В Москве процветает бизнес на нелегалах. Расследование "НГ"
Корреспонденты "НГ" выяснили на собственном опыте, почему миллионы мигрантов не легализовали свое положение в столице
Со следующих выходных в Москве начнутся массовые облавы. Едва ли не самая масштабная в истории столичной милиции операция коснется миллионов людей. ГУВД Москвы объявило о начале проверки миграционных карт у иностранных граждан. Это специальный документ, введенный с нового года для всех иностранцев, въезжающих в РФ, и содержащий исчерпывающие сведения как о личности мигранта, так и о цели и продолжительности его пребывания в России. По мнению милицейского руководства, картотека, содержащая эти сведения, позволит жестко контролировать поток мигрантов, что якобы снизит уровень преступности и упорядочит ситуацию с трудоустройством иностранных граждан в России.
Между тем независимое расследование "НГ" показало, что получение миграционных карт столь трудоемкий и сопряженный с нервотрепкой и унижением процесс, что большинство мигрантов стараются обращаться к фирмам-посредникам сомнительной репутации, которые берутся за немалые деньги обеспечить столь же сомнительной подлинности документ.
Замначальника столичного ГУВД Виктор Черкашин сообщил, что в Москве в настоящее время проживают около миллиона иностранцев. В действительности их, видимо, значительно больше. Только граждан Украины, по неофициальным данным украинского консульства, в Москве сейчас находится примерно три миллиона. А диппредставительства, например, государств Центральной Азии вообще отказываются размышлять на эту мало поддающуюся арифметическому осмыслению тему. Но миграционные карты получили не более 35 тысяч человек. Остальные с 15 февраля подлежат штрафованию (в размере от 500 до 1000 рублей), занесению в специальные компьютерные списки нелегалов и в перспективе - депортации. Но вначале - отлову, во имя которого милиция готова "перешерстить" всех и каждого.
Логика проста. Замначальника столичного Управления по делам миграции Эдуард Русман говорит, что нежелание иностранцев оформлять миграционную карту связано с тем, что большинство из них имели проблемы с законом у себя на родине, а в Москву приехали за новыми приключениями и "подвигами". Поэтому, дескать, и прячутся, не желая попасть в общую базу данных МВД. Нормальные люди могут зарегистрироваться без проблем: 37 московских паспортно-визовых управлений, которые выдают миграционные карты, работают в удобном режиме, очередей нет, никаких дополнительных справок (и даже регистрационных карт) для выдачи миграционной карты не требуется.
Однако простое сопоставление цифр заставляет усомниться в правильном понимании милицией сути происходящего. Нельзя же в самом деле поверить, что Москва со 150 тысячами сотрудников правоохранительных органов, на каждом шагу проверяющих документы, стала земным раем для миллионов преступников и правонарушителей.
Сотрудники "НГ" решили выяснить тонкости регистрационно-миграционного оформления на собственном опыте. Оказалось, что эта операция в достаточной степени засекречена. По крайней мере несколько граждан, с которыми мы познакомились возле украинского посольства, не знали, к кому и с какими документами обращаться за миграционной картой. Мы тоже вначале не знали. Официальные органы не просто отказывались что-либо объяснять и комментировать по телефону, но, услышав, что звонит журналист, немедленно переадресовывали "наверх" и бросали трубку.
Путем сложных расследований удалось выяснить, что миграционные карты выдают в ОВИРах по месту регистрации мигранта. Те, кто въезжает на территорию России сейчас, получают такой документ на границе. Некоторые иностранцы из СНГ даже специально уезжали на недельку на родину, чтобы, возвращаясь, автоматически превратиться в "легального мигранта". По заверениям руководителей миграционных служб, все въезжающие получают миграционную карту прямо в поезде или аэропорту. Бланки, говорят, действительно выдают. Проверив правильность их заполнения, российские пограничники должны оставить мигранту одну часть заверенного документа, а себе взять другую - для внесения в компьютерные базы данных. Но это делается далеко не всегда. А без пограничного штампа миграционная карта, естественно, недействительна.
И дорога мигранта лежит все в тот же ОВИР. В 6-м межрайонном ОВИРе УВД ЦАО г. Москвы миграционные карты выдают в определенные часы два дня в неделю. Собралась очередь тихо шепчущихся и громко ругающихся людей. Кто-то прямо на подоконнике писал заявление. Кому-то уже отказали из-за явно "липовой" регистрации. Москвичка средних лет, пришедшая лично засвидетельствовать готовность в кратчайшие сроки зарегистрировать на своей жилплощади юную родственницу из СНГ, куда-то опаздывала, нервничала и злилась. Собрав необходимые справки в ЖКУ и подтвердив собственную добропорядочность и благонадежность у участкового, она вынуждена не первый день стоять в очереди в ОВИР, а потом снова идти в ЖКУ и к участковому, словно в городе объявлено военное положение, такой унизительной нервотрепки в очередях она не переживала, кажется, со времен "перестройки", возмущалась москвичка. Очередь притихла. Многие мигранты, судя по выражению лиц, видели многое и знали, что бывает хуже и унизительнее...
