Акция по депортации таджиков - лишь предлог для взяточничества чиновников
Московские милиционеры заговорили по-таджикски. Акция по депортации таджикских гастарбайтеров из Подмосковья - лишь попытка устрашения нелегалов и одновременно популистская показуха...
В пятницу ночью с аэродрома "Чкаловский" на самолете военно-транспортной авиации из Подмосковья будут выдворены 70 таджиков-нелегалов. Это первый случай столь массовой высылки нарушителей принятого регистрационного режима, прибывших из республик экс-СССР. Таджиков доставят прямым рейсом в Душанбе. На это из бюджета Московской области выделено более миллиона рублей.
Начало кампании было положено терактом на Дубровке. По горячим его следам губернатор Подмосковья Борис Громов провел совещание областной антитеррористической комиссии, где заявил об "ужесточении паспортно-визового режима". По мнению Громова, все нелегалы из Закавказья и стран СНГ должны быть депортированы.
Милиция тут же начала "шерстить" подмосковные города, отлавливая нарушителей. Особенно тщательно проверялись строительные фирмы, как известно, часто нанимающие приезжих из ближнего зарубежья. Средний ежедневный улов, по словам милиционеров, составлял около двух тысяч человек. Но большинство нелегалов отделывались легким испугом и чисто символическим штрафом в 50 рублей.
Не повезло лишь 70 гражданам Таджикистана, задержанным на стройках Подольска и Химок. Именно им выпадет в пятницу "честь" стать первооткрывателями "депортационного моста" из Подмосковья. В дальнейшем, надеются миграционные власти области, мост будет работать регулярно, и не только с Таджикистаном. По словам замначальника отдела управления паспортно-визовой службы ГУВД Мособласти Александра Кельнера, единственное преступление депортируемых в пятницу таджиков - проживание в Подмосковье без регистрации.
- Все производится в соответствии с российским законодательством. Иностранные граждане обязаны получить временную регистрацию. Над всеми нарушителями состоялся суд, - рассказывает "Известиям" подполковник Александр Кельнер. - Раньше мы не выдворяли нелегалов. Между Россией и бывшими союзными республиками, кроме Грузии и Туркменистана, существует безвизовый въезд. Одних отправишь - тут же приедут другие. Никаких денег не напасешься.
- Почему будут высланы именно 70 человек - что, больше нет мест в самолете?
- Могли бы депортировать и больше, но из бюджета области деньги
были выделены только на две партии "переселенцев" по 70 человек. Первых 70 нелегалов отправляем в пятницу. Следующий рейс в Душанбе назначен на 22 ноября. И вообще, строительный сезон закончился, все равно многие потянулись бы на родину. А так - бесплатно уедут, встретят Новый год дома, а не в холодной строительной бытовке.
По словам сотрудников милиции, с таджиками-нелегалами обращались гуманно и свободу их не ограничивали. Просто приказали к определенному моменту собрать вещи и быть готовыми к тому, что за ними приедут. В посольстве Таджикистана, куда "Известия" обратились за комментарием, о депортации ничего не слышали. "Милиция не обязана ставить нас в известность, - заявили сотрудники посольства. - Если наши граждане совершили преступление, должны ответить по закону".
Московские милиционеры заговорили по-таджикски
Таджикский бизнесмен Алимамад Рахимов с 1992 года работает на одном из строительных рынков Москвы. На каком именно, Алимамад, по соображениям собственной безопасности, уточнять не стал - боится, что милиция совсем его разорит. По его словам, за несколько дней, прошедших со времени захвата "Норд-Оста", столичная милиция "сколотила состояние на ксенофобских настроениях". Более того, утверждает Алимамад, наиболее "предприимчивые" стражи порядка уже заговорили по-таджикски.
- Это поразительно. Еду я на машине, на заднем сиденье - два приятеля-таджика. Проверка документов. С регистрацией все в порядке, но милиционеру на это начхать. Он говорит, что наши документы фальшивые. До этого он говорил по-русски, но, повернувшись ко мне, на чистом таджикском говорит: "Хазор сум", то есть в переводе - "тысяча рублей". Я не поверил сначала, думал
рехнулся на почве страха. Но нет, он повторил: "Хазор сум".
На рынке, где работает наш собеседник, ему не раз приходилось быть свидетелем, как "договаривались" и за более низкие расценки. При проверке документов милиционер рвет на части регистрацию, удивляется ее отсутствию и требует: "Пансад сум" (пятьсот рублей).
По мнению Алимамада Рахимова, акция по депортации таджиков - лишь предлог для взяточничества чиновников разного ранга. А высылают как раз тех, кто не смог откупиться, - строителей, работающих на подмосковных дачах за похлебку и кусок хлеба.
- Раньше мы жили в одной стране, были одной семьей. А теперь оказалось, что в семье - половина уродов и недочеловеков? Если произвол дошел до того, что при безвизовых отношениях между нашими государствами Россия позволяет себе депортации и концлагеря - я сам депортируюсь вон. Когда самолет вылетает?