В Турции начались парламентские и президентские выборы
Реджеп Эрдоган, занимающий пост президента с 2014 года, баллотируется на второй срок. До этого, с 2003 года, он руководил правительством. Помимо него в выборах участвуют пять кандидатов, основным противником от оппозиции считается представитель Республиканской народной партии Мухаррем Индже. В парламент, наряду с правящей Партией справедливости и развития, которая сейчас занимает более половины мест в парламенте, баллотируются семь партий. Большинство – в составе коалиций. Партия власти образовала альянс с ультраправой Партией националистического движения, оппозиционная Республиканская народная партия – с националистической «Хорошей партией» и исламистской «Партией счастья». При этом выборы проходят по новым правилам, которые ранее инициировало парламентское большинство. Если партия входит в состав коалиции, то для получения мест в парламенте достаточно, чтобы официальный проходной барьер (10% голосов) преодолел весь альянс. Это практически гарантирует попадание в парламент ультранационалистам – союзникам нынешней партии власти. С другой стороны, создает дополнительные возможности для оппозиции.
Решение о проведении срочных выборов было принято на фоне сложной экономической ситуации. Формально экономика в стране растет (в 2017 году рост составил 7,4%). Но это сопровождается высокой инфляцией. В прошлом году, по данным МВФ, она составила около 12%, и позднее продолжила расти. Курс национальной валюты, по данным на май 2018 года, за год снизился примерно на 20%. Эксперты указывали на то, что во многом такая ситуация – следствие официальной политики, ориентированной на поддержание высокого экономического роста. Власти, со своей стороны, обвиняли в экономических сложностях «спекулянтов и врагов Турции».
Выборы проходят в условиях чрезвычайного положения, которое было введено после попытки переворота в 2016 году, и с тех пор осталось в силе. Правительство использовало такой режим как повод для того, чтобы формально остановить действие Европейской конвенции по правам человека. За этим последовала волна арестов, сопровождавшихся злоупотреблениями и произволом. По подозрению в причастности к мятежу, нередко по сомнительным основаниям, были задержаны десятки тысяч людей (до сих пор по делу о перевороте задерживают сотни людей каждую неделю). Более ста тысяч были уволены из государственных структур.
Кампания сопровождается репрессиями против средств массовой информации. Более сотни газет, журналов, информационных агентств и телеканалов были закрыты по решению властей. Сотни журналистов арестованы, некоторые приговорены к лишению свободы. «Репортеры без границ» назвали Турцию крупнейшей тюрьмой для журналистов, президент страны также находится в списке «медиа-хищников», который составляет организация – перечне лидеров, ответственных за гонения на журналистов и ограничение свободы слова.