Правительство Узбекистана обновило тарифы на оплату труда хлопкоробов
В первом периоде хлопкоуборочной кампании, когда контракт выполнен до 60%, хлопкоробы будут получать по 650 сумов ($0,08) за килограмм сданной продукции, во втором периоде (контракт выполнен на 80%) – по 850 сумов ($0,10) и в третьем (контракт выполнен более чем на 80%) – по 1000 сумов ($0,12). В прошлом году размер оплаты составлял соответственно 450 ($0,05), 500 ($0,06) и 700 сумов ($0,08) за килограмм хлопка-сырца.
В отдельных регионах предусмотрена доплата к базовым расценкам в размере 300 сумов ($0,03) за килограмм хлопка. Ее будут получать сборщики в Джизакской, Сырдарьинской, Ташкентской областях, а также в некоторых районах Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей.
В общей сложности на оплату труда хлопкоробов государство выделит 246 млрд 404 млн сумов ($31,1 млн).
Кроме того, для сборщиков отменят страховой взнос в размере 8%, который они отчисляли в прошлом году. По оценкам узбекского Минфина, данная мера в совокупности сэкономит сборщикам урожая 117 млрд 414 млн сумов ($14,8 млн).
Премьер пообещал, что для сборщиков создадут более комфортные условия проживания. Хлопкоробы будут ночевать в специальных помещениях и в палатках, а не в школах и прочих социальных объектах, как это было раньше.
Власти считают, что благодаря созданию комфортных условий и своевременной оплаты фермерам и дехканским хозяйствам удастся полностью искоренить принудительный труд на сборе хлопка.
Кампания-2017 в Узбекистане также проходила под знаком отказа от принудительного и детского труда. Однако независимые организации, проводившие мониторинг, зафиксировали ряд нарушений. К примеру, власти заставляли работать на полях студентов, учителей, медиков, детей школьного возраста. В конце сентября прошлого года премьер-министру Арипову пришлось специальным распоряжением отозвать с хлопка учащихся вузов и некоторых бюджетников. Подробнее об этом можно прочитать в материалах «Ферганы» «Хлопкорабство в Узбекистане: Последние жертвы?» и «Поля безнадежности. Дети Узбекистана остаются заложниками битвы за урожай хлопка».
Согласно докладу миссии Международной организации труда (МОТ), посвященной кампании 2017 года, в Узбекистане детский труд больше не используется в систематическом режиме, и власти принимают меры по прекращению эксплуатации принудительного труда. Но выводы аналитиков МОТ подверглись сомнению со стороны других экспертов. В частности, глава «Узбекско-германского форума по правам человека» Умида Ниязова заявила, что «с самого начала МОТ проявила заметную политическую предвзятость в своей работе в Узбекистане. Это можно назвать предательством сотен тысяч узбекских сборщиков хлопка, многие из которых вынуждены работать на полях за небольшие деньги или вообще бесплатно».