"Трудовые мигранты" из стран Средней Азии в Подмосковье
Не любят в Москве приезжих. Не все, конечно, но многие жители столицы ворчат: мол, понаехали тут всякие-разные, ведут себя в нашем любимом городе как у себя дома. Презрительным "Полтинник!" или "Деревня!" кроют столичные автолюбители зазевавшихся подмосковных водил. Но многие ли из москвичей задумывались над тем, как относятся к ним немосквичи? И не где-нибудь в ближнем зарубежье или далекой российской глубинке, а хотя бы в Подмосковье, всего в нескольких километрах от МКАД? Чтобы ответить на этот вопрос, корреспондент "Известий" наугад ткнул в карту Московской области. Палец попал на Домодедовский район. (...)
Заместитель начальника Домодедовского УВД Николай Костенко считает, что в районе существует тройная преступность: местная, московская и мигрантская. Летом кривая местной преступности стремительно падает вниз, зато московская и мигрантская устремляются в заоблачные дали. Что характерно - мигрантскую преступность в Подмосковье "завозят" опять же москвичи.
Юрий Карпухин, коммерсант из столицы, строящий 3-этажный дом недалеко от деревни Колычево, признается, что практически каждые выходные привозит на свою "маленькую домодедовскую стройку" партию мигрантов-строителей из ближнего зарубежья:
- Покупаю таджиков или туркменов в пятницу вечером на "невольничьем рынке" у Казанского вокзала, везу на стройку, отбираю паспорта, даю фронт работ, а через неделю возвращаю документы, "сливаю" работяг и снова еду к трем вокзалам - за новой партией.
Юрий лукавит, забывая добавить, что "сливает" он таджиков и молдаван без выходного пособия. Аргументирует он это тем, что "работа выполнена некачественно, все придется переделывать, а на это уйдет вся ваша зарплата".
Широко распространенная в среде коммерсантов-москвичей практика "сливания" бесправной рабочей силы иногда дает сбои. Пару недель назад в районе Авиагородка на территории своего недостроенного особняка "кинутыми" рабами из Молдовы был зарезан кунцевский "сахарный магнат" Юрий Рыткевич. Рыткевич, как и Карпухин, имел среди мигрантов-строителей дурную репутацию "кидалы", и угрозы в его адрес раздавались неоднократно. Одна из них этим летом все-таки была приведена в исполнение. Местные оперативники раскрыли преступление в течение суток, но след молдаван к тому времени уже затерялся где-то на просторах бывшего СССР.
Обычно "кинутые" такими подрядчиками строители обратно на "невольничий рынок" не спешат, пробуя самостоятельно подыскать себе работу на территории района.
- Целыми днями по участкам ходят, - рассказывает дачник Сергей Сергеевич. - Петька-сосед их вытурил, и они теперь за кормежку и ночлег работать готовы.
Зачастую бесплодные поиски заканчиваются для блуждающих шабашников местным следственным изолятором. Отчаявшись найти хоть какой-то приработок, мигранты решаются на крайний шаг - воруют из дачных кладовых продукты, одежду и дорогие инструменты. Николай Костенко заявил "Известиям", что каждое пятое преступление в районе совершается иногородними. Причем доля мигрантов в графе "особо тяжкие преступления" и "преступления против личности" достигает чуть ли не половины от общего числа.