В трудном положении находятся российские военнослужащие за рубежом
"Красная звезда" в последние годы не раз обращалась к проблеме соблюдения прав военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, проходящих военную службу или работающих в воинских частях, которые дислоцируются в странах ближнего зарубежья. Очень много жалоб и обращений поступает, в частности, из Республики Казахстан. Они адресованы не только в редакцию, но и в высшие органы государственной власти. В октябре с. г. Советом Федерации был направлен парламентский запрос на имя председателя Правительства России Михаила Касьянова. В нем отмечалось, что вопросы социального обеспечения военнослужащих и членов их семей, а также гражданского персонала до сих пор не урегулированы. В первую очередь это касается социальных выплат, обязательного медицинского страхования, пенсий, обеспечения паспортами граждан Российской Федерации. А Главной военной прокуратурой проведена проверка соблюдения законности в этих вопросах. Вот что в ходе нее было выявлено.
Как известно, статус воинских формирований России на территории Республики Казахстан определен соглашением между двумя государствами, а также рядом двусторонних договоров. Ни в одном из этих документов, а также нормативно-правовых актов Российской Федерации не делается различий между положением военнослужащих или гражданских специалистов в зависимости от места их нахождения в Казахстане. На деле же получается, что служить на Байконуре - это одно, а на Балхаше или в Приозерске - совсем другое.
Так, постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 года № 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме Байконур и в г. Ленинске, и членов их семей" введены льготы. С 1 января 1995 года установлены: выплата окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям с увеличением на 50 процентов, ежемесячная надбавка к окладам по воинским должностям за службу в районе экологического кризиса в размере 30 процентов, ежемесячная надбавка к окладам по воинским должностям за обеспечение космических программ в размере 50 процентов и льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсий из расчета один месяц военной службы за два месяца.
Для гражданского персонала, работающего на космодроме Байконур, установлена выплата должностных окладов с повышением на 50 процентов, ежемесячной надбавки за обеспечение космических программ в размере 50 процентов месячного должностного оклада, ежемесячной надбавки за работу в районе экологического кризиса в размере 30 процентов месячного должностного оклада или тарифной ставки, а также ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в зоне экологического кризиса продолжительностью семь рабочих дней.
Города Приозерск и Балхаш по климатическим условиям ничем не лучше, а по социально-бытовым еще хуже, но никаких надбавок там не существует. Казалось бы, чего проще: взять и распространить действие постановления № 1122 на российских граждан, которые несут там нелегкую службу. Оказывается, нельзя. Для этого требуется подписание между Россией и Казахстаном специального соглашения по урегулированию социальных проблем, такого, какое было подписано в Алма-Ате в октябре 1998 года по Байконуру.
Еще сложнее обстоит дело с выплатой пособий на несовершеннолетних детей, которые раньше получали все в воинских частях и никакой беды не знали. Но в соответствии с принятым Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" с 1 января 2000 года эти выплаты должны производиться исключительно через органы социальной защиты населения. Те, кто разрабатывали и принимали этот закон, наверное, и слыхом не слыхивали о наших полигонах за рубежом. Или не подозревали, что в чужой стране не может быть российских собесов?
В соответствии с определением Конституционного суда России от 8 июня 2000 года № 134-0 независимо от прохождения военной службы по контракту на территории России или за ее пределами военнослужащие должны считаться проживающими в Российской Федерации, и, следовательно, они вправе получать государственные пособия вне зависимости от места проживания. Вопрос, как это судебное решение реализовать? Органов социальной защиты населения в местах дислокации воинских частей на территории Казахстана нет. Да и иск предъявить некому: те же города Приозерск и Балхаш-9 являются населенными пунктами Республики Казахстан, а на органы соцзащиты какого-либо субъекта Российской Федерации такая обязанность не возложена.
Проблемы с паспортами у российских военнослужащих и членов их семей, проживающих в ближнем зарубежье, возникли еще раньше. Так, на территории Казахстана паспорта образца 1974 года были признаны недействительными с 1 января 1998 года. Для подтверждения законности пребывания на территории этой республики местные органы власти предлагают гражданам России получить вид на жительство, сдав имеющиеся у них паспорта старого образца. Но сделать это невозможно: члены семей военнослужащих, рабочие и служащие Российской армии при выезде на территорию России (в отпуск, к новому месту службы мужа, для поступления в учебные заведения и т. п.) должны иметь их с собой. Для тех, кто проживает в Приозерске, попытались было найти выход. Решением начальника паспортно-визового управления МВД России было определено, чтобы они получали новые паспорта в ГУВД Волгоградской области. Но далеко не все нуждающиеся в закреплении своего российского статуса (их - тысячи) имеют возможность специально поехать в Волгоград, чтобы оформить паспорт.
С этим же вопросом связана проблема постановки на консульский учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории городов Приозерск и Балхаш-9. В соответствии с положениями Закона "О гражданстве Российской Федерации" постановка на консульский учет является добровольным действием граждан. Но органы внутренних дел Казахстана, ссылаясь на какое-то свое указание от июня 2000 года, отказывают российским военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу в регистрации по месту пребывания без предварительной постановки на консульский учет. Отсутствие регистрации, равно как и паспортов нового образца, затрудняют их перемещение по территории Казахстана. Стоит добавить, что за постановку на консульский учет следует заплатить сумму, эквивалентную 5 долларам США. Если сюда прибавить расходы на дорогу в Алма-Ату и обратно, то удовольствие получается довольно дорогим.
О других проблемах российских военных в Казахстане, наверное, нет смысла говорить столь же подробно. Ясно, что нет в сопредельном государстве ни российских органов военной инспекции, ни территориальных органов Пенсионного фонда России, ни военных комиссариатов. Так что плохо там обстоит дело и с отчислениями, и с налогами, и с призывом на военную службу, и с некоторыми выплатами при увольнении в запас. Стоит сделать разве что еще всего лишь один акцент: межгосударственными соглашениями Российской Федерации с Республикой Казахстан не предусмотрена бесплатная пересылка на территорию России писем военнослужащих, проходящих срочную службу по призыву.
Обидно также то, что вопросы, которые могли, казалось бы, быть урегулированы без особого труда, до сих пор не решены. Скажем, в Белоруссии и Азербайджане российские военнослужащие получают денежное довольствие в местной валюте, а на Балхаше и в Приозерске - в российских рублях. А поскольку российских военторгов там нет, то они вынуждены приобретать товары, в том числе первой необходимости, в местной валюте по явно заниженному относительно официального курса обмену. Не разработан и механизм оказания медицинской помощи применительно к условиям нахождения российского военного контингента за рубежом.
И все же хочется сказать нашим читателям: повод для оптимизма есть, хоть и делается все, может быть, не так быстро, как хотелось бы. 17 августа 2002 года министром обороны Российской Федерации издан приказ № 315 "О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме Байконур и в г. Ленинске, и членов их семей", в котором часть вопросов нашла свое отражение.
После заседания правительства, которое состоялось в феврале этого года, Министерство обороны совместно с заинтересованными органами исполнительной власти разрабатывают предложения по порядку финансирования воинских частей, дислоцирующихся за рубежом. Многие из названных проблем относятся не только к Казахстану, но и к Таджикистану и Азербайджану. Как стало известно редакции, сейчас готовится правительственное постановление, в котором названные проблемы будут рассмотрены в комплексе.
Хотелось бы, чтобы нашлись и конкретные решения. Наверное, ни у одной страны мира, имеющей свои военные базы за рубежом, нет такой головной боли...