В Казахстане подали первую заявку на химическую кастрацию педофила
Кастрация, уточнила она, возможна только после решения суда и заседания врачебно-консультативной и психиатрической комиссий. При этом решение суда является основополагающим.
Подробностей Айтпаева не привела, но, по данным сайта города Актау Lada.kz, первым химической кастрации подвергнут в сентябре одного из 54 осужденных педофилов, находящихся в колонии строгого режима ГМ-172/6 департамента уголовно-исполнительной системы (ДУИС) по Мангистауской области. Заместитель руководителя областного управления здравоохранения Клара Оралбаева рассказала, что осужденного принудят принимать препараты, которые снижают половое влечение, само возбуждение и блокируют сексуальные фантазии.
Для проведения процедуры в Казахстане применяется стероидный антиандроген «Ципротерон», который вводится глубоко внутримышечно каждые 10-14 дней. Розничная цена данного препарата составляет около 11.500 тенге ($32). Количество необходимых инъекций рассчитывается индивидуально, процедура, как пояснили в Минздраве, проводится долго и в год стоит примерно 126.000 тенге ($344).
Суммы, выделяемые на нее из казны, исчисляются шестизназначными цифрами. В 2018 году на закупку антиандрогенного препарата государством выделено 9,629 млн тенге. Эти деньги рассчитаны на проведение химической кастрации 77 осужденных. На 2019 год выделено уже 19,010 млн тенге — на 152 осужденных, а на 2020 год — 29,216 млн тенге на 232 осужденных.
При этом кастрации подвергаются не все осужденные педофилы, так как существуют и медицинские противопоказания для введения «Ципротерона» — гиперчувствительность к любому из компонентов препарата, заболевания печени, наличие или подозрение на опухолевые заболевания, менингиомы, тяжелая форма сахарного диабета с ангиопатией, серповидно-клеточная анемия, кахексия и даже тяжелая депрессия.
Норма о принудительной химической кастрации педофилов была введена в законодательство Казахстана в 2016 году, закон вступил в силу с 1 января 2018 года.
В 2013 году подобный закон был принят парламентом Кыргызстана, но президент Алмазбек Атамбаев его не подписал, поскольку посчитал его не эффективным. Химическая кастрация применяется в качестве меры наказания в США, России и некоторых странах Европы.
Детский омбудсмен упомянула также семилетнего школьника из села Абай, которого несколько раз избивали и насиловали старшеклассники. По ее словам, он пошел в школу, однако правозащитница отказалась сообщить, в каком городе, чтобы не провоцировать его поиски по учебным заведениям. Ранее сообщалось, что семья намерена переехать в Алма-Ату.
«Мальчик учится, пошел в школу. В целом, когда что-то плохое происходит, чем больше мы раскручиваем эту проблему, она больше формируется. Поэтому я не буду раскрывать где он живет, в какой он школе. Раскрывать это мы в интересах ребенка мы не будем. Скажешь одно, за ним другое пойдет, будут смотреть и думать, может это он, и представьте, какая волна пойдет среди этих первоклассников», — отметила Сауле Айтпаева. Она уточнила, что насильники из Абая, которые находятся под надзором органов внутренних дел, тоже продолжили обучение.