Жители Брянской области превратились в нелегалов на родной земле
Из Таджикистана Игорь уехал сразу после развала Союза. За неделю до отъезда ему поставили штамп в паспорте, означавший, что он стал гражданином среднеазиатской республики. Игорь обратил внимание на штамп лишь через десять лет. Он поселился в одном из небольших городков Брянской области, работал и не предвидел, что когда-нибудь станет чужаком на своей родине. Новое законодательство о гражданстве в России, принятое нынешней весной, заставило вспомнить о бумажных делах, и Игорь отправился в паспортно-визовую службу. Удивился, когда услышал, что ему, гражданину Таджикистана, нужно теперь пройти целую процедуру возвращения российского гражданства. Требовалось поехать в Таджикистан, получить там национальный и заграничный паспорта, а потом прибыть в Брянск и просить вид на жительство. Русскому по крови и рождению? Но что же делать, таково законодательство, объяснили лицу без российского гражданства.
- Я уже почувствовал неудобства и ограничения, - говорит Игорь. - Например, не могу, как раньше, нести государственную службу. Не включен в списки избирателей, появились сложности со страховками. Как понял, работники паспортно-визовой службы тоже пока в некоторой растерянности. Не я один ведь такой.
Действительно, около десяти тысяч человек только в Брянской области оказались на двусмысленном полулегальном положении. Большинство из них русские и жившие в России до развала Союза. Хотя между жерновами оказались и представители других народов. Бедствующая семья армян получила статус беженцев еще на родине около десяти лет назад. В России ей такой же статус не предоставили. Дети выросли в Брянской области, подошел срок получения паспортов, но им отказали на том основании, что родители согласно документам считаются гражданами Азербайджана. Глава семейства из-за инвалидности не может возвратиться на родину за документами, а его жена, работающая няней, никак не наскребет денег на дальнюю поездку. Запуганные, бесправные, они сейчас сидят и ждут своей участи, моля лишь о том, чтобы снова не оказаться в зоне боевых действий.
К чести сотрудников паспортно-визовой службы, никаких жестких акций по отношению к вынужденным нелегалам они пока не применяют.
- Мы ведь понимаем, что многие из этих людей оказались в нынешней ситуации либо по незнанию, либо по извечной нашей некой нерасторопности: еще успеем получить российский паспорт, - говорит заместитель начальника службы Александр Артюхов. - Недавно к нам обратился заместитель губернатора, у которого отец живет в Белоруссии. Очень удивился, что старику нужен теперь для переезда в Россию на постоянное житье не только национальный паспорт, но и заграничный. Только после этого мы сможем выдать ему вид на жительство. На наш взгляд, законодатели иногда слишком торопятся. Вот в Украине решили не считать документом паспорт СССР, а про то, что около пяти миллионов украинцев мотаются по Сибири в поисках заработков, - забыли. Что им теперь делать? Так же и у нас. После развала Союза какое-то время человек находился в Украине или Казахстане, потом перебрался в Россию. Жил десять лет со старыми документами, получал пенсию, а когда пришел за новым российским паспортом, выяснилось, что уже бесправен. Теперь гражданство получают через вид на жительство. Родившимся в России проще в том смысле, что этот своего рода испытательный срок сокращен до года. Даже женитьба только на два года уменьшает время ожидания. Кстати, за последнее время в нашей области зарегистрировано несколько браков местных девушек и африканцев. Увы, браков фиктивных.
По-своему отреагировали на новый российский Закон о гражданстве жители кавказских государств. В Брянске, по словам депутата областной Думы Людмилы Комогорцевой, они занялись усиленной скупкой земель около рынков. Там усиленно строятся особняки, гаражи, легко превращаемые в торговые базы. Получить российское гражданство успели уже многие, получат и остальные. Хуже русским переселенцам, которые возвращаются домой нищими. О скупке земель и установлении контактов с чиновниками они и не помышляют.