Узбекистан: Восемь руководителей наказаны за принуждение к сбору хлопка и использование детского труда
Три директора средних школ, два директора профессиональных колледжей, два руководителя фермерских хозяйств и главврач одной поликлиники оштрафованы в Узбекистане на общую сумму 4,7 млн сумов (около $1500 по официальному курсу) за принуждение к сбору хлопка своих сотрудников и детей, не достигших 18 лет, сообщает 28 декабря Uzdaily.Uz.
Сборщики хлопка
Всего в период хлопкоуборочной компании 2016 года - с 19 сентября по 31 октября - в Министерство труда Узбекистана поступило 3919 обращений. Чаще всего вопросы касались системы оплаты труда и вознаграждений, нарушений при найме сборщиков, консультаций по трудовому законодательству. По 30 жалобам власти провели расследования, в десяти случаях приняты необходимые меры, по семи обращениям проведены разъяснительные работы с виновными, а по 13 обращениям факты правонарушений не подтверждены.
По трём фактам принудительного труда и двум обращениям, касающимся детского труда, виновные понесли наказание в соответствии с законодательством. Например, на директора Андижанского колледжа бытового обслуживания за принуждение к сбору хлопка со стороны Государственной правовой инспекции труда (ГПИТ) наложено административное взыскание в соответствии со статьей 51 Кодекса об административной ответственности Узбекистана (штраф от одного до трех минимальных размеров заработной платы, а в случае привлечения несовершеннолетнего - от пяти до десяти «минималок»).
ГПИТ выявила ещё 14 правонарушений - пять фактов несвоевременной оплаты труда и девять случаев необеспечения условий найма и труда. В итоге двум руководителям поликлиники, директору профессионального колледжа, руководителю фермерского хозяйства, руководителю махалли (общины) и директору одного предприятия были даны соответствующие разъяснения.
Минтруда сообщает, что в 2016 году по рекомендации Международной организации труда (МОТ) национальный мониторинг по недопущению принудительного и детского труда в Узбекистане проводился исключительно независимыми общественными организациями. То есть представители органов государственного управления, органов государственной власти на местах не были включены в состав мониторинговых групп. Названия участвовавших в мониторинге организаций не приводятся.
Напомним, в 2015 году Узбекистан разрешил экспертам МОТ ездить по полям, посещать различные учреждения и проводить опросы среди людей. При этом группы мониторинга состояли из иностранного наблюдателя из МОТ и пяти местных, представляющих Министерство труда, Федерацию профсоюзов, торгово-промышленную палату, Комитет женщин и одну из зарегистрированных неправительственных организаций. По итогам мониторинга было заявлено, что «систематическое использование детского и принудительного труда в хлопкоуборочной кампании в Узбекистане не зафиксировано», примеры каких-либо отдельных случаев нарушений не приводились.
Между тем, правозащитники утверждают, что в 2016 году проблема использования детского труда в Узбекистане не только не утратила актуальность, но по сравнению с предыдущим сезоном число принуждённых к сбору хлопка школьников в возрасте 14-15 лет выросло, как и количество случаев массового использования принудительного труда взрослых. Подробнее об этом – в докладе Узбекско-Германского форума по правам человека «Принудительный труд в хлопковом секторе Узбекистана. Предварительные результаты сбора хлопка 2016 года».