У таджикистанцев возникли проблемы с отправкой денег иностранцам
В инструкции говорится, что физические лица — резиденты республики могут без открытия банковского счета переводить валюту на сумму до 1750 показателей для расчетов (87,5 тысяч сомони, или свыше $9900) в пользу резидентов республики. Однако провести аналогичную операцию в пользу лиц, не являющихся гражданами республики, таджикистанцам не разрешается. Исключение составляют случаи, когда переводимые средства предназначены организаторам различных мероприятий, в которых участвуют граждане Таджикистана, или для оплаты подписок на иностранные периодические издания, оплаты учебы и лечения, оплаты алиментов, пенсий и государственных пособий.
Теперь коммерческие банки, отказываясь принимать переводы, ссылаются на поправки в инструкцию. Клиентам банков приходится искать обходные пути. Например, гражданка Таджикистана Татьяна Иванова, которая не смогла отправить деньги родственникам на Украину, попросила человека с российским паспортом оформить перевод на себя.
Финансовые аналитики полагают, что таким образом Нацбанк пытается бороться с финансированием терроризма. Однако, по данным российских силовиков, террористы используют свою схему перевода денег, отследить движение средств по которой властям не удается. Эта схема похожа на легальные сервисы денежных переводов, и отличается от пересылки заработка мигрантами в другую страну только повышенным процентом перевода. Для получения наличных не нужны реквизиты — только имя получателя и пароль. Спонсор переводит со своей карты несколько сотен или тысяч рублей, чтобы не привлекать внимание банковских клерков. Посредник отправляет деньги в зарубежный банк — хозяину пункта денежных переводов в Турции или Иордании. Он сообщает своему коллеге-брокеру в Сирии, что деньги пришли, называет имя получателя и пароль. Тот выдает боевику наличные доллары из кассы. Такой перевод не оставляет следов и не попадает в поле зрения борцов с терроризмом.
До введения поправок в инструкцию о переводах граждане Таджикистана могли осуществлять переводы лишь на сумму до 28 тысяч сомони, или около $3200. Показатель был снижен после того, как в стране разразился банковский кризис.