Моя знакомая, педиатр одной из московских районных поликлиник, - армянка, бежавшая из Баку, когда там начались военные действия. Спасая детей, уехала в безопаснейший и поэтому лучший из городов - Москву, где и она, и ее дети - нежеланные гости. Мигранты. Причем работа в государственной структуре требует от нее неукоснительного выполнения всех законодательных норм. "Я стояла в очереди за миграционной картой несколько дней: все друг на друга орут, номерки на руках... - рассказывая, она плакала у меня на кухне. - Я лучший детский врач в районе. Я врач от Бога. Ко мне детей везут со всей Москвы. И при этом я должна себя чувствовать человеком второго сорта, недочеловеком, который вынужден все время подтверждать свое право находиться среди "нормальных людей", ходить с ними по одним улицам, дышать их воздухом?"
Простая формальность превратилась в достаточно неприятную и длительную процедуру для многих иностранцев в России. Причем миграционная карта, как и регистрация, выдается гражданам других государств сроком на три месяца, затем необходимо все начинать по новой. Четыре раза в год примерно по две недели на оформление всех документов.
Сказанное, видимо, уже объясняет, почему многие мигранты обращаются за помощью ко всякого рода фирмам, которые делают и регистрацию, и миграционную карту за сутки. Один иностранный журналист во время пресс-конференции передал руководителям правоохранительно-миграционных структур целую коллекцию собранных по городу объявлений о такого рода услугах. Комментарием стало сообщение, что сотрудники МУРа недавно арестовали трех (!) преступников, продававших регистрационные и миграционные карты в стенах Московского государственного строительного университета, а также закрыли один (!) офис подпольный фирмы с такой же "специализацией" где-то на Садовой-Спасской улице. Кстати, в офисе по странному стечению обстоятельств в момент облавы находилась только девушка-диспетчер, которая не назвала ни имен-адресов своих работодателей, ни их покровителей в органах внутренних дел. А на днях в новостях сообщили, что закрыта еще одна такая же фирма и арестована тоже только девушка-диспетчер...
Спрос всегда рождает предложение, и в Москве сегодня, конечно же, можно купить регистрацию и миграционную карту. Адрес одного из "офисов" ("абсолютно надежно - они не поддельные печати ставят, а с милицией работают") подсказали сами мигранты. Метро "Маяковская". Чистый офис с обычной мебелью. Очередь. Но движется быстро: девушка со слов записывает паспортные данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, номер паспорта, гражданство), помечает себе цель приезда - служебная, коммерческая, учеба, частная, туризм, работа, транзит. Спрашивает, какую российскую организацию (с адресом) указать в качестве "пригласившей стороны". В случае отсутствия таковой "фирма" предлагает свои услуги - за небольшую дополнительную плату, рублей 200-500. "Базовая цена" на оформление миграционной карты - 1500 рублей (в некоторых "конторах", говорят, берут 1700-2000 в связи с повышенной необходимостью наличия такого документа во время обещанных тотальных проверок). Платишь под "честное слово", без квитанций. Ровно через сутки та же девушка выдает документ. Редакционное удостоверение повергает ее в шок. Сориентировавшись, она громко кричит: "Мара-а-ат!" Появляется "лицо кавказской национальности" в хорошем костюме и облаке дорогого парфюма. После искренних извинений за беспокойство и объяснений относительно истинных журналистских целей идем беседовать в соседнюю комнату. "Да-да, все настоящее - и печати, и бланки. У нас там свои люди, в милиции, - говорит Марат. - У них зарплата знаешь какая? Маленькая. А жить надо..."
Жить надо и тем парням, которые будут с завтрашнего дня с остервенением проверять у многочисленных иностранных граждан наличие миграционных карт. Процедура проверки регистрации отработана в мелочах. Бывалые нелегалы утверждают, что к этому моменту установились даже "расценки": в случае отсутствия регистрационной карты рекомендуется вкладывать в паспорт 300 рублей, при особо тщательной проверке - 500. Если денег нет, худшее, что ожидает нарушителя, - препровождение в ближайшее отделение милиции, где в течение нескольких часов выясняется личность задержанного. И все. До депортации обычно не доходит.
Депутат Госдумы Александр Баранников, последовательно, но безуспешно борющийся с существующей процедурой регистрации, поясняет: "Перед человеком, которого задержали за отсутствие паспорта, стоит традиционный выбор - провести два-три часа в отделении, откуда его отпустят после выяснения личности, либо расплатиться на месте". Простейшая юридически, но фактически усложненная до крайности процедура получения миграционных карт, конечно же, способствует коррупции и нелегальной коммерции.
Кстати, Закон "О милиции" гласит, что милиция имеет право "...проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения..." Со следующей недели под подозрением - все.