Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Ташкент, март 2004: Разведка боем или Холостой "залп Авроры"?..

31.03.2004 09:01 msk, Сергей Ежков, независимый журналист

Акты насилия и террора, неожиданно обрушившиеся на республику, прекратились так же мгновенно, как и начались. Минувшая ночь прошла в Узбекистане спокойно, по крайней мере, приватно предоставленная силовыми структурами информация, свидетельствует о том, что акты насилия и террора, неожиданно обрушившиеся на республику, прекратились так же мгновенно, как и начались.

6.45 утра. Граница с Казахстаном, проходящая через Кибрайский район, примыкающий к столице республики. Закрыты шлагбаумы, по обе стороны от которых выстроились КамАЗы, не успевшие проскочить погранзону в связи с известными событиями. Они стоят со вчерашнего дня и ждут, когда движение будет официально разрешено.

Когда это произойдет конкретно, здесь никто сказать не может. Служивые ждут команды, но чувствуется, что еще вчера присутствующее напряжение на пограничном и таможенном постах, спало. Ребята спокойны и доброжелательны, охотно обсуждают детали завершившейся операции по ликвидации террористов. Сетуют, что информации слишком мало, как и большинство граждан страны, люди в форме были вынуждены пользоваться слухами, домысливая происходящее.

Автотрасса на Ташкент практически пуста, хотя обычно в такое время дехкане спешат в город. Город их кормит, здесь можно продать свежую зелень, молоко, яйца. Ближе к столице замечаю впереди доверху груженый мешками с луком старенький «москвич». Это радует, значит, кто-то уже отважился поехать на базар. А ведь еще вчера практически все ташкентские рынки были полупусты…

7.10. На посту ГУБДД при въезде в город нет былого ажиотажа, как нет того количества вооруженных милиционеров и солдат срочной службы, что было сутки назад. Да, каждую проезжающую машину непременно досматривают, но и здесь ощущается спокойствие и размеренность в действиях. Открыв салон моего автомобиля, сержант бегло осмотрел его и попросил сигарету. Видимо, на посту он не первые сутки, свои кончились. Спрашиваю, спокойно ли прошла ночь. Он молча кивает головой, закуривает и тут же переходит к другой машине. Не до разговоров, понятно.

Полупустынные в столь ранний час ташкентские улицы. Ясное голубое небо, яркое весеннее солнце. Редкие еще прохожие одеты почти по-летнему. На всем пути до центра города, за исключением несколько чаще, нежели обычно, расставленных сотрудников дорожной милиции, никаких признаков недавнего усиления. Столица, похоже, возвращается к обычной жизни, приходят в себя и люди…

Что же произошло и, главное, почему произошло? Этими двумя вопросами, наверняка, еще долго будут задаваться граждане страны, по сути, так и не получившие внятного ответа на них от власти. Да, дважды власть извещала население о происходящем, но на протяжении двух суток, повергших республику в растерянность, она избегала поэтапного информирования, безропотно отдав информационное поле на откуп неосведомленным источникам.

Сегодня жителям страны говорят о том, что в Бухарской области было обнаружено полторы тонны взрывчатки, что в террористической операции, целью которой было дестабилизировать обстановку в Узбекистане, принимали участие несколько десятков человек, в том числе, и женщины-смертницы. Что все это нехарактерно для среднеазиатского региона, а сама подготовка террористических актов велась за рубежами отечества. Другими словами, гражданам и мировому сообществу предоставили дежурный набор доводов и аргументов, используемых в подобных случаях.

Что сказать по этому поводу? Стандартная ссылка на международный терроризм и полное отрицание внутренних причин, терроризму способствующих, свидетельствуют, на мой взгляд, о нежелании власти детально проанализировать ситуацию, сделав соответствующие выводы.

Начнем с полутора тонн взрывчатки. Как она могла попасть в частный дом, откуда ее могли привезти и, почему этот факт прошел мимо правоприменительных структур, бесконечно докладывающих об успехах в борьбе с терроризмом? Складывается впечатление, что нынешние силовые структуры Узбекистана в известной степени деформированы, я уж не говорю о коррупции, коей они существенно поражены.

