Президент Кыргызстана взял под контроль дело об обмане гражданина Японии
Ранее глава японского благотворительного фонда «Кыял» Матсуда Синдзи обратился к Жээнбекову с письмом, в котором пожаловался на бездействие правоохранительных органов. Секретариат Совета безопасности по поручению президента проверил доводы Синдзи и счел их справедливыми. Двое старших помощников прокурора Первомайского района Бишкека привлечены к дисциплинарной ответственности, дальнейшее расследование контролируется.
Синдзи утверждает, что в 2015 году к нему в доверие вошла директор киргизского общественного фонда «Инклюзивное образование», учредитель ОО Empower Blind People Эльмира Эмилканова. Она получила от фонда «Кыял» $83 тысячи на покупку квартиры в Бишкеке, в которой должны были открыть учебный центр для незрячих людей. Получив деньги, Эмилканова оформила купленную квартиру на свое имя. Затем она получила еще $30 тысяч на ремонт квартиры и приобретение оборудования. В итоге эти средства были потрачены не по назначению. Узнав об этом, Синдзи потребовал, чтобы Эмилканова переоформила квартиру на ОО Empower Blind People, а остальные деньги вернула. Получив отказ, японец обратился в правоохранительные органы.
В отношении Эмилкановой было возбуждено дело о мошенничестве в особо крупном размере. Но при передаче дела в Первомайский районный суд Бишкека размер ущерба уменьшили до крупного. Следствие пришло к выводу, что Эмилканова мошеннически присвоила средства, выделенные на оборудование и ремонт, но не саму квартиру. Синдзи не согласился с этим решением, а также обвинил следствие в ряде нарушений Уголовно-процессуального кодекса Кыргызстана. 19 февраля 2018 года дело вернули на доследование.
Реабилитационный центр для незрячих, который планировалось разместить в купленной квартире, в итоге все-таки заработал. Однако его нынешнему руководству приходится арендовать помещение. Эмилканова же пыталась организовать в спорной квартире обучение незрячих детей английскому языку, но не смогла договориться с руководством интерната, где содержатся потенциальные ученики. В итоге она стала обучать английскому детей, не имеющих инвалидности.