снаружи были выявлены декоративными куполами (ныне не сохранившимися). Пристроенный позднее двусветный гимназический зал, хотя снаружи и выполненный в общих по стилю архитектурных формах, все же (как и в случае с домом Военного собрания) нарушил симметричность композиции.
Здание женской гимназии значительно меньше здания Военного собрания, но они построены по одному композиционному . замыслу и в близких архитектурных формах. То есть, определяются черты стилистической близости, которая так характерна для этого города. Особенно это заметно на зданиях, построенных в одно время. Так, одноэтажное здание женского Мариинского училища (построенное до 1890 г.) очень близко по прорисовке карнизных элементов, наличников окон и других деталей губернаторскому дому.
Это большое в плане здание, лежащее на углу двух улиц. Главный фасад в центре акцентирован трехарочным портиком с большим фронтоном. Боковой фасад оформлен метрическим рядом окон, обрамленных приятными по пропорциям и рисунку наличниками с сандриками.
Здания торгового назначения были очень простыми и одноэтажными. Они располагались вдоль Губернаторской улицы, занимая небольшой отрезок напротив губернаторского сада. Наиболее крупные среди них - универсальный магазин С. А.Гор дона. Он располагался на углу двух улиц и представлял собой систему сомкнутых торговых залов, в которые вели большие круглые остекленные входы с вкомпонованными в них прямоугольными дверями. В ряду торговых сооружений находился и интересный по архитектуре, но несколько примитивный в техническом отношении кинотеатр. Стремление выразить на фасаде необычность, сказочность, которые усматривались в этом новом тогда виде искусства, привело к введению двух угловых башен, увенчанных высокими островерхими шатрами. Причудливые обрамления проемов и декоративные рельефные панно сообщали этому единственному дошедшему до наших дней кинотеатру, построенному в начале века, необычный и запоминающийся облик.
Другой очень интересный памятник торговых сооружений конца XIX в. - комплекс павильонов Воскресенского рынка. Построенный в девяностых годах прошлого века, он - единственное старое рыночное сооружение, дошедшее до нас, да и то с большими искажениями.
Изменение характера торговли и развитие ее привели к появлению на территории рынка новых павильонов, а некоторые старые были существенно перестроены Однако сохранившиеся постройки и старые фотографии свидетельствуют о том, что в свое время здесь был очень интересный и своеобразный ансамбль.
Вход на рыночную площадь фланкировался двумя изломанными в плане корпусами. Они были приподняты на высоких платформах, снаружи выложенных тремя рядами светло-желтого известняка, обработанного под руст. Средний возвышенный объем был окружен по периметру деревянными галереями. Сдвоенные стойки из круглых стволов, сохранявших свою деревянную фактуру, и прикрепленные к ним подкосы несли плоское деревянное покрытие. Эти галереи защищали находящихся здесь людей от непогоды, а проемы лавок - от прямых лучей солнца.
Для своего времени эти павильоны были, очевидно, функционально удобны. Их внутреннее пространство было разбито на отдельные просторные проходные отсеки, хорошо проветриваемые через верхние окна. Галерея служила хорошим средством связи между отдельными отсеками-лавками.
В глубине рыночной площади располагалась система квадратных и прямоугольных в плане, отдельно стоящих павильонов на невысоких цоколях и состоящих из одного или двух просторных помещений-лавок. Эти павильоны имели во все стороны очень большие выносные деревянные карнизы, несущие скатную кровлю. Подшитые снизу досками и поддерживаемые по всем сторонам круглыми в сечении подкосами, карнизы сообщали всей системе павильонов совершенно необычный вид. Ничего подобного нельзя встретить ни в архитектуре России, ни в местной традиционной архитектуре. Вся архитектура Воскресенского рынка, с его открытыми деревянными карнизами и галереями, "с системой павильонной застройки, несла черты Восточного Туркестана. Очевидно, восточное влияние, которое характерно для жилой традиционной застройки Ферганской долины, в данном случае проявились и в новой застройке европейского типа.