Организация и проведение серии террористических актов показывает и другое: ни милиция, ни Служба национальной безопасности не имеют на сегодняшний день хорошо развитой сети агентуры, работающей на поставку превентивной информации. Той, что позволяет бороться с преступностью, не дожидаясь, пока эта преступность начнет бороться с властью. Да, уверен, аналогичное положение сегодня и в других постсоветских государствах, включая Россию, но я в данном случае болею душой за ту страну, гражданином которой являюсь, и я хочу, чтобы здесь было лучше, в первую очередь.

Далее. Вопрос своевременного и квалифицированного информирования населения о происходящих отнюдь неординарных событиях. Если хронологически проследить развитие действительно трагических событий, обращаешь внимание на один печальный факт: с момента первых нападений на сотрудников милиции, первых взрывов прошло более четырнадцати часов, прежде чем представители власти, президент Узбекистана, высказались по этому поводу. Причем, визуально Ислам Каримов был в шоке от происходящего. Высказав явно подготовленную силовиками версию о шестимесячной подготовке, предшествовавшей совершению террористических актов, он провел параллели с Мадридом, Россией, Ближним Востоком. Но ни слова не сказал, что власть, высшая власть республики, обязательно разберется и во внутренних причинах, порождающих и допускающих терроризм.

Быть может, их действительно не существует?

Боюсь, что дело обстоит не совсем так. Командно-административная система, исключающая инициативу граждан, по-прежнему доминирует в Узбекистане. Вкупе с нередко присутствующим здесь полицейским произволом, коррупцией она приносит нежелательные плоды, отнюдь не способствуя укреплению авторитета власти.

Задумаемся, почему первые атаки террористов были направлены против сотрудников правоприменительных ведомств, в частности, милиции?

Наверное, потому, что те, кто готовил теракты, зная истинное отношение большинства людей к милиции, надеялись на понимание и поддержку. Да, они не встретили ни того, ни другого, но это лишь потому, что в критических ситуациях, когда вопрос стоит о безопасности, жизни и смерти детей, родных, близких, нормальные люди всегда будут на стороне власти. Даже тогда, когда эта власть им явно не мила. Даже тогда, когда только упоминание о ней вызывает протест и раздражение.

Следующее, о чем, думаю, необходимо сказать. По свидетельству очевидцев, женщины, взрывавшие себя и других, визуально принадлежали к активным сторонницам радикального ислама. К этой же социальной группе, скорее всего, относилась и мужская половина, участвующая в проведении террористических актов. Значит, несмотря на перманентные зачистки «религиозных экстремистов», проводимые в Узбекистане, несмотря на сотни осужденных за подрыв конституционного строя, в стране есть база для культивирования религиозного экстремизма. В стране, а не только за ее рубежами, как это власть пытается представить.

В чем причина сложившихся реалий? Отчасти в социальном, имущественном и, главное, правовом неравенстве граждан. Вспомним, лейтмотивом идеологии того же вахаббизма является равенство всех граждан. Этакий исламский коммунизм, который, заметим, пользуется достаточно широкой поддержкой среди крайне бедно живущего простого населения. Сельчан, в частности, гнущих спину на хлопковых плантациях, но оторванных от результатов своего труда. И об этом необходимо помнить, и этот фактор необходимо учитывать…

Чего же все-таки добивались террористы, изначально предполагавшие провал своей акции? Разведка боем, демонстрация силы?

Но они понимали, что бессильны перед государственной машиной и ее полицейским аппаратом.

Заявить о себе и заставить с собой считаться? Не исключаю.

Однако, скорее всего, эти люди надеялись на поддержку населения Узбекистана, в частности, жителей Ферганской долины. Быть может, действительно считая, что их однозначно самоубийственная акция всколыхнет республику и поднимет народ на борьбу с существующей властью.

Не всколыхнула. Не подняла. Залп самоубийц, стреляющих отнюдь не холостыми патронами, все равно был холостым, так и не став «залпом Авроры». Но его все равно нельзя забывать, как важно помнить и о его причинах.

На будущее. Чтобы не рвануло всерьез…